Но, не вдаваясь в глубины истории, можно однако с полным основанием констатировать, что по огромному стечению здесь не анализируемых обстоятельств именно колбаса стала для советского человека уже не совсем и не только едой, а чем-то гораздо большим, знаковым и сущностным. И символом хорошей жизни, и признаком достатка, и основанием считать, что жизнь удалась, и ещё очень многим другим, что не сформулировать и не передать словами, но что безошибочно всегда ощущалось на вкус каждой клеточкой твоего тела.
Когда я ещё лет в десять впервые прочел «Один день Ивана Денисовича», то больше всего меня, магаданского ребенка, поразило отнюдь не описание лагерной жизни, я уже тогда многое по рассказам окружающих знал сильно подробнее, точнее и страшнее, а чисто физиологическая реалистичность эпизода, как герой ел ломтик сырокопчёной, доставшийся ему из посылки более обеспеченного товарища по бараку:
«А сам колбасы кусочек – в рот! Зубами ее! Зубами! Дух мясной! И сок мясной, настоящий. Туда, в живот, пошел.
И – нету колбасы».
У меня самого в тот момент рот наполнился слюной и воспоминаниями. Как меня бабушка ещё дошкольников впервые во время краткого визита матери в Москву, повела в «Колизей» и там перед сеансом в буфете купила бутерброд с такой колбасой и стакан сладкой газировки. Это ощущение на всю жизнь. «Столичная», нарезанная наискосок тончайшими кусочками с огромными кружками жира, её жуешь предельно медленно, чуть-чуть изредка прихлебывая воду, стараешься продлить время наслаждения и празднуя в душе каждое мгновение. И обязательно в конце концов остается во рту крохотный совсем уж твердый, не поддающийся зубам кусочек, который долго ещё потом перекатываешь под языком, но всё равно не сплевываешь, а проглатываешь.
Я могу рассказать множество занимательных историй про колбасу в моей судьбе, но не стану сейчас грузить читателя. Тем более, уверен, что люди моего и более старших поколений и так прекрасно понимают, что я имею в виду и, наверняка, сами имеют в запасе подобных историй не меньше. А молодежи этого полностью уже не понять. Они уже смотрят в магазине не есть ли колбаса, а какая колбаса. Это уже принципиально другая эпоха и другое восприятие.
И всё равно. Скромно потеснившись и уступив место внедорожникам и айфонам, колбаса для большинства народа осталось понятием святым и базовым. Заходит приятель миллионер, пресыщенный деликатесами всех континентов, давно ярый сторонник здорового образа и жизни и, прежде всего, питания, наливаешь для приличия по рюмке, он тоже исключительно из вежливости берет её в руку и тут взгляд его неожиданно становится странно рассеянным, а пальцы начинают совершать какие-то неосознанные хаотичные движения, как будто в поисках чего-то ещё не совсем понятного, однако крайне необходимого. И тогда лезешь в холодильник, нарезаешь несколько ломтиков Брауншвейгской, он поначалу смотрит на неё в ужасе, но через мгновение ломается и послушно закусывает злодейку колбаской под перышко зеленого лука.
Да, в самом Браушвейге и не подозревают о существовании такого продукта, как ни одному доктору в мире не придет в голову прописывать или самому употреблять Докторскую. Но это не имеет никакого значения. Колбаса остается у нас одной из немногих незыблемых истинно народных духовных скреп. Вот уж поистине, реальность данная нам в ощущениях.
И сейчас её собираются обложить акцизом. Потому как вредная и надо регулировать, то есть, по сути, стимулировать уменьшение потребления. Как с водкой и сигаретами. Проявление слабостей человеческих если не удается одномоментно категорически запретить, то нужно хотя бы не потакать им, а предельно ограничивать.
Я сейчас, конечно, не стану на эту тему дискутировать и вдаваться в абсолютную маразматичность что экономических последствий, что положительного влияния на здоровье. Для меня эта идея совершенно естественная и полностью логичная в ряду мифического введения Калигулой коня в сенат. Вы сожрали всё, вечного вождя, Грузию, Крым, пенсии, средства массовой информации, курение в ресторанах, бутылки в задницах от ментов, гимн Михалкова… Теперь сеньоры Лимоны и Помидоры наложат вам акциз на колбасу.
Приятного аппетита, милые мои Чиполлины!
Comments
Хороший пост.
А вообще-то советская школа всё заворачивать в красивую обвертку заботы о людях возвращается в усовершенствованном виде.
PS Кстати, есть такая интересная (странная?) тема: обращение ЧВК к прокурору Международного уголовного суда о предоставлении законного статуса их существования. Интересно ваше мнение.
Доход депутатов Госдумы в среднем составляет 1.958.00 руб в месяц. Из них - только 399.300 руб – зарплата. Прожить на этот мизер депутаты не могут, поэтому они получают еще 1.000.000 на транспорт, 321.000 руб в мес на помощников, от 46.626 до 63.581 руб в мес при выходе на пенсию.
https://eadaily.com/ru/news/2018/07/05/opublikovany-pensii-i-zarplaty-deputatov-gosdumy
Относительно ношпы с огорчением вынужден констатировать, что она может пригодиться и без всякой колбасы. Действительно неплохой антиспазмальгетик.
А картошки, похоже, вы не едите потому, что она вся здесь. Крохотный Израиль умудряется завалить картофелем, может, если не всю Москву, то наш район точно. В любое время года самого лучшего качества.
Недели две назад закупаясь продуктами на неделю, взгляд скользнул по полке и зацепился за что-то. Приглядевшись (а я в очках, и вижу не очень), разглядела колбасу, а взяв в руки и прочитав название — ахнула. На этикетке было написано Брауншвейгская.
У меня эта Брауншвейгская сильно сцеплена с вашими рассказами. А тут — вживую! Я думала, она только в ваших текстах существует! А тут аккуратная такая колбаска этой колбасы.
Не удержалась: ухватила и прикупила.
Черте ее знает, может, это был просто случайный портал во времени, и так совпало: что я проходила мимо полки и там случилась эта колбаса. И если я сейчас пойду в тот магазин то Брауншвейгскую там не найду, а если спрошу — мне скажут, что такой у них и не бывает.
Колбасу мы благополучно съели.
Если снова встречу — куплю.
С тех пор только один раз была возможность купить. )
А акциз на колбасу вводят не для сокращения потребления. Государство уже берет там, где может содрать, а не там, где это целесообразно/разумно.
Над кем смеётесь? Над собой смеётесь! (с) Гоголь
Я подумал в 1987-й раз - а почему собственно так? Пришел довольно простой ответ.
Посылка1 - Народ это - коллективная собака Павлова. По крайней мере , если мы говорим о русском народе. Как не крути, а это эмпирическо-исторический факт.
Посылка2 - Доступность колбас и айфонов, а также относительная (исключительно по финансовой обусловленности) доступность внедорожников - для абсолютно подавляющего большинства людей - ценности высшего, первейшего порядка. Всякие ценности типа любофь, мораль-нравственность, Родина-мать и тп. - ценности уже куда более вторичных порядков. Это -реальный факт, несмотря на то, что опять таки абсолютное большинство на словах утвеждает обратное, часто даже ударяя пяткой в грудь, для пущей страсти и убедительности. И кстати, приведенный автором лагерный эпизод с колбасой - тому некое, пусть и не столь прямое подтверждение. Как раз именно лагеря оголяют сущность человека и показывают реальные ценностные приоритеты, показывая, что они все -конкретного,материального характера, в основном. Даже превловутые "тюрьма" и "воля" - это конкретные, материальные категории, если слегка вдуматься. Ценностные антагонисты вещей из списка "вечного вождя, Грузию, Крым, пенсии, средства массовой информации, курение в ресторанах, бутылки в задницах от ментов, гимн Михалкова" еще более вторичны для масс.
Посылка3- так сложилось, что именно синхронно с текущим вечным вождем на страны обрушилась невиданная нефте-газовая халява. При этом вождь не стал ни строить из себя Сталина, Кима или Ленина, ни заниматься победами мирового пролетариата и тп. , поэтому огромная часть халявы пролилась на все, абсолютно все, слои населения, на разные слои -очень по разному, но на все(!) и очень(!) значительно.
Тем самым первичные, важнейшие ценности наших людей были удовлетворены по самому историческому максимуму и с огромным отрывом от любых других подобных исторических пиков. Это - очевидный факт.
Следствие - по логике поведения собаки Павлова - удовлетворение первичных ценностей обусловлено текущим строем и положением вещей, и менять его ради очень второплановых ценностей, рискуя нанести ущерб источникам основных - не надо и даже не допустимо.
Другое дело, что жертвуя этими вторичными ценностями ради удовлетворения первичных пусть медленно , но неумолимо, как наступающий ледник, приводит к сокращению источников первичных ценностей ("сеньоры Лимоны и Помидоры наложат вам акциз на колбасу"). Но это уже другой, хоть и смежный, разговор.