Васильев Александр Юрьевич (auvasilev) wrote,
Васильев Александр Юрьевич
auvasilev

Category:

Память

Это никакая не тайна и даже не секрет, а общеизвестный факт, просто по ряду субъективных причин не слишком укоренившийся в массах. Если вы на улице спросите случайных прохожих, кто создал первый автомобиль хоть в относительно современном виде, то подавляющее большинство, и среди людей, имеющих некоторое общее представление об истории в принципе, и об истории автомобилей в частности, назовет, скорее всего, фамилии Бенца, Даймлера, Майбаха, кого угодно, вплоть до Форда, но, уверен, очень вряд ли всплывет имя истинного создателя.

А между тем, если не особо фантазировать и вспоминать всяческую экзотику, вроде игрушек китайских императоров или самоделок нашего действительно гениального Кулибина, то первым человеком, который не только теоретически изобрел, но и реально создал первое в мире транспортное средство с бензиновым двигателем внутреннего сгорания, был Зигфрид Маркус.

Я не стану подробно останавливаться на его биографии, каждый желающий легко может посмотреть сам, упомяну лишь, что родился он на самом деле в тридцать первом девятнадцатого века в небольшом немецком городке, потом жил и учился в Берлине и Гамбурге, успел даже немного поработать в будущем «Сименсе», но двадцати с небольшим лет этот хитрый еврей решил откосить от воинского призыва и перебрался в Вену, где и обосновался до конца жизни. Потому австрийцы вполне имеют основания считать его своим.

Маркус работал и на всяких государственных должностях, но кроме того в середине века открыл и собственную мастерскую, где изобретал всякие штуки, от осветительных и телеграфных приборов до промышленных и военных взрывателей. Понемногу производил и торговал. Не сильно богател, но и особо не бедствовал. Так вот именно там он году в семидесятом сделал «первую машину Маркуса». Вывел из мастерской, приподнял, крутанул колесо, от чего завелся мотор, сел и поехал со скоростью, не очень превышающей среднюю пешеходную. Однако, повторю, впервые в мире на бензиновом двигателе внутреннего сгорания. Эта машина, как я понимаю, не сохранилась, только картинки, но вторая имеется в наличие до сих пор. Правда, сделана она была уже года через три после того, как появился первый серийный автомобиль Карла Бенца, но это никак не умаляет приоритета самого Маркуса.

Впрочем, Бенц с товарищами тоже в своем полном праве. Маркус как таковой в целом автомобиль свой не патентовал, хотя вообще патентов застолбил и продал множество, под две сотни, и в принципе массовым производством не занимался и не собирался. Он, конечно, в первую очередь отнюдь не был предпринимателем, а, скорее, именно инженером и механиком и изначальных широких значениях этих понятий. Однако определенной публичной репутацией так уж обойден вовсе не был. Австрийцы им гордились, после его смерти в самом конце девятнадцатого века «второй автомобиль Маркуса» поместили в Венский технический музей и даже там неподалеку установили небольшой, но вполне уважительный бюст, типа, как у нас раньше на родине дважды Героев Советского Союза.

Но в тридцать восьмом, когда после аншлюса пришли немцы, они почему-то на Маркуса сильно вызверились. То есть, на самом деле, конечно, понятно почему. Тут была двойная причина, и ещё неизвестно какая больше. Он был одновременно и евреем, и покушался на немецкое первенство в области автомобилестроения. Потому памятник немедленно разрушили, что нашли в архивах о его работах сожгли, и направилась в музей за машиной. Но хранители всё поняли вовремя и заранее, потому подготовились. Как-то умудрились скатить автомобиль в подвал и замуровали его там в нише фальшивой кирпичной стенкой.

После Войны машину поставили на место. Очень, между прочим неплохо выглядит, я её сам там видел. Но великой всемирной славы Зигфрид, в отличие от некоторых своих коллег-современников автомобилестроителей, так и не получил. Не страшно. Свое место занимает.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments