?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Узники замка if

Остался всего с десяток, может, немного больше, хоть относительно постоянных читателей этого Журнала, и всё равно постоянно находится кто-то желающий с высокомерной надменной умудренностью поучить меня жить, попенять на мой дурной характер и разоблачить желчное лицемерие. Спасибо, дорогие мои. В любом случае, хоть кто-то неравнодушен и обращает внимание. Уже приятно.

Навязчивая привычка не дает возможности окончательно уже всё послать и прекратить делиться мыслями публично. С этими привычками вообще беда. Даже в реанимации через несколько недель под капельницей, когда я стал уже явно оплывать, хирург, поинтересовавшись моим стажем курильщика, велел принести мне пепельницу, мол, пусть дымит, как обычно, лишние стрессы ему сейчас не нужны.

Ну, ладно, это всё мало аппетитные слюни, теперь несколько строк на тему, о которой реально хотел сказать. В принципе меня это сопровождает всю жизнь, но временами обостряется в связи с какими-то конкретными событиями, как, например, недавно относительно трагедии в Саратове. И в виде аргумента снова стандартно всплывает «а если бы с вашим ребенком…».

Я этого по сути терпеть не могу. И не из-за какой-то особой суеверности, просто, во-первых, действительно считаю, что слова и даже мысли имеют собственную энергетику, не всегда положительную и без всякой мистики не стоит лишний раз тревожить лихо, пока оно тихо. А, во-вторых, в той части русской культуры, в которой я воспитался и образовался, это элементарно не принято и даже не очень прилично, обычно после подобных фраз говорят что-то типа «типун тебе на язык» и меняют тему.
Но можно как угодно относиться и реагировать, а вопрос-то остается. Что, если бы убили твоего ребенка? Ты продолжал бы быть против смертной казни этого человека?

Да, я продолжал бы возражать против смертной казни, как государственного юридического инструмента. Но при этом постарался бы уничтожить убийцу, если бы был абсолютно уверен в его виновности. Но, главное, вообще не знаю, что смог бы продолжать дальше жить. Однако тут для меня значима мысль великого Шаламова. Я сейчас без точной цитаты, своими словами. Он писал, что никто не может наверняка сказать, как поступит в лагере и сколько там продержится в человеческом состоянии. Это как с проверкой, сколько может прожить человека под водой. Чтобы утверждать наверняка, надо его утопить. Иначе не проверишь.

Впрочем, сегодня я хотел не по столь экстремальному поводу, а о гораздо более бытовом и обыденном. На счет «так поступил бы каждый относительно своего ребенка и вообще близкого человека». Звучит всегда очень убедительно и как бы чрезвычайно благородно. Ведь тут святые чувства задействованы. И не важно, что совершил этот близкий человека, любые действия для его спасения более чем не то, что объяснимы, но и полностью оправданы.

Это был такой, на мой взгляд, очень подлый и слабый фильм Юрия Быкова – «Майор». Множества всяких премий и восторгов удостоился. Я сюжет пересказывать не стану, желающие могут сами посмотреть в интернете, если не всё кино, этого рекомендовать не могу, то хотя бы содержание. Но, если совсем просто и коротко, то основной смысл там в том, что «каждый человека ради своей семьи пойдет на любое преступление». То есть, правда, это уже из другого фильма, «не мы такие – жизнь такая».

Большой моральный авторитет и великий певец Андрей Захарченков, взявший псевдоним Прохор Шаляпин, публично и очень пафосно рассуждал, что те, кто критикует богатых людей, отмазывающих от ответственности своих детишек, гоняющих по улицам со смертельными скоростями и против всяких правил, на самом деле лицемерные жлобы и тупые завистники. Поскольку «любой родитель готов это делать для своего ребенка, просто не у всех хватает денег».

Я не стану тут размазывать манную кашу по чистому столу, и так уже, уверен, всем надоел своим скучным морализаторством, которое многие тоже воспринимают именно как лицемерие и ханжество. Ограничусь тем, что безумно люблю своих детей своих детей, но в данном случае «безумно» это всего лишь синоним «очень сильно», а отнюдь не то, что на самом деле лишает меня ума вместе с совестью.

Ведь это на самом деле элементарно тот самый «культ антикарго». Мол, у белых людей самолеты тоже из соломы и телефоны из кокосов, и они тоже не работают, только хитрые белые люди умеют это лучше маскировать. Гораздо лучше жить, будучи уверенным, что все остальные тоже подонки. Просто одни хуже умеют притворяться порядочными, а другие лучше.

Хотя, если совсем серьезно, то это, конечно, чистая правда. Все подонки. Но, возможно, есть ещё те, кто этим не особо гордится, осознает, что это плохо и пытается отличать добро от зла.

Comments

( 23 комментария — Оставить комментарий )
lj_frank_bot
19 окт, 2019 13:22 (UTC)
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категории: Дети.
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.
siberian_laykee
19 окт, 2019 13:49 (UTC)
Маленькая ложь - большая ложь
Так говорят. И в общем, я с этим соглавен.

До того, как у "богатых людей, отмазывающих от ответственности своих детишек, гоняющих по улицам со смертельными скоростями и против всяких правил" случилась неприятность, было немало малых не очень приличных ситуаций и поступков.
Не готов сказать за всех, но со своими детьми стараюсь не допускать даже малых компромиссов с совестью. Потому как это путь без конца, и сказать, почему нужно остановиться именно здесь, а не там, очень сложно.
А иной раз и не представляется возможным.
aqva
19 окт, 2019 13:54 (UTC)
Вы уж продолжайте писать и делиться своими мыслями, пожалуйста. Просто потому что для моей головы, например, здоровее читать ваши размышления, и понимать, что это еще не голоса в моей голове, а внешний источник говорит и пишет примерно то о чем и я думала, или как я могла бы подумать или, например, могу подумать.



boldogg
19 окт, 2019 13:57 (UTC)
В случае своего ребёнка. который кого-то сбил на машине человек сразу понимает, что "он не хотел", "тот был сам виноват", "если его посадить того это к жизни не вернёт" - и т. д. и т. п. - причём ведь многое из этого или правда или правдой вполне может быть.
Просто в случае чужого человека начинает больше весить другая правда - ну, или просто "не знаю, не интересует, во все дела не вникнешь" - что тоже правда или может ей быть.
auvasilev
19 окт, 2019 14:09 (UTC)
Вот Вы идеально пишете по упомянутой мною схеме. " Человек сразу понимает..."
Какой человек? Любой человек? Каждый человек?
Я больше тридцати пяти лет почти безвылазно провел за рулем. И тоже кое-что сразу понимаю. Если парень под дозой после клуба на двухсот километрах размазывает кого-то по асфальту, а потом ещё несколько часов удирает от милицейской погони, то мой это сын или нет, я пойму, что он совершил убийство и не стану фантазировать ради самоуспокоения. Но можно сказать, что я ханжа и лицемер или просто лживый выродок. А нормальный человек "сразу понимает".
boldogg
19 окт, 2019 14:16 (UTC)
Конечно, люди разные.

Но вот это включение режима "учтём все обстоятельства" по-моему произойдёт если не у всех, то у очень многих.
Тут же как - вроде впрямую ничего плохого и нет - отчего не учесть обстоятельства? Тем более, что в случае с человеком близким они известны.
А там уже пошло - "ему верю, а тем не верю, потому что я его знаю" и так далее.

Если вот так, как вы описали - то да, наверное.
А если не так?
Если всё менее однозначно?
Без дозы, на скорости... он говорит, что было максимум 70, а полиция насчитала 90 (сразу вопрос - мы что так безоговорочно верим полиции?) сбил, остановился, скорую вызвал, но неприятности всё равно грозят крупные - правоприменительная практика скорее против автомобилиста (источник повышенной опасности), практика не учитывает деталей случая - сбитый под колёса практически сам выскочил...
Вот не запустится ничего такого?
auvasilev
19 окт, 2019 14:31 (UTC)
Заболтать можно всё, что угодно, и увести любой разговор в любую сторону. Но у меня нет никакого желания в этом упражняться. Я совсем не имел в виду размышлять на тему, что на дороге могут случаться разные ситуации и в каждой надо разбираться отдельно и внимательно. Возможно, это крайне увлекательно, но я сейчас говорил о другом. О принципе, что "я сделаю всё, чтобы отмазать своего ребенка только потому, что это мой сын, а остальное не имеет никакого значения". И дорожные происшествия здесь далеко не самый частый и показательный пример.
boldogg
19 окт, 2019 14:35 (UTC)
Имхо эта тема двойственная. С одной стороны, говоря теоретически, почти каждый признает, что да, что сын, не сын, а важно прав или не прав. (Написал и задумался - а ведь, наверное нет, я неправ, далеко не каждый.)
А на практике очень трудно этому следовать.

Так и выходит - в теории разногласий особо и нет.
А вопросы практики вне конкретных- случаев разбирать трудно (да и вообще вопросы практики скорее на практике и решаются, чем в разговоре - даже в разговоре о конкретном примере).
auvasilev
19 окт, 2019 14:40 (UTC)
Однако тут для меня значима мысль великого Шаламова. Я сейчас без точной цитаты, своими словами. Он писал, что никто не может наверняка сказать, как поступит в лагере и сколько там продержится в человеческом состоянии. Это как с проверкой, сколько может прожить человека под водой. Чтобы утверждать наверняка, надо его утопить. Иначе не проверишь.

Все подонки. Но, возможно, есть ещё те, кто этим не особо гордится, осознает, что это плохо и пытается отличать добро от зла.
auvasilev
19 окт, 2019 14:32 (UTC)
Да, и ещё, включение режима "учтем все обстоятельства" я считаю необходимым везде и всегда, но это уж точно совсем другая тема.
serg_stg
19 окт, 2019 15:42 (UTC)
... текст слабоват....:((( "быковиана" какая-то прям.:(
Единственная цельная и ценная тут цитатата, что - «каждый человека ради своей семьи пойдет на любое преступление». Это совершенно верно. В остальном, по тексту, чувствуется какая-то охуенная "усталость от всего этого".Это - вполне понятно...
nicksakva
19 окт, 2019 15:43 (UTC)
Просто вспомнилось по мотивам разговора auvasilev-а и boldogg-а...
Фильм "Опасный поворот" по Пристли. Рассуждение Олуэн о правде.

https://youtube.com/watch?v=ISBiHUZCluA&t=17m0s



Edited at 2019-10-19 17:28 (UTC)
how_know
19 окт, 2019 17:40 (UTC)
"...надоел своим скучным морализаторством..."(с)

Не надоел.
xgrbml
19 окт, 2019 19:51 (UTC)
+1

Читаю Вас всегда, кстати, хотя вида обычно не подаю.
keppro
19 окт, 2019 20:21 (UTC)
Александр Юрьевич,
Я думаю, что постоянных читателей у Вас существенно больше, но не все показываются. Если Вы хотите обратной связи, буду судовольствием ставить like - просто мне казалось, Вы это можете не любить.
А по сути, Вы недооцениваете законченость ваших текстов: не враз рука поднимется комментировать литературное произведение в форме короткого поста.
rawich
19 окт, 2019 21:48 (UTC)
Да, лишь малая часть читателей оставляет комментарии. 5-10%, вряд ли больше.
Знаю немало людей, которые вообще ничего и никогда не пишут в сети, хотя читают много. По нынешним временам это очень даже разумно.
amalit215
20 окт, 2019 05:57 (UTC)
//безумно люблю своих детей своих детей, но в данном случае «безумно» это всего лишь синоним «очень сильно», а отнюдь не то, что на самом деле лишает меня ума вместе с совестью. //
******************************************
Умный, может любить, как безумный.
Но не как подлец и дурак.
Алексей Орлов
20 окт, 2019 09:00 (UTC)
Тут, собственно, спорить-то не о чем. Независимый суд и равенство перед законом того ради и выдумали, чтобы вот этого "если моего посадить, твоего все одно не воскресишь" не было. Общества, где этого нет, существуют на наших глазах, вплоть до уровня каменного века. В таких местах всегда плохо, вплоть до гуманитарной и военной катастрофы. Закон лучше, чем справедливость, деревья зеленые, а вода мокрая.
uchyeniy
20 окт, 2019 12:08 (UTC)
Хорошо сказали, Александр Юрьевич.
Особенно финал - последние два предложения.
Действительно - большенство людей, при определённых обстоятельствах, лишаются всего человеческого и превращаются кто во что.... но это не повод.
Спасибо.
Мало кто может себе позволить такое в наши дни - всё больше какой-то подлватый "здоровый" цинизм..впрочем сам таким часто грешил в погоне за подростковой крутизной.
warlen
20 окт, 2019 15:03 (UTC)
Хм... Ну я осуждаю не столько родителей, которые отмазывают детей от наказания, сколько полицейских, прокуроров, судей и от кого там еще это зависит, которые делают это возможным. А родители - что... Родители, конечно, плохо поступают, но их понять можно.
Olena Netudykhata
21 окт, 2019 06:44 (UTC)
Продолжайте писать, пожалуйста.
( 23 комментария — Оставить комментарий )

Profile

вторая
auvasilev
Васильев Александр Юрьевич
http://vasilev.su

Latest Month

Ноябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Разработано LiveJournal.com
Designed by yoksel