Васильев Александр Юрьевич (auvasilev) wrote,
Васильев Александр Юрьевич
auvasilev

Category:

Мы думали, что это весна

Я не такой пурист и догматик, как многие мои знакомые, которые не смотрят телевизор. Вернее, говорят, что не смотрят телевизор, а особенно сериалы и уж тем более российские. Я же всегда честно каюсь, что и телевизор смотрю, и некоторыми сериалами не брезгую. Правда, в основном документальными, производства ВВС или Нейшнл Джиографик, или основанными на документах, типа «Закон и порядок». И по большей части стараюсь, чтобы каждая серия была с отдельным завершенным сюжетом. Долгие эпопеи со сквозными линиями, идущие годами, просто чисто физически плохо осиливаю.

Но тут сделал исключение. Хотя и не совсем. Это всё-таки не чистый сериал в современном понимании. Больше напоминает то, что когда-то называлось «многосерийный телевизионный фильм». Имею в виду, что с большим запозданием и во многом случайно, но полностью посмотрел «Оттепель» Валерия Тодоровского.

Вы не волнуйтесь, я подробную рецензию писать не собираюсь. Всего несколько строк и то потому, что считаю приличным на фоне в основном излагаемого мной негатива поделиться редким удовольствием.

Но прежде всего вот что хочу отметить. Почти во всех разборах, появившихся сразу после выхода фильма, особый акцент делался на том, насколько верно режиссер восстановил приметы времени, а где явно ошибся. И тут хочу повторить то, о чем говорил неоднократно. Это для более поздних поколений из сегодняшнего дня всё видится «крупными кусками», есть некие обобщенные «шестидесятые», «семидесятые» и «восьмидесятые». А на самом деле тогда, как, впрочем, и сейчас, каждый год отдельный. Действие фильма по времени очень четко обозначено, это шестьдесят первый, после полета Гагарина, но ещё до выноса Сталина из мавзолея, что происходит только в одной из последних серий. То есть, речь идет о лете и первых двух месяцах осени этого года.

Я тогда только пошел в первый класс. Мальчик был зоркий, внимательный и памятливый, но, если совсем честно, то о многих мелочах и подробностях реально могу судить только, начиная со времени лет на шесть-семь позже. Вот самый мельчайший и характерный пример. Несколько то ли удивил, то ли слегка озадачил момент, когда героиня замачивает рубашку героя в стиральном порошке. А я помню, что всё-таки основным веществом для этого было натертое на терке стиральное мыло. Перепроверил себя. Нет, оказывается стиральные порошки, действительно, в СССР были уже аж с пятьдесят третьего, правда, в основном отечественные, довольно низкого качества, а изредка «выбрасываемые» индийские или гэдээрошные являлись большим экзотическим дефицитом. Но и стиральное мыло ещё вовсю использовали, о чем, кстати, в фильме тоже упомянуто. А вот к моему окончанию школы, к концу шестидесятых и самому началу семидесятых, я уже очень хорошо помню порошок и в руках матери, да и, порой, в своих собственных. Впрочем, при совсем не отмененном «стиральном».

При том в фильме и в самом деле есть некоторое количество явных «косяков». Просто навскидку, первое что пришло в голову и бросилось в глаза. Если костюмы очень аккуратно, подробно и тщательно стилизованы (именно стилизованы, а не реконструированы или восстановлены под «документальность»), то с обувью, видимо, решили особо не заморачиваться, естественно, это технически много сложнее, и актеры ходят в своем, современном, тогда ничего подобного не было. И папиросы (отдельное спасибо, что там постоянно и где угодно курят именно так, как тогда и происходило), особенно в Москве сминали совсем не так, и совсем уж улыбку вызвало очень стильное полупустое кафе с небольшим, но хорошим оркестром, где встречаются героини. И услужливый официант мгновенно бросается нести шампанское с пирожными. Нет, как раз и шампанское, и пирожные имели место, особенно упомянутые в сцене совершенно восхитительные эклеры, но шансов вот так свободно зайти с улицы в заведение подобного рода не имелось никаких. И подобного в данном кино немало.

Но это всё, конечно, полная чепуха. Тодоровский и не ставил задачи идеального музейного воссоздания того времени. Он сам с улыбкой объяснил свой подход в одном диалоге костюмеров:
- По-моему, сейчас уже в деревне перья в кепке не носят.
- В кино носят.

Это, понятно, сказка и вариации «по мотивам». Но что принципиально, и почему вызвало у меня положительные эмоции. Я, знаете ли, всегда с огромным пиететом отношусь к чужому профессионализму. Скажем, дом даже в целом мне может не очень нравиться, я бы сам точно построил по-другому, но смотрю, насколько мастерски он срублен и с каким умением поставлен, сам по себе уровень работы вызывает восхищение. Так и тут. Тодоровский не просто старается. Он, с одной стороны, совершает это с огромным уважением и даже любовью к эпохе и её людям, а с другой – умеет, знает, как это делается и прекрасно владеет ремеслом.

За это отдельное спасибо. Но, понятно же, по крайней мере лично для меня, что тут вовсе не только доброе ностальгирование и вообще фильм отнюдь не про «оттепель» шестидесятых. А полностью про день сегодняшний. И герои психологически всё-таки больше не из того времени, а из нынешнего. Обещал не начинать заниматься подробным рецензированием и не стану обманывать. Так что, ещё только один момент.

В отзывах на фильм много внимания было уделено тому, что главный герой Хрусталев довольно статичен и нет особого развития образа. И на самом деле он отнюдь не смел, а это всего лишь наглость обычного мальчика-мажора, привыкшего прятаться за спину влиятельного папаши. Я сейчас в проблемы художественной статичности и динамичности углубляться не хочу, нет желания устраивать семинар по драматургии, но лишь отмечу в моем понимании главное.

Там всё не так просто, как может представляться на первый взгляд. И, если серьезно, то имеется определенный смысл в том, что единственным человеком, который реально ничего особо не боится, кроме самого себя, и то немного, оказывается герой не просто «откосивший» от фронта, но и честно признающийся своей дочери, что испугался смерти. А реальные воины-орденоносцы, прошедшие войну, моментально пасуют перед малейшим советским начальственным даже не окриком, а просто косым взглядом.

Короче, если кто ещё не видел, весьма рекомендую посмотреть. Тем более, что возможности современного просмотра в интернете с функцией ускоренной перемотки дают возможность подстроить время к своему желанию и вкусу.

Да, и ещё приятно удивил Константин Меладзе. Совсем я не его поклонник, но тут он очень талантливо и грамотно создал музыкальный ряд, тоже, кстати, абсолютно современный, но с использованием лучших советских образцов.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments