?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Волны гасят ветер

Года примерно до двухтысячного, во всяком случае в моем кругу общения, рубль не то что даже предельно мало участвовал в реальных расчетах, но и в просто разговорах присутствовал лишь в случаях специфических и исключительных. Когда ты задавал любой практический вопрос, начиная от того, сколько человек зарабатывает, и заканчивая ценой какой-нибудь квартиры, машины или участка, то получая ответ и не думал переспрашивать, в какой это валюте. Естественно в долларах, это подразумевалось само собой. Если нужно было перехватить взаймы на несколько недель небольшую сумму (более крупные и на значительные сроки обуславливались иначе, то был уже не «взаймы», а коммерческий кредит, потому и разговор другой), то никому не приходило в голову просить в рублях, это было бы элементарно неприлично по всем понятным причинам.

А потом были четыре года за которые произошло довольно много очень важных изменений. Вы можете продолжать говорить любые гадости про Касьянова, но именно тогда уникально за всё постсоветское время при даже с любым учетом инфляции уж минимум в полтора, а то и больше, раза меньшей цене на нефть стабильно росла экономика. И, кроме прочего, произошел крайне значимый ещё и чисто психологически переход на взаимоотношения в рублях. Более того, в какой-то момент даже такой осторожный и аккуратный, особенно в подобных делах, человек, как я, совершил то, что до того не делал никогда. Совершил несколько для меня достаточно крупных финансовых операций чисто в рублях и пр этом вполне прилично заработал в любом эквиваленте.

Как, почему и каким образом всё это закончилось, мы обсуждали многократно и сейчас не станем возвращаться. Но я здесь несколько о другом. При моем, без малейшей иронии, безусловном уважении к управленческим административным и даже сугубо бухгалтерским талантам Михаила Михайловича, можно ли говорить, что всё или хотя бы большая часть произошедшего тогда явилось исключительно или опять же в основном его личной заслугой? Думаю, что однозначно можно ответить отрицательно.

Там было несколько этапов. И первый, как ни странно, очень важный пришелся ещё на поздние горбачевские времена. Смешные с нынешней точки зрения «кооперативы» сыграли на самом деле гигантскую роль в становлении новых отношений и появлении нового, практически забытого за предыдущие десятилетия, типа людей. И эти люди оказались готовы к тому, что началось уже с девяносто первого в совершенно ином масштабе и на принципиально иных основаниях. Дальше было пару лет реально полнейшего бардака, но полного возврата к старому уже не получилось, и с девяносто третьего по девяносто восьмой, всего за одну по-старому говоря «пятилетку» условному (крайне условному) Гайдару удалось доломать систему и установить капитализм.

Мы сейчас не станем давать определения этому капитализму. Я заранее согласен со всеми ругательными, вплоть до матерных, словами и даже от себя могу еще добавить с десяток пооскорбительнее. Но сути это не меняет. Плановая социалистическая экономика с запретом частной собственности на средства производства закончилась. При этом, вполне естественно, накопилось огромное количество попутного и во многом неизбежного дерьма, замешанного зачастую на элементарном массовом мошенничестве, в котором принимали участие почти все (я нет) вплоть до самого государства. Плюс цена на нефть и газ не баловала. В результате всё то же государство пошло на довольно рискованную, абсолютно противозаконную и в общем-то откровенно подлую авантюру, вошедшую в историю как «дефолт девяносто восьмого».

Однако при всей наглости и пакости вместе с кое-чем вполне честным и работоспособным (будем объективны, не очень многим) экономическая структура стряхнула с себя самый уж отягощающий и одиозный балласт «лихости» девяностых и начала потихоньку приходить в себя после болезненной, но необходимой и оказавшейся весьма стимулирующей встряски. Тут в какой-то степени просто повезло, хотя в тот момент поначалу в это мало кто мог поверить. Пришедший на смену жертвенному тельцу Кириенко старый советский комитетчик и аппаратчик Примаков неожиданно оказался в финансово-экономических вопросах человеком очень разумным. Он сделал именно то, что этот момент и было нужно. То есть ничего. Просто позволил локомотиву катиться по уже проложенным (да, ужасного качества и зачастую не совсем туда, но в принципе в правильном направлении) рельсам. И далее наступила эра раннего Путина, когда правительством руководил Касьянов. Который всего лишь грамотно считал, старался ничего особо не поломать и всё предыдущее, наконец, сработало.

Сработало именно то, что казалось полным безобразием и мраком. Но можно говорить любые глупости и гадости, а Россия снова начала экспортировать зерно, причем не как в пятидесятых, при нехватке для собственного населения, а на вполне сытый желудок.

Я, собственно, всю эту лирику вот к чему. Можно быть хорошим руководителем страны или хотя бы правительства. Можно не очень хорошим, а можно и откровенно плохим. Но в тот момент, когда человек приходит к власти, ничего на самом деле не происходит. Это довольно инерционная махина. Изменения и предпосылки к ним вместе с условиями накапливаются довольно долго и только затем начинают действовать в ту или другую сторону. Временной лаг тут минимум от двух лет, а обычно по крайней мере года четыре-пять. К тому же, можно спорить со стариком Кондратьевым по поводу сроков, цифр и множества прочих частностей, но в принципе само понятие экономических волн никто так и не отменил, при всем старании.

А теперь конкретно по поводу Трампа. Несомненно, он сам и вызванные им определенные настроения, и ожидания сами по себе являются объективным экономическим фактором. Но происходящие сейчас в Америки рост экономики и многие другие сопутствующие радужные показатели никак не являются и просто чисто технически не могут быть результатом именно его деятельности. Это до сих пор пока работает система так презираемого и ненавидимого многими Обамы. Можете пренебрежительно смеяться, но это данность. А благотворность и плодотворность деятельности самого Трампа проявится и станет понятной только через пару лет. Но, в любом случае, показатели неизбежно ухудшатся, опять же отнюдь или вовсе не по вине Трампа, или не только по его вине, или даже вопреки ему.

От него и от системы уравновешивающих и корректирующих его институтов зависит лишь – насколько ухудшатся. И какими будут последствия. Волны, господа, волны.

Метки:

Comments

( 16 комментариев — Оставить комментарий )
igormy
15 ноя, 2018 18:09 (UTC)
Все опять сводится к доброму старому спору: надо было ФДР вводить Новый Курс или подождать еще чуть-чуть и все стало бы на свои места? При 25+% безработицы и примерно 40 миллионах человек без гарантированного завтрака.
И по каждому мнению написаны тома и получены бесчисленные Нобелевские премии.
auvasilev
15 ноя, 2018 18:29 (UTC)
Про Нобелевские премии по экономике, это отдельный разговор.
Кстати, иногда весьма любопытный и познавательный, но в основном как тема для хороших анекдотов.
arestant5
15 ноя, 2018 18:22 (UTC)

Думаю, даже уверен доллар подскочит еще

auvasilev
15 ноя, 2018 18:28 (UTC)
Да. Но не смертельно.
serge_mishkin
15 ноя, 2018 18:39 (UTC)
Относительно российского капитализма: да, это, безусловно, капитализм, и совсем не требуются никакие матерные слова чтобы его точно описать. Я бы назвал его ... кущёвско-цапковским, благо, что некоторые последние события замечательно напомнили откуда такое словосочетание. Там, в Кущёвской, тоже ведь ... капитализм, с совершенно определённым, однако, привкусом. Таковым этот капитализм родился, таковым остаётся и поныне. Нынешний наш Вечный Президент только придал ему дополнительный оттенок, питерский, я бы сказал, в некоторой степени даже интеллигентский, поскольку санкт-петербургский. Сразу напомило название старого телесериала... Даже относительная законность какая-никакая ирмеется, цапков, как оказалось, даже не раскулачили тогда, только посадили. Это всё таки уже не революционная законность, а самая что ни на есть капиталистическая, и это замечательно, хоть и странная она какая то, законность наша, с тем же кущёвским оттенком...

По поводу Трампа, подозреваю, что два года - это время когда только самые первые экономические эффекты от его весьма сумбурного президенства начнут проявляться. Максимальный эффект, то есть гребень Вашей, Александр Юрьевич, волны, думаю, лет где нибудь через пяток по нам прокатися, а скорее даже через 7-8-9. А уж аукаться оно нам тут будет ещё очень долго... Но развалить её, американскую экономику, не удастся ни в какой даже степени, здешний рынок выдерживал и не такое, да и система of checks and balances, как Вы это совершенно замечательно перевели, система уравновешивающих и корректирующих институтов, своё дело сделает, сгладит насколько это только возможно.
auvasilev
15 ноя, 2018 18:43 (UTC)
С первой частью Вашего комментария согласен во многом, но далеко не полностью, а вот со второй практически без оговорок. Кроме, пожалуй, единственной, что в этой моей уверенности есть эмоциональная доля надежды, хотя и весьма умеренная.
serge_mishkin
15 ноя, 2018 19:35 (UTC)
И это замечательно, Александр Юрьевич, что [с первой частью моего комментария] Вы не полностью согласны. В чём я мало сомневаюсь, так это в том что Вы гораздо лучше меня знаете все его, российского капитализма, родимые пятна. Может с ним и есть ещё какая то надежда [на то что он когда нибудь станет вполне цивилизованным], но лично у меня её осталось ровно ноль целых, и три ноля десятых, сотых, и даже тысячных [процента!], даже на самом донном эмоциональном уровне...

Во второй же части, уверенность у меня полностью доминирует и превалирует над эмоциональными переживаниями, за исключением разве что тех эмоций которые возникают при просмотре пенсионных [накоплений/фондовых индексов], и уж тогда таковые [эмоции] присутствуют в таких весьма избыточных количествах, что обойтись без матерных глаголов и имён существительных никак не получается. Вот где Ваши волны материализуются во вполне конкретном, и весьма даже графическом виде. Я всё пытаюсь хотя бы очень приблизительно с'экстраполировать свои пенсионные накопления на момент когда будет достаточно свободного времени чтобы их наконец то физически использовать. Ничего лучшего, кроме экспоненты, к сожалению, математика для этого не предлагает, и глобально оно конечно как то соблюдатеся, но уж эти Ваши волны... падения и взлёты... кто бы и их ещё предсказал :)

Edited at 2018-11-15 20:57 (UTC)
igor734
15 ноя, 2018 18:55 (UTC)

А благотворность и плодотворность деятельности самого Трампа проявится и станет понятной только через пару лет. 


Ну, в принципе, уже потихоньку первые признаки "плодотворности" начинают проявляться. Тренд сломать, конечно, пока не получается, но некоторое его пробуксовывание аналитики уже начинают замечать :)))

iv_an_ru
15 ноя, 2018 19:13 (UTC)
Приниципиальная ошибка в том, что никаких "Просто позволил локомотиву катиться" и близко не было. Дефолт 98-го --- это не "откровенно подлая авантюра", это тот совершенно типичный дефолт, который знаменует собой успешное окончание государственного переворота. Когда новая власть набирает достаточно сил, чтобы перестать бояться тех выгодоприобретателей старого порядка ведения дел, кто так и остался в лагере "контрреволюционеров", она одним дефолтом одновременно и сохраняет ресурсы государства в своём распоряжении и наносит ущерб противнику. Не объявить такой дефолт при смене власти было бы абсолютно дилетантской ошибкой, а настолько дилетанты власть в ядерных державах не захватывают.
traung
15 ноя, 2018 20:45 (UTC)
Как мне кажется, и Америке, и миру в целом очень повезло с Обамой. Потрясающий, очень системный интеллектуал. До полного непонимания многих окружающих.
Конечно, было ожидаемо, что после него уровень лидера сильно понизится, но очень неожиданно, что настолько.

Интересно, каким будет лидер в Германии после Меркель. Тоже понижение, но ничего не поделаешь...

Волны, волны, волны...
serg_stg
16 ноя, 2018 02:10 (UTC)
ОК, Обаму на этот раз оставим в покое, а в чем особо великие заслуги госпожи Меркель, можно тезисно и конкретно перечислить ?
traung
16 ноя, 2018 21:25 (UTC)
Это долгий разговор, люди статьи и книги пишут на эти темы.

Но, собственно, если ж совсем коротко и в двух словах, то достоинства Меркель - это ум, образование, опыт и забота об общем благе, в сочетании. Она не стремится сделать Германию снова великой (за чужой счёт) и последовательно отстаивает сохранение Евросоюза, который и держится на Германии.


Edited at 2018-11-16 21:26 (UTC)
elotar
16 ноя, 2018 08:47 (UTC)
Такое хорошее начало, вот думал наконец-то звучит старый-добрый Александр Юрьевич, может намекнет, куда доллары девать, которые тут образовались в количестве, что на пропить слишком много (да я и в свете некоторых экспериментов со здоровьем почти не пью уже два месяца), а на прикупить что-нибудь полезное слишком мало.

А потом опять Трамп. Да будь он не ладен, что же всех переклинило так-то! Ну растет у них экономика рекордными темпами, можно порадоваться, что хоть у кого-то, но как там "прогрессивная общественность" в трауре, так и у нас тут народ волнуется. Боюсь даже представить безумие, когда его на второй срок выберут).

Edited at 2018-11-16 08:48 (UTC)
serg_stg
16 ноя, 2018 09:38 (UTC)
Верно подмечено. Если на ближайшую пятилетку у Прогрессивной Общественности (ТМ) в совершенно твердых, согласованных и утвержденных планах -Апокалипсис, а он не наступит, да еще вдруг Трампа, который так круто подведет столь уповавших на него людей, аллегорически говоря, также как закоренелого торчка может подвести барыга, всучивший тому вместо жизненно необходимой дозы герыча, дозу пшеничной муки, будут пробивать неимоверные истерики, а то и психозы. Ожидаются частые случаи самовыражения протестов в виде всевозможного само-членовредительства, как-то - демонстративные битье лба в кровь об твердые предметы, прыжки и пируэты с высоких предметов, само-поджигательства и проч. и тп и тд, ожидается, что нередко содержательная часть таких публичных меропрятий индивидуального протеста будет не менее интересна, чем известные этюды известного художника Павленского. Так что обещается много интересностей. Также это, возможно, будет напоминать эпизод из известного произведения с поджиганием большой коммунальной квартиры "Воронья слободка" жильцами этой самой квартиры. Правда, хочется надеяться, что "поджечь дом" в этом случае таки не удастся. Хотя ...как знать ..как знать...тут как раз и могут тоже нефиговые интересности произойти.

Edited at 2018-11-16 09:54 (UTC)
( 16 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

вторая
auvasilev
Васильев Александр Юрьевич
http://vasilev.su

Latest Month

Декабрь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Разработано LiveJournal.com
Designed by yoksel