?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Цена веревки

Злые клеветники иногда утверждают, что войну в форме и под видом спецоперации, то есть чаще нынче называемую «гибридной», вместе с «ихтамнетами» изобрел Путин. Это, конечное же, полная чепуха. Придумано было давным-давно. Но, чтобы не углубляться сейчас в бездну веком, вспомним всего лишь Корейскую войну, в которой участвовало множество наших товарищей, особенно много летчиков, под местными и китайскими именами.

Но я сейчас в ту историю подробнее тоже углубляться не буду, а хочу только освежить один смежный сюжет, который прекрасно известен, особенно в профессиональных кругах, но, возможно для кого-то из молодежи и окажется новым и достаточно занимательным.

Наша пропагандистская традиция обычно утверждает, что в той войне свободолюбивым северокорейцам с китайскими и все-таки иногда скромно сквозь зубы признаваемыми советскими добровольцами противостояли США вместе с их марионеткой Ли Сын Маном. Это было не совсем так, всё же северокорейской агрессии противостояли войска ООН, но, действительно, вооруженные силы, кроме собственно южнокорейских, использовались в основном американские. И военно-воздушные тоже преимущественно их. Непосредственно на поле боя там разные случались ситуации и происходили колебания, но именно в отношении ВВС преимущество несомненно было на стороне ООНовцев и они довольно быстро оставили Ким Ир Сена практически без самолетов, по сути полностью господствуя в воздухе. И вдруг нарвались на совершенно неожиданный сюрприз.

То есть, кое-какие смутные слухи уже ходили относительно какого-то странного инцидента в районе Шанхая, где маоисты бодались с гоминдановцами, но всё равно это было почти в прямом смысле громом среди ясного неба. На перехват американским F-80 пошли совершенно невиданные истребители, имевшие огромное преимущество по всем параметрам. То есть, у американцев не было особых сомнений, кто там сидел за штурвалами и позывные героического летчика Хуй Ли Нам никого сильно не вводили в заблуждение, но непонятным было совсем другое. Откуда у советских в принципе могли появиться реактивные машины такого уровня?

Нет, то, что в СССР умеют строить планеры и даже к тому времени уже довольно приличные поршневые моторы, было хорошо известно. Но вот с реактивными двигателями была полная беда и, казалось, безнадежное отставание. Правда, кое-что трофейное у немцев позаимствовали и пытались на этой основе придумать свою авиацию нового типа и поколения, но получалось очень убого, да и сами немецкие идеи уже устарели, больших перспектив не имели. Так откуда же на практически пустом месте появилось это чудо?

Но на самом деле всё было явно и откровенно до анекдотичности. Ещё в сорок шестом году, когда ряд ведущих авиаконструкторов докладывали Сталину о планах и перспективах военной реактивной авиации, вождь мрачно заметил, что это всё, конечно, очень благородно, но, насколько он знает, приличного двигателя пока нет и в ближайшее не предвидится, так что, похоже, они пургу гонят. И тут несколько человек, в том числе Александр Сергеевич Яковлев, на тот момент пока ещё к тому же занимавший пост замминистра авиационной промышленности, предложили закупить у Роллс-Ройса принципиально новые двигатели «Дервент» и «Нин», способные помочь сделать качественный скачок в нашем реактивном авиастроении.

Сталин поначалу удивился их наивности. Мол, какие же идиоты будут продавать свои секреты? Но Яковлев успокоил Иосифа Виссарионовича. Он объяснил, что эти идиоты называются капиталисты, которые, согласно заветам великого Ленина, «если предложить хорошую цену, продадут и саму веревку, на которой их же и повесят». Сталин подумал и разрешил мужикам рискнуть, действительно, чем черт не шутит.

Так в конце сорок шестого Артем Иванович Микоян и выдающийся наш конструктор авиадвигателей Владимир Яковлевич Климов отправились в Англию. Тут нужно понимать всю комичность и парадоксальность ситуации. Фултонская речь уже произнесена и, кажется все всё понимают. Но ведь Черчилль отнюдь не у власти, там в Британии множество прекраснодушных либеральных леваков, которые до сих пор не пришли в себя от радости «совместной победы над фашизмом». И вообще, они оптимистично смотрят на возможности торговых связей с СССР, искренне считая, что дивиденды от освоения такого гигантского рынка с лихвой покрывают все возможные риски.

Микоян с Климовым поначалу вообще в наглую решили попробовать закупить двигатели вместе с самыми современными на тот момент и совершенными английскими реактивными истребителями «Метеор» и «Вампир» (ну, там, конечно, была несколько более сложная история, я сейчас для краткости упрощаю, однако не греша против сути и смысла). Такой напор всё-таки вызвал у англичан некоторую оторопь, а затем и противодействие. Дело в том, что основная часть RAF продолжала всё ещё летать на поршневых самолетах и британским летчикам как-то не очень светила вероятность встретиться в небе с советскими реактивными боевыми машинами, построенными по последним английским технологиям. И тогда великий и мудрейший преемник Черчилля Клемент Эттли решил пойти на гениальный компромисс. Доски строгать, но струганной стороной класть вниз. То есть самолеты не продавать, а «Я не вижу оснований для отказа в поставке (двигателей) в СССР, поскольку отказ будет только причиной беспокойства и подозрений». И контракт был подписан.

Дальше начинается некоторый туман. Во-первых, сделка всё-таки особо не афишировалась, кое-какие кошки, особенно из Ролс-Ройса, чувствовали, чье мясо съели. Потому, собственно, американцы в последствии и испытали столь сильное изумление. Во-вторых, и, видимо, отчасти вследствие первого, толком не очень понятно, сколько и каких конкретно двигателей было поставлено. Данные разнятся от всего шести до аж восьмидесяти пяти. Кроме того, ещё более мутен вопрос, продали ли только сами двигатели или всю документацию вместе с лицензией на выпуск.

Отдельная и ещё более темная тема, это сплав Nimonic-80, разработанный фирмой Монд Никель ещё в сороковом, без которого двигатели сделать было нельзя, но которого в СССР абсолютно не имелось. И если относительно остального могут быть какие-то разночтения и сомнения, то тут, несмотря на то, что многие специалисты пытаются убедить, будто данные были взяты из открытых публикаций простодушного британского научного сообщества, я практически не сомневаюсь, что технологию попросту сперли ребята Лаврентия Павловича.

Однако, как бы там ни было, в юридические нюансы тогда никто сильно вникать не собирался, двигатели привезли, естественно, никто не хотел надеяться на их регулярные поставки, и дорого, и не слишком надежно, потому разобрали до винтика, что нужно ещё и разрезали, после чего скопировали максимально точно, талантливый и умный Климов категорически пресёк малейшие попытки «рационализации» и усовершенствования, приказал повторять всё до микрона, так и начали выпускать под названием «РД» с номером, который соответствовал заводу-производителю. Последний нюанс, который хотелось бы отметить, наиболее совершенный из двигателей – «Нин-2» к тому моменту ещё не поставлялся даже в британские ВВС. А у нас уже начали его лепить серийно.

Так в небе над Кореей появился легендарный МиГ-15. Основное оружие самой грозной воздушной силы той войны, 64-го истребительного авиакорпуса, особой славой в котором покрыла себя 324-я авиадивизия под командованием Ивана Никитовича Кожедуба. Насшибали тогда америкосов в соотношении один к трем с лишним. Только брызги летели.

Слава советскому оружию и Ким Чен Ыну!

Comments

( 17 комментариев — Оставить комментарий )
denisov2008
4 дек, 2018 18:58 (UTC)
Проверим и поверим. Ваш.
arktal
4 дек, 2018 19:08 (UTC)
спасибо. Очень интересно и совсем иначе читается статья в Википедии МиГ-15 (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D0%93-15).

Кстати, для Т-34 "веревку" приобрели в США - подвеска Christie, разработанная американским инженером J. Walter Christie
denisov2008
4 дек, 2018 21:19 (UTC)
Точно. Не знал. Есть наш фильм с этими сведениями в войне в Корее.
Печально это. Сикорских продолжаем гнать, а от Соловьевых только свист.
Ваш.
auvasilev
5 дек, 2018 14:18 (UTC)
Фильмов много, не подскажите, какой в данном случае Вы имеете в виду?
traung
4 дек, 2018 21:38 (UTC)
Спасибо.
Очень интересно и здорово написано.

Впрочем, Запад тоже не гнушался ни учёными и технологиями из гитлеровской Германии, ни учеными и технологиями полученными из СССР после развала за гроши. Увы, проза жизни. Эра милосердия ещё нескоро наступит...
Очень интересно, как это всё будет сейчас происходить в условиях мировой связи практически всего со всем.
igormy
5 дек, 2018 01:02 (UTC)
Александр Юрьевич, не знаю, есть ли среди Ваших знакомых люди, которые видели в самой настоящей натуре ТЕ самые англицкие двигатели. Я - видел. Конечно, не знал тогда был это "Нин" или "Дервент", но один из них, в разрезанном "четвертью" виде и окрашенный темно-зеленой эмалью стоял на нашей кафедре "Авиационных двигателей", которая была фактически научной базой Завода Климова (в Ленинграде) (Кафедра "Турбостроения" ЛПИ была разделена на три части: паровые турбины, газовые турбины, авиационные двигатели). Выглядел двигатель - очень элегантно. Я еще спер одну турбинную лопатку из двигателя и очень ею гордился, показывая друзьям.
Во-вторых, в США, в городе Сан-Диего есть военно-авиационный (и космический) музей. На мой взгляд, лучший в стране, лучше вашингтонского. Там в разделе Корейской войны стоят рядом два самолета "в натуре": МиГ15 и Ф-86 (не помню с какой буквой, их было несколько модификаций). Рядом с каждым такой стендик с летными и оружейными характеристиками. Помню, что меня поразило существенное преимущество в летных характеристиках (кроме скорости) у МиГа и такое же существенное в оружии (шесть пушек, плюс скорострельность, плюс дальность и так далее) у Ф-86. И еще там соотношение потерь в боях между Миг-15 и Ф-86. Точно не помню, но где-то 3 к одному в пользу Ф-86. Вы абсолютно правы, что Миги били Ф-80, но Ф-86 летал уже с 49 года, три эскадрильи были полностью укомплектованы, но американцы до появления МиГов не считали нужным отправлять их в Корею. А когда посчитали нужным и быстро наштамповали еще пару сотен, то МиГам там стало очень грустно. Сама разработка, кстати, с существенной помощью захваченной технической информации у тех же немцев об аэродинамических испытаниях различных типов крыльев на околозвуковых скоростях, позволили США съэкономить год-полтора. Но в 47 году, если не ошибаюсь, самолет уже существовал в железе. Потом, естественно, ко времени конца Корейской войны его сильно доработали. Так что неожиданность, конечно, была. Но и ответ уже был.
Что же касается идеи "веревки", то полностью в духе капитализма. Сегодня то же самое с вооружением американцами Китая. А Иран вообще всю военку гонит на немецкой "помощи".
Будете в Сан-Диего, зайдите в музей - не пожалеете. Там еще потрясшая меня информация о немецких асах времен Второй мировой. Покрышкин с Кожедубом не входят даже в первую сотню.
paschick
5 дек, 2018 01:31 (UTC)
Меня, после того, как я узнал о Хартмане и других немецких асах времен Войны, наряду с количеством сбитых самолетов поразило количество выполненных ими боевых вылетов. У того же Хартмана - 1404 против 303 у Кожедуба. Мне кажется, что такая значительная разница в количестве побед во многом связана и с этим фактором.
igormy
5 дек, 2018 02:43 (UTC)
С другой стороны, у него было в пять раз больше шансов быть сбитым.
Я читал, что летчиков для Ф-86 тренировали совершенно безжалостно. Они вспоминали, что на фронте было легче. Это вообще отдельная тема - о расходном человеческом материале и о разном подходе к подготовке новобранцев к фронту. Мой отец начал войну 22 июня в Белостоке, и возможно выжил только потому, что к тому времени уже был три года в армии и был ст. сержантом. А его два брата, ушедшие добровольцами в 41-м, погибли сразу. Их вообще гражданскими погрузили на машины и отвезли прямо в мясорубку. Практически все ленинградское ополчение 41 года погибло в течение двух месяцев.
Когда 7 декабря началась война с Японией, то в Сан-Франциско срочно построили учебки - форт Мейсон, он частично стоит и сейчас. Туда привозили новобранцев со всей страны и учили от 4 до 8 месяцев, в зависимости от военной специальности. И только после этого отправляли воевавать. Речь идет о, грубо говоря, пехоте.
Алексей Орлов
5 дек, 2018 07:45 (UTC)
Шесть не пушек, а пулеметов "Браунинг" калибра 12.7мм. Пулемет этот использовался и потому, что хорош, и еще потому, что альтернативы очень долго не было.
auvasilev
5 дек, 2018 14:51 (UTC)
Огромное спасибо за Ваши воспоминания.
В Сан-Диего, впрочем, как и в Вашингтоне, был в этом музее, но лент тридцать назад, к сожалению, уже вряд ли окажусь ещё раз когда-нибудь. И "Sabre" видел. Действительно, по тем временам прекрасная машина. Но, как Вы, впрочем, и заметили, в Корее они тогда появились с некоторым опозданием именно из-за того, что американцы совершенно не ожидали ничего подобного МиГам.
Что же касается статистики обоюдных потерь, она, поверьте, очень мутная, я много лет этим если не занимался, то довольно сильно интересовался, и последнее время дополнительно появились довольно любопытные исследования, но, думаю, абсолютной достоверности мы тут никогда не получим, слишком много переменных и сомнительных факторов, которые сейчас и перечислять лень. Точно только то, что реактивные советские ВВС с английскими двигателями сыграли если, конечно, не решающую, то достаточно значительную роль в том, что и сейчас Северная Корея продолжает существовать.
fslon
5 дек, 2018 10:49 (UTC)
Ичсх, ведь ничему не учутся эти буржуи. Относительно недавно японцы (Митцубиси, если память не подводит) продали станки, чтоб на них бесшумные винты для подводных лодок делать. Японцы продали, а американцам опять отдуваться :-)
siberian_laykee
5 дек, 2018 15:22 (UTC)
когда я был маленький
Мы с дедом часто ходили гулять в парк на берегу Каменки - (Житомир) и ходили в самолету стоящему на постаменте. Это был МИГ15 http://www.etoretro.ru/data/media/175/13621503043c2.jpg

Потом я узнал, что дед воевал в Корее. Тогда он не рассказывал мне об этом, и потом больше я узнал от его старшей дочери - моей тети. Он был инженером, авиатехником. Они базировались в Шанхае, оттуда он привез бабушке золотое кольцо с двумя маленькими бриллиантами. В семейном архиве есть снимок - дед ремонтирует с другими техниками МИГ-15.
serg_stg
6 дек, 2018 04:09 (UTC)
Re: когда я был маленький
Круто :)
Вы не представляете, но когда я был маленький, я тоже часто ходил с дедом гулять по берегам Каменки (Житомир).
Это не шутка.
В районе пивзавода и моста через речку, рядом.
serg_stg
6 дек, 2018 04:03 (UTC)
Единственное, в чем хотелось бы поправить, это то, что фигурируемая веревка – не совсем корректный в данном сюжете термин, а приведенная поставка военных технологий, скорее всего – бечевка, пусть и добротная и качественная. Все таки предлагаю точнее оценивать масштабы и их последствия. Веревки были ранее, незадолго, по историческим меркам, до описанного сюжета, как-то: веревки проданные (проектно-технологическое обеспечение сталинской индустриализации), веревки подаренные (лендлиз, восточный япона-тихоокеанский и западный второй нормандский фронты) и веревки, откровенно спизженные по недосмотру (Мать Кузьмы). Несмотря на все это, веревки против акульего капитализма не сработали, скорее даже в конечном счете пошли на благо. В отличии от счастливых веревко-получателей. Во мне закрадывается смутная философско-мировоззренческая мысль - а может быть в историческо-стратегической перспективе не такое уж это однозначно глупое дело, продавать, а то и дарить веревки, а?...

Дарите веревки
Дарите веревки
Любите веревки дарить!
nicksakva
6 дек, 2018 07:32 (UTC)
Насколько я в курсе, "Give them enough rope to hang themselves" - это как раз древняя английская мудрость. И руководство к действию. Так что термин вполне корректный, еcли таки глянуть поглубже и в перспективу данного сюжета....
;)
arktal
6 дек, 2018 09:11 (UTC)
ну, это не совсем так. Aнгличане говорят: "Give a fool rope enough, and he will hang himself". Что примерно: "Попроси дурака богу молиться, он себе лоб расшибет".
Но по большому счету, да, "продавать веревку" не так уж глупо.
mr_k_bx
7 дек, 2018 01:39 (UTC)
чтоб их на том свете черти драли!
( 17 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

вторая
auvasilev
Васильев Александр Юрьевич
http://vasilev.su

Latest Month

Декабрь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Разработано LiveJournal.com
Designed by yoksel