?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Господь с вами

Не так давно один читатель написал мне, что у него впечатление, будто мы с ним жили в разных СССР, хотя он и не может обвинить меня в прямом вранье, потому считает просто умелым пропагандистом и манипулятором. Я, помню, ответил, что, если забыть про пропаганду, поскольку на эту тему дискутировать глуповато, то в остальном с ним полностью согласен. Мы, наверняка, не только тогда в разных СССР жили, которых кроме наших вариантов было ещё бесчисленное количество, но и сейчас живем в разных Россиях. Это факт, которому не стоит давать качественную оценку, а следует просто смириться и воспринимать как данность.

И вот опять. Только что по совсем косвенному поводу другой читатель в комментарии привел ссылку на интервью Андрея Кураева, где тот, в частности, о своем пребывании на философском факультете МГУ говорит: «В годы, когда я учился, с 79 по 84, я не припомню никаких идеологических репрессий на факультете. Я как раз в то время крестился, что не было секретом и для руководства факультета — это не вызвало никаких неприятных последствий».

У меня могут быть любые несогласия с Андреем Вячеславовичем, но нет совсем никаких оснований обвинять его или даже подозревать в неискренности, плохой памяти или примитивной бытовой нечестности. Но всего лишь поделюсь личными на эту тему ощущениями и впечатлениями.

У нас в институте был преподаватель по фамилии Агеев (такую чепуху память зачем-то позволяет себе складировать, в отличие от многих действительно нужных и полезных вещей). Имя с отчеством, правда, забыл, но между собой мы его называли «полковник Агеев». Хотя являлся ли он действительно полковником доподлинно нам известно не было, а точно знали только то, что возглавлял в институте «первый отдел», пять же название неофициальное и условное, но каждому тогда предельно понятное. А кроме того преподавал у нас предмет «научный атеизм».

И как-то от скуки я на семинарском занятии максимально вежливо и наивно поинтересовался у него, если в Союзе существует постоянно декларируемая, в том числе и на лекциях по научному атеизму, свобода вероисповедания, то может ли верующий человек окончить наш родной институт. И товарищ Агеев ответил весьма подробно и благожелательно примерно следующее. Конечно, свобода вероисповедания у нас полнейшая. Но, если верующий человек честный, то он просто не сможет сдать экзамен по атеизму и, следовательно, получить диплом. А, если бесчестный, то, во-первых, значит, он не истинно верующий, а, во-вторых, дело общественности с помощью администрации вывести его на чистую воду и, соответственно, тоже не дать получить заветные «корочки».

Тут, конечно, возможны некоторые предположения относительно определенных несоответствий. Ну, например, Кураев говорит о восемьдесят четвертом годе, а я о времени на десять лет раньше. Сам же недавно напоминал и уточнял, что это только с позиции сегодняшнего дня советские времена представляются довольно однородными, а на самом деле между десятилетиями были большие различия. Всё так, но восемьдесят четвертый, хотя Брежнев уже и умер, но период был черненковско-андроповский, Горбачева не существовало по крайней мере в массовом общественном поле зрения, и ничем вроде «оттепели» даже не пахло, скорее наоборот из-за возникшей нервозности в процессе «гонок на лафетах».

Или можно посчитать, что на философском факультете МГУ были много более либеральные нравы, чем на филфаке МГПИ. Но тоже очень спорное допущение. Там ведь готовили не каких-то абстрактных «философов», а более чем конкретных специалистов именно по марксистско-ленинской философии, которые считались совсем не менее важными бойцами идеологического фронта, чем мы, будущие обычные школьные учителя русского и литературы. Даже на военной кафедре нас учили как командиров мотострелкового взвода, а их как замполитов, то есть по сути комиссаров.

Но без подробностей и совсем коротко в моей памяти очень ясная и понятная атмосфера отношения к религии. Нет, на Соловки и в подобные места уже никого не ссылали и человек в рясе мог вполне спокойно ходить по городу, максимум иногда ловя на себе любопытные взгляды. Но где-то в районе восьмидесятого моего хорошего знакомого, человека несколько старше меня, всего израненного и контуженного, бывшего офицера, прошедшего Корею и прочие анонимные военные пакости, задержали в метро, когда он читал Евангелие. Книгу отняли и потребовали объяснить, где взял. Он, правда, им потом устроил такую истерику со швырянием в лицо своих боевых наград, что они уже были не рады. Но, тем не менее, история тянулась довольно долго и святое писание находилось под арестом несколько месяцев.

Меня самого примерно тогда же и тоже в метро захомутали с сумкой, в которой я вез несколько икон. Они были совершенно «чистые», от известного коллекционера и вообще великой ценности и художественной, и финансовой не представляли, но в пятое отделение по охране метрополитена я ходил больше года, пытаясь объяснить постоянно удивляющимся ментам, зачем советскому человеку могут быть надобны предметы религиозного культа.

В общем, как-то так. А дьякон Андрей Кураев жил, похоже, несколько иначе. При том, что он был верующим, а я нет. Мне же остается лишь констатировать, что неисповедимы пути Господни.

Метки:

Comments

( 26 комментариев — Оставить комментарий )
old_greeb
2 мар, 2019 13:33 (UTC)
С иностранными студентами бывали казусы. В мединституте учился юноша из Греции и должен был сдавать реферат по научному атеизму. А был он вполне официально православным. Кафедра вышла из положения, дав ему тему об изуверстве сектантов.
Алексей Орлов
2 мар, 2019 15:09 (UTC)
Вот, кто-то может не вылететь, будучи верующим. Кому-то можно пишущую машинку без справки купить. А уж радиоприемник буквально всем, что до сих пор вызывает легкую оторопь.
naigoro
2 мар, 2019 16:20 (UTC)
Вы ж рассуждаете не столько как тот, кто учился в вузе раньше на десять лет, сколько как тот, кто и в пионеры не вступал. То есть, пусть и частично, но уже и тогда не принимал некоторые ритуалы. Мне для этого понадобилось дожить лет до 25, т. е. студенческое время было уже позади, и если бы оно пришлось на 80-е, то мало ли...
Но оно и сейчас заметно - кто живет в другой РФ. Мне можно сказать, что я ни в какой не живу, но это не так. В наше-то время "жить" - это не только воздух степной пить, но и постоянно присутствовать в информационном поле, в цифровом формате и прочих инфраструктурах, ясное дело. И вот иногда мне приходится иметь дело с сервисом "Яндекс.Деньги" (другими яндексовскими пользоваться не приходилось - судить не могу), с его образцово упрощенным, "по делу", стилем общения с клиентами, и вот этим прекрасным запахом решаемости проблем, от которого, в первую очередь, кружит голову когда выезжаешь за пределы зоны.ру. А "ЯД" - это такой островок решаемости проблем внутри РФ, и соответственно, кадры там такие же. Их также можно найти на Хабрахабре - молодые люди, живущие словно бы в несколько другой реальности, где действительно имеет смысл, например, критиковать Роскомнадзор, поминать всуе законодательство, и вся вот эта ерунда существует. И думаешь: а ну как они ее, эту реальность, которую плохо замечают, просто переживут, переждут?
thrasymedes
2 мар, 2019 16:32 (UTC)
Кураев очень непростой человек. И философский факультет МГУ - очень непростое заведение.
В общем , из серии "...мы давеча с Феликсом Эдмундовичем бочонок меда съели и ничего – не жужжим!"
hydrok
2 мар, 2019 17:20 (UTC)
Лукавит дьяк, или память не та уже. А особо учитывая то, что он учился именно что на кафедре научного атеизма... хотя кафедра эта была непростая (да и папа у него весьма непростой, м.б. в этом дело, что терпели?): "научный атеизм" у нас читала дама с неё, так полный аншлаг был - она просто читала историю религий, очень интересно было. Но её быстро убрали, не дав дочитать курса - накапал кто-то. Насчёт искренне верующих: я лично такого не припоминаю. Во всяком случае (у нас полевые практики, так что несколько сот студентов я в купальных костюмах видел) - крестов не припоминаю от слова вообще, а ведь истинно верующий его снимать не должен? Более того, каждую пасху формировался специальный отряд комсомольский из всяких гнид-активистов- отлавливали студентов (из общаг, москвичи если и ходили из фронды и интереса, то не туда), пришедших на крестный ход в храм на Смотровой площадке, потом у них были немалые неприятности за это. Лукавит хитрый дьяк!
warlen
3 мар, 2019 14:26 (UTC)
Позанудствую немного. Вообще-то "дьяк" - это не просторечное название для диакона, а просторечное название для тех церковнослужителей, которые рангом ниже диакона.
hydrok
3 мар, 2019 14:38 (UTC)
Зато о. Андрей не зануда: он сам себя везде называет именно дьяком (возможно, из некого кокетства). :) Не готов спорить: но вот последнее - разве не "дьячок"? Если отвлечься от чиновничьих старорусских должностей и званий приказных дьяков и подьячих.
warlen
3 мар, 2019 20:24 (UTC)
Посмотрел его блог - да, называет себя так, и не только себя, но и других дьяконов. Ну, наверное, теперь так говорят. Читал когда-то, что не надо их путать.
hydrok
3 мар, 2019 20:35 (UTC)
Мне трудно сказать, но мне кажется, в современном русском "дьякон" - это касательно всяких ветвей лютеранства чаще используется (кстати, насчёт всяких полоумных "декан МГУ Третьяков":), а в РПЦ - либо официальное "диакон", либо традиционное "дьяк".
spaniel90100
2 мар, 2019 22:37 (UTC)
А Кутузову, говорят, однажды (когда он был послом в Турции) сошло с рук, что он залез на территорию гарема. Султан сделал вид, что ничего не заметил. Из чего не следует, что это всем разрешалось...
mitrich1914
3 мар, 2019 02:10 (UTC)
А ведь это маленькое открытие
На философский факультет кого попало не брали. Гуманитарные факультеты МГУ - философский, экономический, исторический - считались идеологическими факультетами. Для поступления на некоторые специальности (политэкономия на экономическом, истпарт на истфаке и т.п.) требовалось при подаче документов представить рекомендацию партийного (!) органа (райкома Москвы и Питера, горкома Киева, обкома, крайкома, ЦК союзной республики, не имеющей областного деления) - такой порядок ввели с 1983 года (при Андропове). Хотя и происходило всё формально (в т.н. рабочем порядке), но абитуриент, даже и пролетевший, попадал в обойму номенклатуры по меньшей мере районного уровня. В 1979 г. этого ещё не было, но вольности хрущевских времен на философском факультете МГУ были закатаны в асфальт. Жизнь могла теплиться на периферии типа кафедры истории мысли и т.п. Но в приёмной комиссии и деканате заведовали понятно какие люди.

В данном случае парня целенаправленно готовили в церковную номенклатуру. Насколько он сам это понимал - одному Б-гу известно.
Евгений Ильченко
3 мар, 2019 04:28 (UTC)
В 1977 г. в некоторые институты (в МГИМО - совершенно точно, туда поступал мой одноклассник) при подаче документов требовалась рекомендация райкома комсомола, которая давалась только членам ВЛКСМ со стажем не менее 2-х лет, т.е. в комсомол надо было вступить не позднее 8-го класса. Естественно, для райкома требовалась рекомендация школьной организации, что в свою очередь предполагало какую-то комсомольскую активность, в основном, правду говоря, формальную.
В 1980 г. как-то накануне Пасхи задержались допоздна у одной из одногруппниц: совместно делали курсовик. Когда около 11-и вечера возвращались мимо церкви в Вешняках, увидели, что большая территория вокруг нее оцеплена милицией (в т.ч. с собаками, что по тем временам было достаточно необычно) и дружинниками. Пропускали только сильно пожилых людей, в основном - старушек. На наш вопрос, почему мы не можем пройти, нам ответили, что пройти мы можем, но исключительно в отделение милиции, где перепишут наши данные и сообщат по месту работы/учебы.
elotar
3 мар, 2019 08:13 (UTC)
В союзе, за и сейчас, были верующие и верующие. Назывались одинаково и по внешним признакам часто неотличимые, если не отслеживать места, куда они ходят и с кем о чем общаются, но по сути занимались кардинально различной деятельностью. Кураев был из первых, а в метро менты трясли вторых.
paroikea
3 мар, 2019 08:24 (UTC)
однако в 85г. в СССР было разрешено зарегистрировать три общины(которые по факту уже существовали неофициально) и соответственно освятить три храма(хотя храмом известный мне домик можно назвать с боОольшой натяжкой)
т е процесс уже шёл
warlen
3 мар, 2019 10:48 (UTC)
Отец мне рассказывал, что у них на экзамене по научному атеизму настойчиво требовали признать, что бога нет. Даже не требовали никакого знания преподанного материала, а вот просто: признай, что бога нет, и зачет у тебя в кармане, а если с этим не согласен, то знай ты хоть весь учебник наизусть, экзамен не сдашь. Один парень из их группы, баптист, отрекаться отказался. И ему диплома не дали. Стал он жаловаться в министерство, в какие-то еще инстанции, говорят в конечном счете диплом получил, но 2-3 года спустя. Было это в начале 60-х, сельскохозяйственная академия в городе Белая Церковь, Украина.
mr_andynet
3 мар, 2019 17:40 (UTC)
Я таки не понял, вы - ЗА научный атеизм, или - против? Кураев пытается реформировать ЭТУ госцерковь. Вы - против?:)
auvasilev
3 мар, 2019 18:57 (UTC)
Не, мне по барабану, я же не верующий. Какая мне разница?
mr_andynet
3 мар, 2019 19:03 (UTC)
Ну дык и не осуждайте. Кураев хоть пытается вдолбить пиплу, чего стоит нынешняя церковь. Хотя бы за это ему - плюс.
auvasilev
3 мар, 2019 19:07 (UTC)
Виноват, где Вы увидели хоть малейшее осуждение? Я всего лишь поделился собственными воспоминаниями и впечатлениями. Крайне нейтрально и предельно равнодушно. Так что, Вы, похоже, просто продолжаете внутренний свой спор, ко мне лично никакого отношения не имеющий. Уважаю и сочувствую, но тут точно не причем.
mr_andynet
3 мар, 2019 19:17 (UTC)
Увидел, однако. Хотя бы в отношении к Кураеву. А вот перевод обсуждения на типа мои личные мотивы - некрасиво. Сочувствовать мне не стоит. Не ожидал от Вас. Жаль!
auvasilev
3 мар, 2019 19:23 (UTC)
Тысяча извинений. Видимо, какой-то классический случай недопонимания. Никого не хотел обидеть, уж тем более Вас и Кураева. Вообще предельно далек от всего этого и очень сожалею, если задел какие-то личные струны.
Ещё раз прошу прощения. Если можно, просто забудьте, намерения мои самые искренние и добрые.
mr_andynet
3 мар, 2019 19:34 (UTC)
Да я никогда в этом не сомневался. ;) Иначе бы Вас не читал. Дьяк действительно пытается противостоять этой уёбищной нашей нынешней церкви. Какой бы он ни был с его пропагандой веры, но он хотя бы пытается противостоять этому засилью мракобесия. Я только об этом.
hydrok
3 мар, 2019 20:41 (UTC)
Кураев, на мой взгляд старшего по МГУ его товарища, пытается вдолбить всем абсолютно не имеющий с тогдашней действительностью его (сына весьма крупного работника номенклатуры ЦК) бред или галлюцинации (не исключаю и аберрации памяти уважаемого мной о. Андрея). При этом его взгляды, работа церковная или его другие качества в данном тексте никак не обсуждалась и уж тем более не оценивалась, мне кажется.
mr_andynet
3 мар, 2019 20:47 (UTC)
Мне каяться?

Edited at 2019-03-03 20:59 (UTC)
hydrok
3 мар, 2019 21:05 (UTC)
За что? Есть за что, думаете? Вам, конечно, видней... :)
mr_andynet
3 мар, 2019 21:20 (UTC)
Не за что, а - почему. Ладно, проехапи...;)
( 26 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

вторая
auvasilev
Васильев Александр Юрьевич
http://vasilev.su

Latest Month

Октябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Разработано LiveJournal.com
Designed by yoksel