Top.Mail.Ru
? ?

Previous Entry | Next Entry

Лажи не бу…

Надо бы было, конечно, удержаться, но натура старого картежника берет свое.

Я в этом Журнале вообще ничего в чистом виде об экономике никогда не писал, а уж о зарубежной и вовсе в голову не приходило, тут с собственными проблемами не знаешь, как разгрести, что уж в ихние дебри соваться на страницах моего скромного средства массой информации вовсе дурковато. Однако последнее время так со всех экранов и изо всех динамиков наш народ, видать, затравили и застращали всякими ужасами про грозящую Западу экономическую катастрофу, что меня все чаще стали спрашивать о разных вещах с применениями страшных выражений типа «дефолт», «кредитный рейтинг» и прочей жути.

У одного моего корреспондента, очень трогательного, на самом деле человека, искренне болеющего душой за судьбы цивилизации, кандидата философских наук, между прочим, прямо-таки крик души вырвался: «Напиши, пожалуйста, про дефолт в США. Неужели американская экономика в такой заднице»? Я сначала меланхолично отмахнулся: «Писать буду вряд ли, но ты за них не волнуйся. У них всё будет в полном порядке». Однако, философ не унимался: «Я за них не волнуюсь, но мне действительно не понятно, почему у США такой колоссальный внешний долг. И огорчает злорадство вокруг - америкосы-паразиты доигрались наконец».

Меня, правда, злорадство не огорчает, я к нему, во-первых, давно привык и даже, видимо, скучал бы если бы его не было, а, во-вторых, сам так этих америкосов ненавижу, что прямо кушать не могу. Но, чувствую, придется все-таки сказать несколько слов об этой истории, чтобы успокоить особенно чувствительных отечественных философов.

Я могу, конечно, начать тут свою образованность показывать и всякие умные слова употреблять, но толку от этого не будет ровно ни какого. Как только дойдем до каких-нибудь «свопов», люди хоть что-то понимающие начнут зевать от скуки, а остальные завязнут в нескончаемой череде попутно возникающих вопросов. Так что давайте действительно в нескольких словах и совсем по-простому.

То наглое грабилово, которое у нас было устроено в 98-м, к настоящему цивилизованному дефолту имеет такое же маленькое отношение, как врач-стоматолог к доктору философии. Поэтому не надо себе представлять, что сейчас американцы, как мы тогда, выстроятся в длинные очереди в обменники с целью избавиться от стремительно падающего доллара и мечтой прикупить если не евро и юани, так хоть немного рублей, а ихние банки исчезнут вместе с деньгами клиентов.  Впрочем, то, что якобы грозит США, к этому самому дефолту тоже имеет отношение не много большее, чисто формальное, потому к страшному слову и добавляется обычно определение «технический», что делает весь термин целиком для рядового обывателя практически не значимым.

Но все же о трех главных ужастиках придется упомянуть. Дефицит торгового баланса, дефицит бюджета и государственный долг. То есть, формально все это существует на самом деле. США покупают больше, чем продают, при этом государственные расходы больше чем налоговые поступления и страна берет деньги взаймы. Но в реальности всё это полная чепуха и  на названные понятия не надо переносить  наши бытовым представлениям о человеке, который при зарплате в пятнадцать тысяч ездит на «Мерседесе» и погряз в долгах всем родственникам и знакомым.

В нынешней жидкой транснациональной экономике, что вообще кто производит и как этот торговый баланс вычисляется, штука даже не виртуальная, а почти уже астральная и мистическая. У меня приятель руководит в Нью-Йорке несколькими газетами, хозяин которых, гражданин Израиля, живет в Германии, верстают издания в Белоруссии, группа компьютерной поддержки у нас в Долгопрудном, а деньги зарабатываются на рекламе со всего мира. И это так, самый мелкий и примитивный пример, настоящий бизнес еще более разлит по планете и из какой страны у него на самом деле ноги растут чаще всего установить просто невозможно.

Но дело даже не в этом. А в том, что уже давно не так просто определить, да и даже просто понять, а что, собственно продается и покупается. Это раньше было просто. Страна не производит достаточно продуктов питания, чтобы себя прокормить, значит, должна что-то продавать, например нефть, чтобы на эти деньги закупить, скажем, зерно. Нефть подешевела, денег на зерно хватать не стало, возникло ощущение легкого голода. Чтобы оно не усилилось, начали брать взаймы. А на продажу производить ничего кроме нефти не научились, а она еще подешевела, и отдавать долги нечем. Вот и вся великая экономическая премудрость.

А теперь со многими так называемыми цивилизованными странами, которых мы так любим называть «так называемыми», потому что, естественно, на самом деле это только мы цивилизованные, так вот, с этими дикими странами вовсе очень трудно понять, что же они на самом деле производят и что продают. Так как даже американские джинсы в Америке уже не шьют. То есть, не совсем всё ужасно, кое-как они себя еще прокормить и зад прикрыть могут, но из реальных вещей, по сути, кроме, как ни странно, уже упомянутой пшеницы ничем толком не торгуют. Но как-то так получается, что все товары делают китайцы, а экономика самая крупная все равно у США. Конечно, Шевченко с Леонтьевым вам быстро объяснят, что это сплошные приписки и надувательство, но, слава Богу, упомянутые господа не являются основными покупателями и потребителями производимого в Америке. И даже самые высокие передовые технологии, и даже самые прорывные изобретения и научные открытия хоть и происходят до сих пор из тех же США, но даже и не они являются главной статьей экспорта.

А вот что на самом деле является главной статьей, я вам сейчас не скажу. Потому, как иначе мы совсем уйдем в сторону. Некоторые, по-моему, ошибочно, называют это «смыслами». Я же могу только пока крайне условно обозначить это неким продуктом третьего порядка и на том уже точно остановиться, дабы не увлечься. Но это всё лирика, а нам достаточно понимать единственное. Без того, что сейчас производит и продает Китай, человечество вполне может обойтись. Китаю будет без этого очень, возможно даже уже смертельно, тяжело, а остальные покряхтят, конечно, поноют, но вполне выживут. А вот без того, что производят и продает США современная цивилизация на сегодняшний день, да и в обозримом будущем, ну, никак обойтись не сможет.

Потому-то всё остальное это именно технические детали, как тот самый «технический дефолт», которым просто пугают друг друга республиканцы с демократами, чтобы решить собственные мелкие межпартийные проблемы. Но пугают очень не искренне, поскольку прекрасно понимают, что и оппоненту тоже не страшно, поскольку всё это стандартный ритуал и ничего больше.

Так что, второго августа они договорятся, формально поднимут долговую планку и другого ничего не произойдет. Или произойдет. На несколько дней задержат пенсии госслужащим и выплату процентов по госбумагам. Изобразят всё это как жуткую катастрофу, после чего опять же договорятся. Шуму, конечно много, но это не дальнобойная артиллерия на подступах к Берлину в 45-м, это у соседнего ночного клуба петардами и шутихами балуются.

Внимательный читатель, видимо, заметил, что я даже не упомянул о такой мелочи, что те самые доллары, в которых номинированы, на мой взгляд, более чем условные долги США, еще и печатаются самими США и не очень дорого стоят в производстве.

Кстати, те же китайцы, главные возможные бенефициары мирового экономического и финансового переустройства, прекрасно это всё понимают и, хоть, втайне, наверняка, облизываются, но особо не дергаются. Я специально не хотел тут давать какие-то цитаты и ссылаться на авторитеты, но все же позволю себе привести пару строк из высказывания директора Института азиатско-тихоокеанских исследований при Китайской академии общественных наук Ли Сяньяна, ярого, между прочим борца с американским долларом как базой валютного обмена: «Шансы на то, что Соединенные Штаты Америки столкнутся с кризисом государственного долга, как это было в Греции, ничтожно малы. Во-первых, статистические данные показывают, что инвесторы по-прежнему заинтересованы в покупке новых американских долговых обязательств. Во-вторых, "технический дефолт" не заставит центробанки других стран, которые являются основными держателями долговых обязательств США, сбросить эти ценные бумаги по дешевке».

Тут, на самом деле, пусть и сквозь зубы, но всё сказано. Если добавить, что проценты по упомянутым долговым обязательствам так до сих пор и не превысили трех процентов, то и вовсе говорить более ничего не надо. Никто к предстоящей американской финансово-экономической катастрофе серьезно не относится и нам следует успокоиться. По крайней мере, по этому поводу.


Один мой друг юности, ныне давно покойный, очень талантливый режиссер, снимал еще только свой первый фильм, однако уже очень злоупотреблял, что, обычно, впрочем, не мешало творческому и производственному процессам. Но однажды утром на площадке остановился студийный автобус, дверь открылась и на ступеньках появился мой друг в состоянии, которое вызвало опасение у сценаристки, ждавшей режиссера для каких-то совместных действий. Эти-то опасения девушка и попыталась выразить в крайне мягкой форме: «Никита, может, отменим съемку, ты же на ногах не стоишь, лажа будет». Никита посмотрел на нее твердым взглядом и четко произнес: «Лажи не бу..». После чего выпал из автобуса, уснув на лету. Ничего себе не повредил, фильм досняли, и он получил множество призов на разных международных кинофестивалях.

Да, и в заключение, два самых главных момента.

Во-первых, и у всего современного мира вообще, и у США, в частности, имеются огромные, некоторые даже толком не понятно как решаемые, проблемы и в экономике и в чистых финансах, во многих других областях. Но они не связаны с объявленным на второе августа в Америке театрализованным апокалипсисом.

И, во-вторых, что бы там публично и в СМИ не говорили и заявляли разные мировые финансовые авторитеты и официальные лица, на самом деле, как практически всегда бывает в подобных случаях, примерно процентов сорок серьезных экономистов и финансистов придерживаются сходной с моей точки зрения, столько же имеют мнение прямо противоположное, а остальные честно признаются, что представления не имеют, как карта ляжет.  Потому у моих читателей точно такой же и в количественном и в качественном отношении выбор. Можно поверить мне, можно меня послать, а надежнее всего - недоуменно пожать плечами.

Но всё равно будет так, как я сказал.


Метки:

Comments

( 25 комментариев — Оставить комментарий )
zinina_galina
19 июл, 2011 13:13 (UTC)
лажи не бу
mere_skill
19 июл, 2011 15:31 (UTC)
Ну, отлично, а то, действительно, тошнит уже от новостей о "скором крахе" Запада
auvasilev
20 июл, 2011 17:35 (UTC)
Сильно тошнит.
vasilyparnyakov
20 июл, 2011 11:16 (UTC)
Отлично сказано!
Я уже всем устал повторять тоже самое - какой-такой Китай???? Лавка ширпотреба, причем сделанного по чужим лекалам))))
Продукты 3-го смысла это хорошо сформулировано, зачОт))))

Можно еще всем задать простой-простой вопрос:
если будущее за Китаем, то почему все рвутся в США??? Даже сами китайцы?
И не надо разводить, что иммиграция в Штаты давно остановилась или свелась к неквалифицированной. Это не так.
auvasilev
20 июл, 2011 17:34 (UTC)
Спасибо, только Вы и поддержали.
chaskorr
20 июл, 2011 21:53 (UTC)
Господин Васильев, простите за беспокойство, это Часкор: http://www.chaskor.ru/ - Вы позволите сей замечательный текст перепостить к нам на страницы со всеми подобающими ссылками?
auvasilev
21 июл, 2011 10:22 (UTC)
Буду признателен. Спасибо.
А.В.
chaskorr
21 июл, 2011 11:07 (UTC)
А мы уже: http://www.chaskor.ru/article/lazhi_ne_bu_24158
Это вам спасибо большое!
auvasilev
21 июл, 2011 11:27 (UTC)
Да, я посмотрел и ещё раз благодарю. Но, к сожалению, как человек, крайне плохо ориентирующийся в дебрях интернета, я не сразу сообразил, что «Частный корреспондент» это не просто личный блог, а, если правильно понял, нечто вроде электронного средства массовой информации, причем достаточно серьезного и профессионального. А для такого рода издания мой текст в том виде, в котором вы его перепечатали, всё-таки несколько сыроват и плохо отредактирован. Потому, если еще когда вдруг вы захотите опубликовать что-нибудь из моего Журнала, большая просьба, предупредите, хотя бы за несколько часов, и я постараюсь подготовить текст в более приемлемой для такого случая форме.
Но это всего лишь пожелание, никак не отменяющее моей признательности за проявленное внимание.
А.В.
chaskorr
21 июл, 2011 11:33 (UTC)
Ах, Александр, над Москвой зависли тучи оттого что Часкор задрал кверху нос!

Я обязательно учту ваше пожелание. А текст у вас замечательный, не наговаривайте, пожалуйста!

Алёна.
karpion
21 июл, 2011 16:43 (UTC)
как-то так получается, что все товары делают китайцы, а экономика самая крупная все равно у США.
Долгое время как-то так получалось, что все товары делали рабочие, а самая крупная экономика была у капиталистов (да и сейчас так). А до того всё делали крестьяне и ремесленники, а самая крупная экономика была у феодалов.
Сейчас самая крупная экономика - у финансистов, которые ничего не производят. Из чего можно сделать вывод, что финансисты без рабочих и крестьян проживут, а вот крестьяне и рабочие без финансистов подохнут с голоду.

Конечно, Шевченко с Леонтьевым вам быстро объяснят, что это сплошные приписки и надувательство
Кстати, мне бы хотелось узнать: а каким образом подсчитываются размеры экономик?

Без того, что сейчас производит и продает Китай, человечество вполне может обойтись.
Конечно, можно. Вопрос в том, насколько рухнет уровень жизни при отказе от товаров из Китая или при отсутствии оных.

А вот что на самом деле является главной статьей, я вам сейчас не скажу. Потому, как иначе мы совсем уйдем в сторону. Некоторые, по-моему, ошибочно, называют это «смыслами». Я же могу только пока крайне условно обозначить это неким продуктом третьего порядка и на том уже точно остановиться, дабы не увлечься.
Простите, а кто именно готов менять эти "смыслы третьего порядка" на реальные продукты питания и предметы потребления?

Вот например, наука - вещь безусловно полезная: благодаря ей мы имеем электричество, автомобили, компьютеры, интернет, синтетические материалы, высокопрочные металлы, лекарства, высокую урожайность. Но кто лично готов платить учёным? Да никто.
Наука развивается потому, что государство принудительно собирает с людей налоги, на которые в т.ч. содержит учёных. Впрочем, государство содержит много чего, что нужно, но за что люди сами платить не готовы.

Дак что если я Вас правильно понял, США при помощи своих авианосцев обложат весь мир налогом, на который будут содержать своих граждан, создающих продукты третьего порядка.
(У Войновича упоминается "вторичный продукт". А этот, я так понял - "третичный".)

Внимательный читатель, видимо, заметил, что я даже не упомянул о такой мелочи, что те самые доллары, в которых номинированы, на мой взгляд, более чем условные долги США, еще и печатаются самими США и не очень дорого стоят в производстве.
Проблема в том, что если напечатать их слишком много - люди не просто откажутся принимать новые доллары, но и постараются избавиться от накопленных, а это приведёт к обнулению их ценности.

«Шансы на то, что Соединенные Штаты Америки столкнутся с кризисом государственного долга, как это было в Греции, ничтожно малы.»
Разумеется, в США будет совсем не так, как в Греции. Например, в США есть негры.
(без темы) - original_ivan - 21 июл, 2011 17:40 (UTC) - Развернуть
(без темы) - original_ivan - 21 июл, 2011 18:04 (UTC) - Развернуть
auvasilev
21 июл, 2011 19:22 (UTC)
Про Карфаген как нибудь, если не затруднит, напомните, давно занимаюсь Ганибалом и очень хочу написать, почему Карфаген не должен был, но всё же был разрушен. Очень, кстати, поучительная история.
auvasilev
21 июл, 2011 19:11 (UTC)
Боюсь, рано или поздно случится всё. А кто такой М.Ю. Соколов? С первой попытки найти его не смог, м.б. облегчите задачу?
auvasilev
21 июл, 2011 19:19 (UTC)
Всё, спасибо, нашёл, у меня просто мобильный интернет глючит. Знаю. оказывается, этго Соколова и достаточно хорошо. Редкий придурок.
redgaim
21 июл, 2011 23:20 (UTC)
Очень познавательно ! Полностью согласен с автором насчет 2 августа. Это действительно лажа которой не будет. Не раскрытым остался лишь один мааааленький такой вопросик. А именно из-за чего собственно весь сыр бор ? Возьму на себя смелость немного его раскрыть. Дело мне кажется в том, что где-то с весны до 80% всех американских краткосрочек скупает никто иной как ФРС. Иностранцы же скупают лишь 20. Почему ? Думаю потому что обеспокоены реактивным взлетом долга США. А следовательно долг УЖЕ достиг своего ЕСТЕСТВЕННОГО потолка в условиях планеты Земля. Поэтому решение поднять потолок ни на какие реальные процессы уже не повлияет. Лохов не осталось и в долг больше никто не даст. По крайней мере пока США не продемонстрируют свою способность с этим долгом рассчитаться. Собственно это и беспокоит конгресс. Именно отсюда требования по сокращению расходов бюджета. Но тут нас поджидает еще один маленький вопросик. Дело в том, что начиная с "кризиса" (в кавычках потому что это была не более чем легкая разминка) 2008 года частный потребительский спрос в США сокращается. Иначе и быть не могло. Населению приходится расплачиваться по ипотечным и прочим кредитам. А тут еще "кризис" добавил. Как в этих условиях поддерживать экономику ? Правильно. Только эмиссией и расходами бюджета. Иначе срыв в дефляционный коллапс. Этому еще Кейнс учил. Но расходы бюджета нужно уменьшать, иначе перестанут давать в долг ! А жить по средствам США уже не могут, как наркоман без дозы... И вот тут начинается самое интересное. Резать расходы бюджета это дефляция по типу Великой Депрессии, только многократно хуже, учитывая объемы экономики, степень деиндустриализации и откровенно гнилое население. Забацать что-то типа QE3 это долговой кризис. И либо дефолт (суверенный, а не технический) либо гиперинфляция по доллару. Причем в самом худшем варианте, при стабильности того же юаня к примеру. Вот так примерно всё обстоит на самом деле.

Можно было бы по примеру [b]karpion[/b] немного поиздеваться над автором по поводу "смыслов третьего порядка", без которых всем нам кранты. Но не буду. Лучше поблагодарю его за то что честно признал что
=====
и у всего современного мира вообще, и у США, в частности, имеются огромные, некоторые даже толком не понятно как решаемые, проблемы и в экономике и в чистых финансах, во многих других областях. Но они не связаны с объявленным на второе августа в Америке театрализованным апокалипсисом.
=====
Это действительно так. От себя добавлю, когда полыхнет неизвестно. Но полыхнет ОБЯЗАТЕЛЬНО. Думаю случится это в будущем году или через год, врядли позже. Но в принципе может полыхнуть и завтра. Ибо долго подобные системы не живут.
auvasilev
22 июл, 2011 09:21 (UTC)
Прежде всего, спасибо за спокойный тон разговора, я, честно говоря, несколько уже подустал от остеричного и бессмысленного антизападного и, осособенно, антиамериканского кликушества. По сути же, я с Вами, конечно не согласен, и мы могли бы долго говорить, чему на самом деле учил великий Кейнс и, главное, насколько его учение применимо к конкретнм ситуациям конкретного времени. Но этот конкретно мой Журнал посвящен все же совсем другим темам и решает другие задачи, тема американской экономики здесь довольно случайна, о чем я изначально упомянул, и возникла исключительно из-за общей паники по поводу 2-го августа. Впрочем, поскольку эта достаточно поверхностная заметка вызвала определенную реакцию и зантересованность у некоторых читателей, возможно. я еще вернусь к этим вопросам и выскажу какие-то свои соображения относительно моментов, затронутых Вами, и прежде всего, о тои, что полыхнет ОБЯЗАТЕЛЬНО. Если Вам будет любопытно, обязательно Вам сообщу, когда и если надумаю писать об этом.
juncus
23 июл, 2011 05:56 (UTC)
Нет, у меня чёткое ощущение какого-то издевательства. :) Озвучили идею, что во всём виноват продукт третьего порядка, а сам продукт не назвали. Я вот теперь буду мучиться, думать, голову ломать пока не узнаю правду. Нельзя так с людьми поступать. Давайте колитесь уже. Нет нам покоя без этой ценной информации. :)
auvasilev
23 июл, 2011 06:58 (UTC)
Да, к сожалению, видимо, придется колоться... Боюсь, правда, что будет только хуже, но, похоже, никуда не деться... Ждите.
alreh
1 авг, 2011 09:32 (UTC)
Александр Юрьевич! (мы, кстати, с Вами полные тёзки) а имя того самого режиссёра - Вашего приятеля, можете назвать? Просто любопытно!
Спасибо.
auvasilev
1 авг, 2011 09:45 (UTC)
Никита Мамлин, он же Тягунов. Фильм "Нога".
alreh
1 авг, 2011 09:52 (UTC)
Спасибо, теперь непременно посмотрю!
uuvasilev
3 авг, 2011 12:17 (UTC)
В тот самый момент, когда публиковался этот пост, вышеупомянутый кандидат философских наук входил в ласковые волны Азовского моря близ славного города Керчь, и в ближайшие десять дней его ничего, кроме этих волн, спелых персиков, которые продавали нам татары отнюдь не за доллары, а за гривны, и песен у костра, не волновало. Поэтому добрался до этого поста только сейчас. Спасибо, кое-что прояснилось. Теперь буду ждать обещанное про то, "что производят и продает США", без чего "современная цивилизация на сегодняшний день, да и в обозримом будущем, ну, никак обойтись не сможет."
( 25 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

вторая
auvasilev
Васильев Александр Юрьевич
http://vasilev.su

Latest Month

Февраль 2024
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
2526272829  

Комментарии

Разработано LiveJournal.com
Designed by yoksel