?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Выбор цели

Традиционно сложилось, что и в официальной истории, и в памяти народной более отпечаталась так называемая героическая оборона Севастополя сорок первого – сорок второго годов. Я написал «так называемая» не затем, что хоть в какой-то степени умалить героизм защитников города, который несомненен. Но всё-таки, думаю, следует иметь в виду, что во время самой по себе военной операции было совершено советским командованием большое количество ошибок, и это самое мягкое определение, и, главное, факт остается фактом, наши войска оказались разгромлены, битва проиграна, а потери огромны.

Однако меньше известна и популяризируема история освобождения Севастополя и всего Крыма в сорок четвертом. Тому есть и объективные, и субъективные причины и объяснения, но мы сейчас о них не будем. Там тоже не обошлось без ошибок, но результат бесспорен. Город взяли неизмеримо быстрее, чем отдавали, соотношение потерь тоже для наступательных боев вполне достойное, да и вообще, что говорить, в целом битва успешная и победоносная. Но я сейчас хочу напомнить лишь об одном моменте, который не то, чтобы особо скрывался, но и не стал слишком публичным среди сюжетов о военных подвигах советской армии.

И особо считаю нужным отметить, что не нужно заострять внимание на цифрах. Они в принципе во многих случаях относительно той Войны расходятся, хотя иногда имеют и очень большое, порой даже принципиальное значение, но не в данном случае. Достаточно того, что, несмотря на все последующие попытки немецкого командования хоть как-то оправдаться и представить по крайней мере эвакуацию войск достаточно успешной, их разгром был весьма серьезным и болезненным. А советская авиация в тот момент господствовала в воздухе и её успехи впечатляющи. И немецкие, и румынские корабли, пытавшиеся вывезти солдат, наши летчики топили очень эффективно, а после гибели известного конвоя «Патрия» стало понятно, что дело может кончиться совсем уже катастрофой.

И тогда немцы применили следующую тактику. Они сажали на верхние палубы транспортов гражданское население Севастополя, а это, естественно, были в подавляющем большинстве дети, женщины и старики, других там тогда по сути не оставалось, и приказывали заложникам при появлении самолетов махать руками и всяческими иными способами привлекать внимание, чтобы пилотам бомбардировщиков стала понятна ситуация. Но у летчиков не было приказа разбираться. А как раз совсем наоборот, четко и однозначно – топить вражеские суда. И вот они снижаются для бомбометания или сброса торпеды и обнаруживают, что на корабле свои. Женщины и дети.

Ещё раз повторю. Дело не в цифрах. Да и никто их точно никогда не назовет. Но часть кораблей всё-таки добралось до Румынии. А, судя по тому, что уже после войны оттуда возвратилось какое-то количество гражданских севастопольцев, именно в этих случаях «живой щит» и сработал. Появилась даже такая тихая и не очень распространяемая легенда, что многие, ну, хотя бы некоторые летчики, откровенно как бы не саботируя боевой приказ, но, оценив происходящее, в последний момент уходили в сторону и намеренно промахивались мимо кораблей.

Не знаю. И вряд ли когда-нибудь станет с абсолютной достоверностью известно, сколько было таких случаев и сколько женщин с детьми оказалось спасено. Но мне лично принципиально важно другое. Это страшный, нечеловеческий выбор, перед которым тогда оказались те летчики. Перед ним никого и никогда нельзя ставить. Но случается, что вопреки всему он встает перед человеком. Невозможно быть к такому готовым.

Но выхода нет.

Comments

( 14 комментариев — Оставить комментарий )
hydrok
15 июн, 2019 15:00 (UTC)
В конце Вы не совсем правы: для некоторых, получается, выход был. Другое дело, при при таком выходе они рисковали (а, возможно, и были готовы) по возвращению с задания поменять свою жизнь перед строем после трибунала на жизни этих севастопольских стариков, женщин и детей. Так что и выбор был, и выход из создавшегося положения. Только у каждого он был свой.
Вспомнились слова Гаранта про мирное население впереди и наши победоносные войска позади... вот его выбор в такой ситуации кристально, к ужасу, ясен.
auvasilev
15 июн, 2019 15:05 (UTC)
Я, видимо, недостаточно точно выразился. Имел в виду, что выхода нет в том смысле, что не от человека зависит, оказаться или нет в подобной ситуации. А выбор, конечно, есть и его приходится делать.
hydrok
15 июн, 2019 15:13 (UTC)
Да, это так. Мы однажды (шторм был) оказались в ситуации, когда либо эти погибнут (они близко и знакомые шапочно, но потеряем время), либо те (они далеко и незнакомые, но их много). Выбрали далёких и много, спасли. К счастью, из ближних троих погиб тогда только один - но выбор был непростой и не факт, что, по свершившемуся и после его похорон, мы бы опять его сделали.
auvasilev
15 июн, 2019 15:30 (UTC)
Ну, да, как-то так, хотя, мне кажется, что выбирать кого спасать и выбирать кого убивать, это всё же несколько разные вещи.
bad_cmpany
15 июн, 2019 15:36 (UTC)
А откуда у вас эта информация о живых щитах? Я не оспариваю, просто раньше не слышал об этом
auvasilev
15 июн, 2019 19:28 (UTC)
Тысяча извинений, но нет сил и желания составлять подробную библиографию. Однако, это не какое-то мое открытие, факт общеизвестный, если захотите, то найдете информацию самостоятельно.

"Особенно драматичным был период апрель-май 1944 года, когда гитле­ровцы эвакуировали своих солдат и военную технику. В качестве прикрытия при налетах советской авиации мирных жителей (в основ­ном женщин и детей), захваченных во время облав, грузили на верхние палубы немецких и румынских судов и барж. Таким образом, за период с 1 по 5 мая 1944 года в качестве живого щита на палубах судов было вывезе­но свыше 3 тыс. мирных жителей Севастопо­ля, а всего за апрель-май 1944 года - свыше 9 тысяч".
bad_cmpany
15 июн, 2019 20:00 (UTC)
Спасибо, почитал. Действительно не слышал раньше.
alexeymeeres
18 июн, 2019 07:00 (UTC)
До сих пор был только один общеизвестный факт - вся советская историография, тем более о войне есть одна наглая ложь. Буквально ни слова правды.
Учитывая, что товарищ Сталин отличался огромным человеколюбием и заботой о мирном населении, ваша информация выглядит неубедительной. Что мы достоверно знаем о том времени, так это, что приказу Сталина из Ленинграда до сентября месяца было вывезено 140 тысяч тонн продовольствия, которое не должно было достаться врагу, что был приказ при отступлении уничтожать весь хлеб, сжигать дома, тем самым обрекая местное население на смерть. Есть приказ Сталина по блокаде Ленинграда, в котором написано, что немцы при наступлении используют в качестве живого щита население, но это не должно смущать солдат и надо убивать всех. Насчет использования немцами населения совсем не уверен. но что Сталин ни секунды не сомневался что убивать надо - это точно.
misham1978
15 июн, 2019 18:45 (UTC)

фрицысовершили множество военных преступлений. Но тут явная выдумка......вывозили войска в основном с помощью БДБ. Сколько там палуб? Кого могли вывозить из гражданского населения. Коллаборационистов и их семьи. Ну и призывной и остарабайтерский контингент.....но такое если и было то в самом начале операции. Своих бы вывезти

auvasilev
15 июн, 2019 19:26 (UTC)
Ну, естественно, Вам лучше знать.
alexeymeeres
18 июн, 2019 07:02 (UTC)
Не подскажите, а где был в это время славный Краснознаменный Черноморский флот? У немцев на Черном море флота не было, а у нас герой на герое.
rikchel
15 июн, 2019 19:55 (UTC)
Я такой бред от ветеранов ВОВ брежневского разлива, которые косяками шлялись по Графской пристани и кораблям с лекциями о "беспримерном в истории героизме защитников Севастополя", ещё в 1972-1973 годах слышал.
Правда, к счастью, довелось разговаривать с настоящими участниками этой трагедии и позора, и служить с их сыновьями.
А "господствовал в воздухе" в этих краях как раз Эрик Хартман со товарищи. Аккурат от Моздока до Будапешта с февраля 1943 до марта 1945 насбивал он три с половиной сотни краснозвёздных соколов, по большей части "чорррной смерти" ИЛ-2.

Edited at 2019-06-15 19:57 (UTC)
ng67
15 июн, 2019 21:07 (UTC)
Это конечно не такой выбор, но все-же....
29 апреля в условиях низкой облачности (150 метров), дождя, сильного ветра над авианосцем появился легкий «Сессна 0-1 Охотник» («Bird Dog») с включенными посадочными огнями. Утром этого дня майор ВВС Южного Вьетнама Буанг-Ли, посадивший в самолет жену и своих пятерых детей, поднял его с острова Кон Сон в Южно-Китайском море и взял курс в открытое море. Несмотря на ограниченную видимость и дождь он смог обнаружить авианосец «Мидуэй». Самолет трижды заходил на посадку, но не мог сесть из-за загруженности палубы вертолетами, доставившими беженцев. Поначалу пилоту хотели посоветовать посадить самолет на воду, и уже из воды подобрать людей на корабль. Однако во время очередного пролета наблюдателю удалось увидеть, что в двухместном самолете находятся по меньшей мере четыре человека. Стало ясно, что в случае посадки на воду самолет затонет раньше, чем все его пассажиры смогут выбраться из него. Попытки установить радиосвязь с «Сессной» также оказались неудачными.
Во время третьего захода майор Буанг смог сбросить на палубу свой ремень с кобурой и положенной в нее запиской:
«Подвиньте, пожалуйста, вертолет на другую сторону, я могу сесть на палубу, у меня топлива еще на час. Пожалуйста, спасите меня. Майор Буанг, жена и 5 детей».
“Can you move the Helicopter to the other side, I can land on your runway, I can fly 1 hour more, we have enough to mouve. Please rescue me. Major Buang, wife and 5 child.”
Капитан «Мидуэя» Ларри Чамберс (первый афроамериканец в истории ВМФ США назначенный командовать авианосцем, а затем – первый афроамериканец, ставший адмиралом флота), принял решение сбросить в море вертолеты, стоявшие на палубе, но мешавшие посадке «Охотника». Находившийся на «Мидуэе» командующий военно-морской группировкой США в Южно-Китайском море адмирал Вильям Харрис заметил при этом, что не знает случаев продолжения карьеры капитана, по приказу которого будет уничтожена дорогая военная техника.
naigoro
16 июн, 2019 01:25 (UTC)
Ну, приоритет "кого-то убить" перед "кого-то не убить" - по-моему, не должен быть особо крепок. Потому и выбор (да тем более - если можно отбрехаться и "промахнуться") - как по мне, не очень страшный. Случались же (и описаны) выборы куда страшнее.
( 14 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

вторая
auvasilev
Васильев Александр Юрьевич
http://vasilev.su

Latest Month

Октябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Разработано LiveJournal.com
Designed by yoksel