Васильев Александр Юрьевич (auvasilev) wrote,
Васильев Александр Юрьевич
auvasilev

Categories:

Цена веревки

Злые клеветники иногда утверждают, что войну в форме и под видом спецоперации, то есть чаще нынче называемую «гибридной», вместе с «ихтамнетами» изобрел Путин. Это, конечное же, полная чепуха. Придумано было давным-давно. Но, чтобы не углубляться сейчас в бездну веком, вспомним всего лишь Корейскую войну, в которой участвовало множество наших товарищей, особенно много летчиков, под местными и китайскими именами.

Но я сейчас в ту историю подробнее тоже углубляться не буду, а хочу только освежить один смежный сюжет, который прекрасно известен, особенно в профессиональных кругах, но, возможно для кого-то из молодежи и окажется новым и достаточно занимательным.

Наша пропагандистская традиция обычно утверждает, что в той войне свободолюбивым северокорейцам с китайскими и все-таки иногда скромно сквозь зубы признаваемыми советскими добровольцами противостояли США вместе с их марионеткой Ли Сын Маном. Это было не совсем так, всё же северокорейской агрессии противостояли войска ООН, но, действительно, вооруженные силы, кроме собственно южнокорейских, использовались в основном американские. И военно-воздушные тоже преимущественно их. Непосредственно на поле боя там разные случались ситуации и происходили колебания, но именно в отношении ВВС преимущество несомненно было на стороне ООНовцев и они довольно быстро оставили Ким Ир Сена практически без самолетов, по сути полностью господствуя в воздухе. И вдруг нарвались на совершенно неожиданный сюрприз.

То есть, кое-какие смутные слухи уже ходили относительно какого-то странного инцидента в районе Шанхая, где маоисты бодались с гоминдановцами, но всё равно это было почти в прямом смысле громом среди ясного неба. На перехват американским F-80 пошли совершенно невиданные истребители, имевшие огромное преимущество по всем параметрам. То есть, у американцев не было особых сомнений, кто там сидел за штурвалами и позывные героического летчика Хуй Ли Нам никого сильно не вводили в заблуждение, но непонятным было совсем другое. Откуда у советских в принципе могли появиться реактивные машины такого уровня?

Нет, то, что в СССР умеют строить планеры и даже к тому времени уже довольно приличные поршневые моторы, было хорошо известно. Но вот с реактивными двигателями была полная беда и, казалось, безнадежное отставание. Правда, кое-что трофейное у немцев позаимствовали и пытались на этой основе придумать свою авиацию нового типа и поколения, но получалось очень убого, да и сами немецкие идеи уже устарели, больших перспектив не имели. Так откуда же на практически пустом месте появилось это чудо?

Но на самом деле всё было явно и откровенно до анекдотичности. Ещё в сорок шестом году, когда ряд ведущих авиаконструкторов докладывали Сталину о планах и перспективах военной реактивной авиации, вождь мрачно заметил, что это всё, конечно, очень благородно, но, насколько он знает, приличного двигателя пока нет и в ближайшее не предвидится, так что, похоже, они пургу гонят. И тут несколько человек, в том числе Александр Сергеевич Яковлев, на тот момент пока ещё к тому же занимавший пост замминистра авиационной промышленности, предложили закупить у Роллс-Ройса принципиально новые двигатели «Дервент» и «Нин», способные помочь сделать качественный скачок в нашем реактивном авиастроении.

Сталин поначалу удивился их наивности. Мол, какие же идиоты будут продавать свои секреты? Но Яковлев успокоил Иосифа Виссарионовича. Он объяснил, что эти идиоты называются капиталисты, которые, согласно заветам великого Ленина, «если предложить хорошую цену, продадут и саму веревку, на которой их же и повесят». Сталин подумал и разрешил мужикам рискнуть, действительно, чем черт не шутит.

Так в конце сорок шестого Артем Иванович Микоян и выдающийся наш конструктор авиадвигателей Владимир Яковлевич Климов отправились в Англию. Тут нужно понимать всю комичность и парадоксальность ситуации. Фултонская речь уже произнесена и, кажется все всё понимают. Но ведь Черчилль отнюдь не у власти, там в Британии множество прекраснодушных либеральных леваков, которые до сих пор не пришли в себя от радости «совместной победы над фашизмом». И вообще, они оптимистично смотрят на возможности торговых связей с СССР, искренне считая, что дивиденды от освоения такого гигантского рынка с лихвой покрывают все возможные риски.

Микоян с Климовым поначалу вообще в наглую решили попробовать закупить двигатели вместе с самыми современными на тот момент и совершенными английскими реактивными истребителями «Метеор» и «Вампир» (ну, там, конечно, была несколько более сложная история, я сейчас для краткости упрощаю, однако не греша против сути и смысла). Такой напор всё-таки вызвал у англичан некоторую оторопь, а затем и противодействие. Дело в том, что основная часть RAF продолжала всё ещё летать на поршневых самолетах и британским летчикам как-то не очень светила вероятность встретиться в небе с советскими реактивными боевыми машинами, построенными по последним английским технологиям. И тогда великий и мудрейший преемник Черчилля Клемент Эттли решил пойти на гениальный компромисс. Доски строгать, но струганной стороной класть вниз. То есть самолеты не продавать, а «Я не вижу оснований для отказа в поставке (двигателей) в СССР, поскольку отказ будет только причиной беспокойства и подозрений». И контракт был подписан.

Дальше начинается некоторый туман. Во-первых, сделка всё-таки особо не афишировалась, кое-какие кошки, особенно из Ролс-Ройса, чувствовали, чье мясо съели. Потому, собственно, американцы в последствии и испытали столь сильное изумление. Во-вторых, и, видимо, отчасти вследствие первого, толком не очень понятно, сколько и каких конкретно двигателей было поставлено. Данные разнятся от всего шести до аж восьмидесяти пяти. Кроме того, ещё более мутен вопрос, продали ли только сами двигатели или всю документацию вместе с лицензией на выпуск.

Отдельная и ещё более темная тема, это сплав Nimonic-80, разработанный фирмой Монд Никель ещё в сороковом, без которого двигатели сделать было нельзя, но которого в СССР абсолютно не имелось. И если относительно остального могут быть какие-то разночтения и сомнения, то тут, несмотря на то, что многие специалисты пытаются убедить, будто данные были взяты из открытых публикаций простодушного британского научного сообщества, я практически не сомневаюсь, что технологию попросту сперли ребята Лаврентия Павловича.

Однако, как бы там ни было, в юридические нюансы тогда никто сильно вникать не собирался, двигатели привезли, естественно, никто не хотел надеяться на их регулярные поставки, и дорого, и не слишком надежно, потому разобрали до винтика, что нужно ещё и разрезали, после чего скопировали максимально точно, талантливый и умный Климов категорически пресёк малейшие попытки «рационализации» и усовершенствования, приказал повторять всё до микрона, так и начали выпускать под названием «РД» с номером, который соответствовал заводу-производителю. Последний нюанс, который хотелось бы отметить, наиболее совершенный из двигателей – «Нин-2» к тому моменту ещё не поставлялся даже в британские ВВС. А у нас уже начали его лепить серийно.

Так в небе над Кореей появился легендарный МиГ-15. Основное оружие самой грозной воздушной силы той войны, 64-го истребительного авиакорпуса, особой славой в котором покрыла себя 324-я авиадивизия под командованием Ивана Никитовича Кожедуба. Насшибали тогда америкосов в соотношении один к трем с лишним. Только брызги летели.

Слава советскому оружию и Ким Чен Ыну!
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments