Васильев Александр Юрьевич (auvasilev) wrote,
Васильев Александр Юрьевич
auvasilev

9:1

    Несколько дней назад в «Газете.ru» был опубликован текст некой полуанонимной Виктории, «простого «админа», как она сама себя называет, броско озаглавленный «Девять причин, по которым я уезжаю из России». Подробнее желающие могут ознакомиться самостоятельно  http://www.gazeta.ru/realty/2011/08/17_e_3735725.shtml,я же, для ленивых, очень кратко.     Действительно, перечислены ровно девять пунктов. Безопасность здоровье, образование, непрофессионализм дороговизна недвижимости, коррупция, низкое качество продукции, неуважение к свободе личности и главное, комплекс вахтера, то есть «неуважение к другим людям, нетерпимость, порой граничащая с фашизмом». А далее идут несколько рассуждений автора, которые я позволю себе процитировать просто по причине некоторой их забавности.     «Я не знаю, я, правда, не знаю, почему у нас такие люди. Одно время мне казалось, что, возможно, дело в советской эпохе, в принципе уравниловки, в истреблении элиты, да мало ли в чем. Однако вспоминается Толстой, Салтыков-Щедрин, Тургенев, словом, наши классики, читая которых начинаешь понимать, что оно всегда так было. Почему? Не знаю. Так исторически сложилось».     «Я не имею ни желания, ни физической возможности для того, чтобы бегать по площадям с флагами в зубах, устраивать стычки и драться с полицией. Я просто хочу спокойной жизни. Неужели я не имею права на это только потому, что родилась здесь, а не в другой стране? Терпи, это наша родина, сынок? Но я не хочу терпеть»     И Виктория делает кажущееся ей естественным заключение:     «Выводы из всего вышесказанного я делаю очень простые. Действовать надо, чем я и занимаюсь. Становиться не просто специалистом, а востребованным специалистом. Учиться и учить язык. И выбирать страну для проживания».     Почему я решил обратить внимание на это замечательное произведение? Отнюдь не для того, чтобы спорить с автором. Хотя, кое в чем, своим нелепым инфантилизмом и просто отсутствием и логики, и опыта, и элементарных знаний о жизни и мире он дает повод даже не только для спора, но и для достаточно веселой насмешки. Но, с другой стороны, многое сказано абсолютно справедливо и даже, возможно, слишком мягко, недостатков в нашей стране я мог бы перечислить и больше и гораздо более серьезных. Так что, тут вступать в диалог и, тем более, в пререкания, глупо и бесполезно.     И даже не то меня задело, что такая в общем-то совершенно пустенькая и невнятная заметка, пережевывающая тысячный раз навязшую уже на зубах тему «отъезда – не отъезда», опять же тысячный раз вызвала бурные отклики и эмоции в виде огромного количества реплик и комментариев. У нас народ постоянно ведется на одни и те же мульки, напиши на заборе в самом глухом месте «Сталин» или «гомосексуализм», он через час окажется исписан с одной стороны проклятиями, а с другой – словами поддержки. Но мое внимание именно в данном тексте привлек вот какой момент. Молодая женщина (если она вообще реально существует, и это не просто очередной затертый журналистский трюк) несколько раза на протяжении двух коротких абзацев в разных вариантах повторила одно и то же. Типа «Неужели из-за этого я... предатель родины?» или «Я обычный человек, который хочет обычной жизни. В чем тут предательство-то?». И вот на эту тему мне уже захотелось сказать несколько слов.     Все это кажется мне проявлением каких-то глубочайших комплексов советского человека, воспитанного в жесточайшей парадигме «свой-чужой», где любая мысль об отъезде к врагам прямо ассоциировалась с переходом линии фронта на сторону неприятеля. Где это не просто считалось, но и было, по сути, «изменой родине», так как родина, это даже не Россия, тем более что никакой России толком не было, и даже не СССР, но прежде всего идеалам коммунизма в угоду прямому и непосредственному идеологическому противнику. Но сейчас-то что?     Эти самые «админы» нынешние, они ни то, что партийных билетов или комсомольских значков, они и пионерских галстуков-то в глаза уже не видели, что же у них так мучительно бьется и варится в душе, что заставляет из обыденных, бытовых поступков делать чуть ли не нравственно-политический жест, да еще и демонстрировать его как можно публичнее? Просто патология какая-то совершенно для меня не объяснимая.     Мне вспоминается тут недавнее интервью, которое взял один шведский корреспондент у арестованного сомалийского пирата. Мужик на хорошем английском очень четко и долго излагал, что никакой он, конечно, не пират, а на самом деле всего лишь пользуется священным правом каждого сомалийца получать свою долю в тех богатствах, которые подлые западные империалисты зарабатывают на эксплуатации исконных сомалийских водных ресурсов. Но в процессе разговора выяснилось, что борец за справедливость изначально не очень представлял, из какой страны расспрашивающий его журналист. Когда же все-таки выяснилось, что именно из Швеции, сообразительный и, видимо, вполне неплохо информированный мужик сразу перевел разговор на другую тему. Я слышал, сказал он, что у вас там не очень строгие эмиграционные законы, не могли бы вы поспособствовать мне в получении политического убежища в Швеции? А то в этом бандитском Сомали жить дальше больше мочи никакой нет.     И должен признаться, что этот прямой сомалийский парень мне много ближе и понятнее, чем все наши «админы», которые из своего желания переехать в другую страну устраивают целое театрализованное представление, притом, что и дел-то только - купить билет на самолет и не забыть выключить за собой свет.     У меня есть знакомый лет пятидесяти, он француз, но большую часть жизни прожил в Швейцарии. Владелец небольшой, но солидной полиграфической фирмы. Поехал как-то в отпуск купаться на пляж под Жироной, ему так понравилось, что купил там домик и теперь живет в Испанской, по сути, деревне, но над домом зачем-то каждый день по утрам поднимает флаг Швейцарской конфедерации. Развлекается, видать. Так вот, ему бы при всех причудах никогда не пришло бы в голову писать послание о девяти или хоть скольких-то еще причинах, почему он перебрался в Испанию. И если его спросить, он и вопроса не поймет. Почему ты сейчас пошел в сад читать Петрарку, в вчера в это же время нажрался с мужиками «Торресом» в баре у дона Педро? Да потому, что вчера мне хотелось коньяка, а сегодня потянуло на цветы и поэзию. Что тут обсуждать или декларировать?     Или вот, другой пример, мой ближайший друг, который более десяти лет назад бросил здесь гигантский бизнес на сотни миллионно и уехал с женой и двумя детьми в малонаселенный горный район Канады, где родил еще троих. А потом на пару лет перебирался пожить всей семьей в Венесуэлу, но вернулся. И не потому, что не понравилось, а просто расхотелось, теперь где-то что-то строит под Монреалем. Тоже не понял бы, если бы я его попросил сформулировать и перечислить по пунктам причины, по которым он всё это сделал. У него причина одна. Так захотелось.     Да что там примеры приводить, у каждого из нас по жизни бесчисленное количество таких примеров В современном мобильном и текучем мире, где транспорт и системы коммуникации до предела сократили расстояния и стерли границы, давно уже исчезли эти понятия «предательства» и «измены родине», если, конечно речь идет не о войне и не о продаже государственных секретов. Мой старший сын поработал в Финляндии, что-то там разонравилось, теперь и вовсе улетел в Китай, там теперь в каком-то крохотном южном городке с видом на Тайвань строит светлое раскосое будущее. Дочка оканчивает институт и собирается поехать поработать во что-нибудь скандинавское. Но рассматривает и Париж, еще не решила. И никто никаких пунктов не пишет, в голову такое не приходит.     А у меня самого имеется тоже одна единственная причина никуда не уезжать. Такая, что я хочу жить именно в России. А расхочу, так никаких причин придумывать не стану, а просто уеду. И никакая мысль ни о каком «предательстве» мне даже в голову не придет.     Можно «бегать по площадям с флагами в зубах, устраивать стычки и драться с полицией». Можно находить какие-то более разумные, на мой взгляд, и менее экзотические способы протеста. Можно не протестовать вовсе и полностью заняться личной жизнью. Можно пойти в чиновники, а можно в поэты, можно хотеть спокойной жизни, а можно быть мятежным и искать бури. Вообще, жизнь многообразна и в ней можно если не всё, то очень и очень многое. Не стоит только делать две вещи. Относится к себе слишком серьезно, и устраивать публичные истерики. Хотя о чем это я? Сам себе противоречу, ради Бога, бейтесь на здоровье в припадке с самой каменной мордой. И можете, по желанию делать, это в любое время и в абсолютно любой стране.     И совсем уже последнее. Оправдывая свой отъезд, который, я еще раз повторю для особо сообразительных, ни в каком оправдании не нуждается, совершенно не обязательно так старательно обкакивать остающихся, ссылаясь на Толстого и Тургенева, которых Вы, девушка, или плохо читали, или совсем не поняли. Вы поезжайте и там попытайтесь разобраться с качеством того народа, читая Фолкнера или Диккенса. А с русской классикой мы тут уж как-нибудь сами…
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 37 comments