Васильев Александр Юрьевич (auvasilev) wrote,
Васильев Александр Юрьевич
auvasilev

Category:

Побойтесь Бога

Есть такой странноватый лично для меня человек, зовут Леонид Гозман. Видимо, вполне милый и приятный, и у меня к нему, естественно, никаких претензий, но он зачем-то частенько ходит по всяким телевизионным якобы политическим шоу на федеральных каналах и изображает там такого классического мальчика для битья в очень наглядном жидовско-либеральном варианте. Впрочем, и тут мое брюзжание абсолютно неуместно, каждый волен развлекаться как хочет и может, не моё собачье дело

Но и при его достаточной привычности на экране я был несколько удивлен, когда увидел Гозмана в беседе на православном канале «Спас». Вот, подумал, куда занесло мужика, вообще, видать, берега попутал! Но потом прислушался и понял, что и он, и, главное, я не совсем сошел с ума. Поскольку телеканал-то действительно не просто религиозный, но и истинно православный, однако конкретная передача называется «Не верю» и представляет собой диалог между верующим и атеистом. Как бы, ну, очень относительно, но всё-таки можно посчитать присутствие Леонида Яковлевича в таком формате условно оправданным.

Прислушался. Как обычно, Гозман говорил достаточно неглупые и внятные вещи, разве что вполне неуместные в данное время и в данном месте, но тут уже больше вопрос стиля и вкуса, обсуждать бесполезно. В частности, он выразил отчасти недоумение, отчасти неудовольствие тем, что в ситуациях, когда люди публично выражают свое возмущение какой-то проблемой или несправедливостью, а власть реагирует на этот протест излишне жестоко, то не очень заметна роль официальных священнослужителей РПЦ, если и не на стороне людей, то хотя бы в попытках смягчить жестокость начальства.

То есть, ничего особо оригинального или такого уж диссидентского, предельно вежливо и с максимальным желанием не обидеть собеседника. А собеседником этим был некий довольно высокопоставленный епископ, прошу прощения, имени не запомнил, но такой весьма представительный и серьезный мужчина. И в этом случае он довольно снисходительно и наставительно объяснил атеисту, что церковь не должна выступать с какими-то лозунгами и в любой форме принимать участие в любых протестах или возмущениях. Её задача – идти непосредственно к каждой душе, к каждому конкретному человеку и заниматься именно им. Например, если кому-то холодно в избе зимой, то системой отопления обязаны заниматься коммунальные службы, а хороший священник постарается обеспечить человеку дрова и дополнительно обогреть словом Божьим.

И тут мне почему-то вспомнилась одна история. Этот сюжет есть у всех евангелистов, правда, имеются и некоторые противоречия в свидетельских показаниях, но не в них сейчас суть. И даже не в придирках евреев, утверждающий, что событие никак не могло происходить в самом Храме, а только рядом, на Храмовой горе.

Но тут не очень важно где и когда. В любом случае перед Пасхой в Иерусалиме продавали всё необходимое для предстоящего жертвоприношения. И там же рядом располагались «менялы», но это были не какие-то подлые пройдохи, типа старухи-процентщицы у Достоевского, а совершенно легальные и необходимые «банковские обменники», поскольку в ходу тогда были в основном римские монеты, а подати в Храм официально принимались только в израильской валюте.

Ещё раз повторю и особенно подчеркну. Вся эта деятельность была не просто законно или благословлена и государством, и подавляющим большинством общества. Но и в определенной степени это был сам по себе своего рода государствообразующий процесс. Примерно, как предстоящий еврейский праздник Пасхи соотносится с нашим Днем победы.

И вот одному особо пассионарному и креативному раввину это не понравилось. Опять же, сейчас не станем обсуждать почему. Возможно, у него были свои вполне веские резоны. В любом случае, исходя из логики любых современных легалистов, включая официальных церковных, у него было минимум два варианта действий. Или тупо «пойти по инстанциям». То есть, сформулировать свои идеи и требования и обратиться к соответствующему начальству, в данном случае, скорее всего, храмовому, но, несмотря на сложности государственно-политического устройства Израиля того времени, были и иные точки воздействия. Или, по методике упомянутого епископа, «обратиться непосредственно к человеку, к каждой конкретной душе». В смысле начать убеждать и агитировать тех самых «торговцев и менял», чтобы они изменили свой образ поведения.

Но раввин пошел по принципиально иному пути. Он попросту устроил погром. Пришел, перевернул и сломал все столы и скамьи, после чего грубо и категорично разогнал присутствующих. Ту, правда могут возникнуть некоторые вопросы. Поскольку у рассказывающих историю евангелистов нет нигде даже малейших намеков на хоть какой-то оттенок проявления в данном случае Божественного чуда или любого вмешательства высших сил, то, сколь бы не был умел, силен и грозен в гневе раввин, вряд ли ему в одиночку было бы по силам так эффективно справиться с довольно большим количеством народу, вообще-то по роду деятельности не самого робкого и покорного. Так что, более чем вероятно, там имело место в некоторой степени организованное массовое насильственное действие с привлечением сторонников. Но, думаю, здесь нет смысла копаться в чисто практических тонкостях и нюансах. Вполне достаточно общей линии поведения. Недаром в народной памяти это осталось очень четкой и краткой формулировкой без лишней двусмысленной мути – «изгнание торгующих из Храма».

Ещё раз очень прошу меня правильно понять. Я категорически не призываю к такого рода поведению. Я вообще ни к чему не призываю. И, тем более, не против, чтобы священник, да и кто угодно, привез для отопления дрова человеку, страдающему от холода или даже хотя бы попытался обогреть его тёплым словом.

Мне всего лишь хотелось бы, чтобы епископы более внимательно читали собственные священные книги.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Не только стыд пурпуром жжет ланита

    Сам понимаю, что нехорошо и даже мерзко. Но никак не могу отделаться от чисто спортивного интереса. А позволит дядя Вова из страха перед Рамзаном…

  • Позволь, чтоб раб тебя воспел

    Так любимая народом и официальной отечественной историографией всех времен и режимов лицемерная немецкая шлюха и клятвопреступница не только…

  • Golyamata skuka

    Нет, не до истерики, клинической депрессии или малейших намеков на суицидальные синдромы. Без всяких излишеств, тупо просто скучно. Всё чаще…

  • Право слово

    Хватит крутить задом. Надо четко, конкретно и просто. Если ты, собака-Макрон, не прекратишь нас провоцировать и оскорблять самую прекрасную и мирную…

  • Иван Иванович

    Жена тут прибежала с расширенными глазами: «Ты слышал, что наговорил Соловей? А ведь я думала, он вменяемый и неглупый человек? Что его так понесло?»…

  • Папа может

    Да, давненько уже я не испытывал столь неожиданного и приятного удивления. Обычно совсем наоборот. Практически ежедневно, а не то и по нескольку раз…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 31 comments