В США, особенно активно во второй половине девятнадцатого и частично в первой двадцатого века существовала в некоторых штатах практика так называемых «судов Линча». Мы сейчас е станем разбираться подробно в их истории и степени обоснованности или даже иногда необходимости их существования, а также в нюансах и, порой, довольно экзотических традициях и процедурах. Отметим лишь, что тысячи людей, кстати, отнюдь не только негров, были в основном повешены, а иногда уничтожены и более зверскими методами в, по сути, внесудебном порядке в классическом понимании. И даже если говорить не строго о законе, а о справедливости в самом широком смысле, то, несомненно, немало крови пролилось не только на уровне несоответствия меры вины и наказания, но и вовсе невинной.
Является ли этот факт оборотной стороной советского «раскулачивания» или Новочеркасского расстрела?
В сорок втором году так любимый у нас президент Рузвельт подписал указ, согласно которому тысяч сто двадцать японцев по происхождению, иногда даже всего на одну шестнадцатую и практически вне зависимости от возраста были депортированы с западного побережья в «военные центры перемещения», на самом деле очень напоминающие концлагеря, и значительно ограничены в правах. При этом более чем шестьдесят процентов из них были американскими гражданами и нередко далеко не в первом поколении. (Кстати, так у нас же ненавидимый Эдгар Гувер категорически возражал, но это уже другая история). Правда потом многим в разной степени были выплачены компенсации, а уже при Рейгане от имени государства президент принес им всем извинение с формулировкой: «Расовые предрассудки, военная истерия и ошибки политического руководства». Но факт остается фактом. Множество человеческих судеб оказалось сломано и исковеркано в результате, будем объективны, действий с элементами явного геноцида.
Является ли это оборотной стороной медали для сталинской депортации целых народов в конце войны, тех же чеченцев или крымских татар?
Мне всё-таки почему-то представляется, что у всего этого совсем иные оборотные стороны. А уж по поводу того, гордиться своими предками или стыдиться их, это точно совсем без меня. Своих забот и грехов хватает. Но и малейшего желания не имею мешать вам развлекаться по собственному усмотрению.