?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

 Говорит, что чувствует себя «очень плохо», а большинство СМИ называет его «известным телеведущим». Добился на старости лет самого высокого и почетного в стране звания. Только «Эхо» обозначило как «писателя и историка». Что тоже, мягко говоря, несколько спорно…

 

«Некоторые художники, не добившись поставленных самими перед собой целей в искусстве, используют собственную жизнь как последний шанс и как материал для создания шедевра так и не достигнутого уровня совершенства», - говорил много лет назад Владимир Турбин. На самом деле, часто абстрактно рассуждая на эти темы, конкретно Владимир Николаевич применял подобные теоретические построения, на моей памяти, только по отношению к Грибоедову. Утверждая, что став автором единственной великой комедии, Александр Сергеевич всю жизнь стремился к созданию трагедии, а, потерпев неудачу в литературе, сознательно пошел на то, чтобы в эту великолепную идеальную пьесу превратить собственную жизнь с изысканным образцовым трагическим финалом.


        А я сегодня посчитал возможным вспомнить и процитировать то, что написал ровно год назад.

      
       
«Как-то наткнулся в эфире на фрагмент беседы в «Школе злословия» с неким театроведом, где он, совместно с мудрыми ведущими вспоминал о значительных явлениях отечественной драматургии второй половины двадцатого века. Были упомянуты Арбузов, Володин, даже, по-моему, Шатров, еще несколько имен. Но, к моему удивлению, никто ни единого слова не сказал о Радзинском. Хотя тому, видимо, есть и весьма основательные объяснения. Однако, не вдаваясь в них, хочу всего лишь высказать исключительно субъективное мнение, несмотря на его для некоторых более чем спорность.

Считаю, что вообще в советской литературе был единственный гениальный драматург, и это именно Эдвард Радзинский. Кстати, весьма неприятный в личном общении человек, по крайней мере, с почти незнакомыми людьми. Хотя однажды, встретив на прогулке в Красновидове моего младшего, тогда трехлетнего сына, он вдруг погладил ребенка по огненным волосам и сказал: «Умный будет мальчик. Мы все, рыженькие, такие». Что, впрочем, не помешало ему тут же, на всякий случай, видимо, во избежание лишних иллюзий, обвести всех при этом присутствовавших взглядом, полным величайшего презрения. Но это я так, к слову, вернемся к драматургу.

Я назвал его гениальным, хотя истинно гениальны у него всего полторы пьесы. «Театр времен Нерона и Сенеки» — бесспорно и «Лунин» — условно наполовину. Остальные — просто в той или иной мере хороши. Возможно, появились бы и другие, уровня «Театра», но писателю вдруг наскучило это тупое занятие — что-то такое кропать потихоньку в тиши, потом отдавать свое детище на реализацию непонятно кому и наблюдать, как каким-то пустым актеришкам, осыпая их цветами, рукоплещут залы, а истинный создатель вынужден довольствоваться в лучшем случае снисходительными строчками презренных критиков. С одной стороны, мне, как читателю, и обидно, что я, возможно, лишился удовольствия от чтения чего-то еще замечательного, а с другой, чисто по-человечески прекрасно драматурга понимаю. И вправду — свинство. Но, как бы то ни было, совершенно независимо ни от моего, ни, думаю, от чьего бы то ни было еще мнения, Радзинский с написанием пьес решил завязать. И сам вышел на сцену, разыгрывая на ней произведения совершенно уникального жанра.

Я бы сравнил это с концертом виртуозного балалаечника. Как будто примитив, три струны да деревяшка сомнительного качества. А в результате из этого извлекается нечто невероятно содержательное. Читать потом то, что исполняет Радзинский — не знаю, кому как, но вот мне совершенно неинтересно. То есть, в основном правильно, но ничего принципиально нового или неожиданного. Все дополнительные и порой богатейшие, парадоксальнейшие смыслы проявляются исключительно в авторском исполнении, хотя — еще раз повторюсь — тут какая-то загадка, актерских красок в палитре Радзинского крайне мало, фактура чуть не юмористическая, а вот, поди ж ты! Сколько лет смотрю — и никак не надоест.
……………………………………………………………………

       А я все равно очень люблю Эдварда Радзинского. Только иногда, порой, мечтается, что плюнет он все же на свои телевизионные спектакли и никому не нужную прозу, и появится, наконец, какой-нибудь «Театр времен Путина и Суркова». Бред, конечно. Мелковато для великого драматурга».

      
     
Лет двадцать пять назад в Пицунде, на пляже Дома творчества Союза писателей, если ты издалека замечал фигуру самой красивой, самой длинноногой и просто самой высокой девушки побережья и кого-то там не очень еще видного рядом с ней, то можно было не сомневаться, что по приближении этим «кем-то» непременно окажется Эдвард Станиславович. Эти, обычно в отношении прочих особей мужского пола абсолютно неприступные роскошные красавицы, видимо, чувствовали в Радзинском что-то такое, только им известное, что делало их рядом с ним совершенно шелковыми, робкими и глядящими в рот повелителю покорными созданиями. При этом пьес его, я практически уверен, подавляющее большинство девушек не читало и не видело. Еще удивительно, никто из мужиков, обычно превосходивших его по внешним данным, уж не говоря о том, что более молодых, никогда Радзинскому не завидовал. Как-то естественно всё это воспринималось.

      
      
И так было всегда. А теперь этот лобовой удар и гибнет двадцатичетырехлетняя женщина. Что-то не правильно в этой постановке. Или наоборот.

       
      
Часто, порой до назойливости, последние годы драматург и писал и говорил о тайных и неумолимых законах язвительной, саркастичной, но возможно, в высшем смысле всегда справедливой судьбы. Это он говорил, не я.

       
       
Никогда ни о ком другом в подобной ситуации не позволил бы написать ничего подобного, да и ничего вообще. А об Эдварде Радзинском позволил. Потому, как не сомневаюсь, что в сходных обстоятельствах он сделал бы то же самое. Только много лучше и талантливей.


Profile

вторая
auvasilev
Васильев Александр Юрьевич
http://vasilev.su

Latest Month

Ноябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Page Summary

Разработано LiveJournal.com
Designed by yoksel