?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Шлюзы

Простите, я осознаю, как тупо и нелепо выглядит любой текст, который начинается словами «Рогозин сказал», но рискну по причинам, о которых ниже.

Итак, Рогозин сказал, вернее, вспомнил и рассказал старую байку про то, как конструктора бронированного автомобиля Сталин приказал посадил внутрь и велел стрелять по машине из автомата, чтобы инженер своей жизнью подтвердил надежность защиты. Таким образом выразил свое уважение к подобным методам руководства и вроде бы косвенно намекнул и пригрозил.

На эти, как, впрочем, и на любые другие высказывания упомянутого товарища, конечно, не стоило бы обращать никакого внимания. Да я бы и не обратил. Но дело в том, что по жизни уже досадливо достало. Сколько себя помню, ещё с колымской трассы, с магаданских бараков, про московские коммуналки шестидесятых уже не говорю, я постоянно слышал, не утверждаю, что всегда и везде, но, во всяком случае, в количествах явно по моим понятиям превышавших разумные пределы, нечто подобное в самых разных вариациях. От наиболее общего и почти нейтрального, практически междометия «Сталина на вас нет», до зачастую подробного и аргументированного, расцвеченного якобы реальными жизненными картинками, про то, как Сталин умел навести порядок и при нем люди умели работать по-настоящему, а не как нынешние разгильдяи и лодыри, распустившиеся без железной руки.

Причем это были отнюдь не только те, кто умудрился как-то проскочить и на собственной шкуре не прочувствовать все прелести так восхваляемой «руки», но и люди с десятилетиями лагерей за спиной, многие, чьи друзья и ближайшие родственники сгинули, просто были замучены и расстреляны. Сколько же я знал истинных твердокаменных коммунистов с горящим взглядом, абсолютно непоколебимых в своей святой вере и готовых ради неё на всё…

Но, надо им отдать должное. Даже самые тупые из этих горящеглазых понимали, что одновременно со всеми своими идеологически выдержанными декларациями за закрытой дверью и при потушенном свете следует потихоньку повторять пересохшими и растрескавшимися губами: «Да минует меня чаша сия». А эти современные отмороженные рогозины не то, что не понимают, а элементарно печёнкой не способны прочувствовать, что первыми, кого поставит к стенке соответствующая рука, будут именно они сами.

А про то, как соотносится эффективность и надежность инженерных сооружений с самым что ни на есть прогрессивным и волевым стилем «железного» руководства, предельно подробно и точно изложил уже великий русский писатель Платонов в «Епифанских шлюзах». И бессмысленно, и невозможно к этому хоть что-то добавить. Ты можешь быть Петром сколь угодно великим, но от того, сколько народу ты изобьёшь и погубишь, вода в канале не поднимется. Там действуют другие законы и другие стимулы.

А ещё бытует такая легенда, что мостостроителей в старину ставили, да ещё вместе с семьей, под сооружение во время испытаний. Не знаю, я специальными изысканиями не занимался, возможно, где-то когда-то и ставили. Но в России такого государственного закона или даже ведомственного официального правила никогда не было. Но вот что на самом деле было, так это традиция. И действительно, нередко проектировщики и строители сами становились под мост. Их никто не ставил. Они сами вставали. И не из страха перед возможной карой. А из уверенности в деле рук своих и гордости за него. Кстати, это и была истинная элита.



Первый железнодорожный мост через реку Обь в Новосибирске. Движение по мосту открылось 31 марта 1897 года. В день испытаний по мосту пустили четыре паровоза по 51,5 тонны. А под мостом на льду встало всё руководство строителей и инженеров.

Comments

( 14 комментариев — Оставить комментарий )
spaniel90100
12 ноя, 2018 15:22 (UTC)
А в наших палестинах министр транспорта и премьер решили тоже выглядеть красиво и "испытать" первую поездку по железной дороге ТА - Иерусалим. Правда, с этой дорогой фотографии, к сожалению, красивее, чем действительность.

https://www.inn.co.il/News/News.aspx/382681

Edited at 2018-11-12 15:24 (UTC)
putin_xyil000
12 ноя, 2018 18:17 (UTC)
так мож стоит рогозина в ракету запхать, как руковредителя и к Солнцу отправить?
serge_mishkin
12 ноя, 2018 19:38 (UTC)
Ага, мост до сих пор стоит, там даже ещё одну ветку пристроили, параллельно старому мосту, на тех же самых изначальных опорах, запас прочности позволил это сделать, с большим оставшимся запасом. Ходили слухи, что современным строителям оказалось очень непросто отдолбить часть старой опоры, чтобы выровнить площадку под новую, дополнительную, потребовалась спец.техника. Какой тогда там стоял шум, я и сам ещё помню. Опять таки, говаривали, что со всей губернии, кажется, томской тогда, в конце 1890-ых, свозили яйца для того чтобы на их основе замешивать скрепляющий раствор.

Я когда то заметил, что в монументальных первоисточниках по сопромату на английском очень много русских фамилий в авторах, потом разобрался: многие из них были выпускниками петербуржского института инженеров путей сообщения, те самые строители мостов по всей России. Гарин-Михайловский не был исключением, хотя отнюдь не принадлежал к лучшим его студентам. А лучшие, эмигрировав во время, а некоторые уже после революции, в технически развитые страны, стали основоположниками теории сопротивления материалов. Слава Богу, мосты нужны были везде, особенно в Штатах. А ещё, в Штатах как нигде требовалась хорошая теоретическая база для их строительства, так как хорошо известно, что здесь они иногда рушились, и до сих пор ещё рушатся... Сами по себе, от недостатка той самой квалификации инженеров-строителей. Впрочем, в России теперь тоже... Экономят...Там, где не следует...


Edited at 2018-11-12 19:42 (UTC)
nicksakva
12 ноя, 2018 20:19 (UTC)
Английские железные дороги тянулись ровно и прямо через холмистый английский ландшафт благодаря щедрому использованию насыпей, выемок и прекрасных каменныхи чугунных виадуков. Вся эта инженерная роскошь определялась наличием средств и рабочих рук, которыми в изобилии располагала викторианская Англия. Совершенно другие условия были в Америке: расстояния были гигантскими, капиталы скудными, зарплата даже неквалифицированных рабочих весьма велика, множество дилетантов, квалифицированные мастера европейского типа были чрезвычайно редки.
Железо было дорого, но дешевое дерево имелось в неограниченных количествах. Кроме того, американские путейцы, подобно своим коллегам - судостроителям, готовы были в такой мере рисковать жизнью и собственностью людей, что у британских инженеров от одной мысли об этом волосы под котелками встали бы дыбом... Американцы XIX в. привыкли жить в состоянии постоянной опасности, но за это они должны благодарить скорее своих инженеров, чем бандитов или индейцев.
Железные дороги прокладывались на запад весьма быстро и с минимальным использованием дорогостоящих земляных работ - выемок и насыпей. Часто долины пересекали виадуки в виде длиннейших деревянных эстакад ...
...
Широкие и бурные реки нельзя было пересечь с помощью деревянных эстакад, поэтому возникла необходимость в больших мостах с длинными пролетами. Стационарные мосты европейского типа не подходили здесь ввиду отсутствия денег и квалифицированной рабочей силы. В связи с этим возникла насущная потребность в длинных (и дешевых) деревянных фермах, которые были бы по силам обычным плотникам. Поскольку их постройка была потенциально доходным делом, а американцы - народ чрезвычайно находчивый, создается впечатление, будто в XIX в. чуть ли не каждый американец приложил руку к изобретению мостовых ферм. Вы можете обнаружить в учебниках немалое количество разновидностей мостовых ферм, конструкции которых лишь незначительно отличаются друг отдруга, но зато каждая из ферм носит имя ее изобретателя.

Дж. Гордон. Конструкции или почему не ломаются вещи.


Edited at 2018-11-12 20:31 (UTC)
iv_an_ru
15 ноя, 2018 19:20 (UTC)
> Ходили слухи, что современным строителям оказалось очень непросто отдолбить часть старой опоры, чтобы выровнить площадку под новую, дополнительную, потребовалась спец.техника.

Там не было никакой "части старой опоры", там скальный выход. Собственно из-за этого скального выхода Транссиб и пересёк Обь именно в этом месте. Выбора-то особого нет, ближайший следующий подходящий выход находится в месте с говорящим названием Камень-на-Оби.
serge_mishkin
15 ноя, 2018 20:19 (UTC)
Вы, очевидно, несколько недопоняли о чём я написал. Я имел ввиду именно бетонные опоры: они были гораздо шире в самом основании, причём ассиметрично, с этаким треугольным выступом в сторону противоположную течению реки. Они были специально таким образом спроектированы чтобы противостоять самому мощному возможному ледоходу, явлению весьма нередкому на этом отрезке течения Оби в конце XIX века, работая как ледоколы или ледорезы. В конце XX-го, однако, обские ледоходы сильно ослабели, и о них можно было уже особо и не вспоминать, и потому эти треугольные выступы-ледорезы несколько подрезали, достроив на образовавшися плоских основаниях вторые опоры. Чтобы не быть голословным:

Это старый мост в Новониколаевске:


Это он же, до модернизации, и с несколько другого ракурса:


а это он после достройки вторых опор, но сфотографированный с противоположного берега:


Как видите, опора стала двойной, практически симметричной. Хотя вторая опрора, кажется, всё таки чуток пониже первой, изначальной.

Edited at 2018-11-15 20:29 (UTC)
iv_an_ru
15 ноя, 2018 20:57 (UTC)
Старая опора наоборот правая, которая ниже. Но никто её тело не рубил, только облицовку подрубили чуток, вот тут хорошо видны треугольники старого материала ледовой защиты:
https: // st. depositphotos. com/2193716/2379/i/950/depositphotos_23791935-stock-photo-trans-siberian-railway-bridge.jpg

Ледоходы ослабли, да --- недалеко выше по течению теперь дамба ГЭС, весь лёд с верховий теперь "её".
serge_mishkin
15 ноя, 2018 21:31 (UTC)
Может быть Вы и правы, это ведь не более чем очень, очень старые воспоминания. по разговорам, телепередачам, слухам, очень давно это было, но рубили там точно не "чуток", шум там стоял такой, как будто рушилась вавилонская башня :) Кое что я и сам видел, то что можно было видеть с довольно большого расстояния. И спецтехника была точно, с отбойными молотками там не работали, агрегаты были те ещё, это то что я сам наблюдал, очень интересно было.
Про ГЭС - правильное замечание конечно, до ГЭСа паводком сносило всё левобережье в районе моста, там частный сектор в основном был, одноэтажные домишки, этот район Лесоперевалкой кажется назывался...
iv_an_ru
15 ноя, 2018 20:59 (UTC)
> Это он же, до модернизации, и с несколько другого ракурса:

Это другой мост, кстати.
serge_mishkin
15 ноя, 2018 21:36 (UTC)
Может быть и так, но точно так же выглядит, именно со стороны левого берега, и надпись вроде соответствующая: "Желелезнодородный мост в месте пересечения главного хода Транссиба".

Да это не столь уж и важно, важно то что мосты тогда основательно строили, действительно на века... С этим то Вы спорить надеюсь не будете? :)

Edited at 2018-11-15 21:43 (UTC)
iv_an_ru
15 ноя, 2018 21:56 (UTC)
> Да это не столь уж и важно, важно то что мосты тогда основательно строили, действительно на века... С этим то Вы спорить надеюсь не будете? :)

Разумеется, не буду. Мосты всегда строят на века. Иногда получается. А я хочу жить вечно. Тоже пока получается.

Кстати, где-то у меня бродит книжка про Белелюбского, биография + работы, при необходимости можно попробовать там нарыть больше подробностей про этот конкретный мост.
serge_mishkin
15 ноя, 2018 22:20 (UTC)
" Мосты всегда строят на века..."

А вот с этим уже я никак не могу согласиться. Не всегда, и не везде, то там то здесь слышу про рухнувшие мосты, рухнувшие сами по себе, безо всяких взрывов, диверсий, или хотя бы землетрясений. В России что то там на Дальнем Востоке вроде недавно рухнуло, в Штатах такое происходит с завидной регулярностью, а уж про мост рухнувший в Генуе вся мировая пресса прожужжала.
Ну, а как мосты строили в Штатах в XIX веке, да и в XX -том тоже... Да почитайте хотя бы вот этот комментарий здесь же:

https://auvasilev.livejournal.com/1532637.html?thread=22880221#t22880221

Да что тут, собственно говоря, вспоминать, есть же Вики! :):

https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_bridge_failures

Edited at 2018-11-15 22:23 (UTC)
iv_an_ru
15 ноя, 2018 22:39 (UTC)
Есть такое понятие "систематическая ошибка выжившего". Если рухнуло до нас, то мы и не помним.
Во-вторых, всё больше возможностей нарушить условия эксплуатации. Древний римлянин при всём желании не мог загнать на путепровод камаз-зерновоз, доверху наполненный мокрым песком, его "изобретательность" ограничивалась лошадью чуть потяжелее.
Ну и самое главное --- чем больше мостов, тем больше и обрушений. В Антарктиде не один мост ещё не рухнул.
paroikea
12 ноя, 2018 20:53 (UTC)
Рогозин - как и любой из обоймы исполнителей - мудак и взяточник.
по нонешним временам - не криминал, но пристрелить можно

или нужно
( 14 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

вторая
auvasilev
Васильев Александр Юрьевич
http://vasilev.su

Latest Month

Июль 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
Разработано LiveJournal.com
Designed by yoksel