Всё, что удалось в крови и страшных мучениях в конце концов произвести западному обществу, это индивидуализм. Ощущение самоценности отдельной человеческой личности. Со всем бесчисленным количеством обусловленностей и оговорок, но хоть как в принципе возможную идею и способ существования.
Но тут есть несколько принципиальных моментов. И прежде всего, само понятие «ценности» не несет в данном случае никакой качественной оценочной нагрузки. Это не хорошо или плохо. Поскольку ту сразу же происходит растворение в бездне условий. Для кого хорошо? Когда? В какой ситуации? Для каких целей?
Это всего лишь инструмент и конкретная данность. Как молоток. Можно соседу голову проломить, а можно и гвоздь забить. Правда, голову ближнему можно проломить и массой других предметов, но и гвоздь забить тоже много чем. Однако молотком удобнее. А убить сподручнее из пистолета. Хотя и его рукояткой при необходимости забивается гвоздь. И всё-таки пистолет создан для другой цели и имеет иное назначение.
И второе. Сие разделение «ценностей» вовсе не означает, что на столь же предельно условном «востоке» не может быть и нет людей, обладающих или органичным, врожденным, или благоприобретённым в результате духовной и интеллектуальной работы пониманием и ощущением индивидуальной личностной ценности. В этом отношении безымянный китайский юноша, вставший в одиночку против колонны танков на площади Тяньаньмэнь, не просто «европеец», но и высшее проявление именно «европейских ценностей». А, соответственно, немцы тридцатых-сороковых прошлого века как раз максимальные «азиаты», вопреки любым историческим, культурным или географическим факторам.
И дело тут не в чистой идеологии или даже философии как таковой. «Восток» безусловно возвел в культ и эстетизировал служение хозяину и повелителю. Всякие там самураи, ронины и прочая экзотика. Верность и преданность вне зависимости ни от чего, самодостаточное понятие.
А «западные ценности» выразились в том, что, в принципе, довольно средненький роман «Три мушкетера» стал настольной книгой многих поколений. Сопляк-гасконец, не самый сильный, это нарочито отдано Партосу, не самый умный и образованный, на то имеется Арамис, не самый благородный, здесь нам представлен Атос, а просто безупречно самовольная и свободная личность, толь на этом основании становящийся непререкаемым лидером и авторитетом. Для него ведь все эти «за Францию и короля» - пустая формальность, он делает лишь то, что считает нужным лично для себя и для тех людей, для которых хочет. Даже знаменитое «один за всех и все за одного» отнюдь не символ некого предопределенного свыше и извне единения, а исключительно добровольный и, возможно, достаточно случайный выбор. Но в любом варианте больше каприз, чем долг.
Рыть окоп в последний миг, поверьте,
Самая пустая из хлопот.
Глупо утомляться перед смертью
От подобных земляных работ.
И себя обманывать не нужно
Будто ты имел в виду могилу,
На неё нелепо так натужно
Тратить всю оставшуюся силу.
Слишком мало всё же было пройдено
Прежде, чем закончилась игра.
-Что, приятно умереть за Родину?
-Я не знаю. Я не умирал.