Возникли некоторые ассоциации. Но не хотелось втягиваться в чисто околофутбольные страсти, я в этом абсолютно ничего не понимаю и даже понятия не имею, что представляет собой как человек этот самый Роман Бабаев, чью фамилию впервые в жизни и услышал только в связи с приведенной фразой. Но вот какое дело.
Хотя, конечно, фраза и начинается с «подонка», и продолжается выражением надежды, что «Веллитону воздастся», но если подходить чисто формально, то человек всего лишь говорит о другом «пусть ходит осторожнее». То есть, по сути, делает доброе дело, предупреждая об опасности. А практически все почему-то воспринимают это как «прямую и явную угрозу», требуя чуть ли ни немедленного реагирования от правоохранительных органов и уголовного преследования.
Может быть, тогда тут дело не в словах, а в самой личности их произнесшего? Но, еще раз повторю, я о ней абсолютно ничего не знаю. А привлекла эта история мое внимание исключительно своей схожестью с другой, случившейся как будто и недавно, но, на самом деле, тогда, когда многих из нынешних футбольных болельщиков еще и на свете не было.
…Конечно, Кобзон мог с утра до вечера со всех экранов рассказывать стране, что его ближайший друг, добрейшей души человек Отарик никогда никого ни то, что пальцем не тронул, а и не намекнул даже никому, чтобы ему денег дали. Что все сами несли и величайшей честью считали пожертвовать любые суммы на святое спортивно-благотворительное общество, возглавляемое Квантаришвили. Но мало было людей, из тех, естественно, кто вообще слышал об Отари Квантаришвили, хотя слышали, на самом деле, особенно, последние годы его жизни, о нем очень многие, кто бы ни представлял в общих чертах, чем в реальности занимался этот общественный деятель.
И сейчас, если вы в любом поисковике наберете его фамилию, или фамилию Рушайло, то в подавляющем большинстве случаев выскочит фраза: «Пускай Рушайло подумает о своих детях». А ведь я прекрасно помню эту передачу на Московском телеканале аж в 94-ом году. И Отари, на самом деле, сказал ее в том контексте, что Владимиру Рушайло, который в тот момент занимал пост начальника московского РУОПа, должно быть стыдно за беспочвенные обвинения в его, Квантаришвили, адрес, и пускай, мол, Владимир Борисович подумает о своих детях, которым, после того, как они вырастут, тоже может быть стыдно за папу.
Когда бы подобную фразу сказал в свое время о ком-нибудь Сахаров, Ростропович, или, например, если иметь в виду спортсменов, Алексей Немов, то ни у кого бы, наверняка, не возникло и тени сомнения, что каждый из них имеет в виду именно стыд и совесть, и ничего больше. Но и в устах Отарика эти слова тоже ни у кого сомнений не вызвали. Были восприняты совершенно однозначно и именно в том смысле, в котором до сих пор и цитируются.
Я, кстати, и тогда сильно очень скептически относился по ряду причин к этой идее, а сейчас и вовсе практически уверен, насколько это вообще возможно, что Рушайло к последовавшему убийству Квантаришвили никакого отношения не имеет. Но вот, в частности, вскоре после тех известных выстрелов у Краснопресненских бань, давал вынужденное интервью, пытаясь спасти свою жизнь, которую, правда, так и не спас, один аз питерских «авторитетов». Журналист его прямо спросил, есть ли какие соображения на тему заказчика убийства Квантаришвили. И человек столь же прямо ответил, какие, мол, могут тут быть соображения, все слышали, чьим детям Отарик угрожал, каждый нормальный отец в такой ситуации должен по всем «понятиям» поступать единственно возможным образом.
Также, я почти уверен, что Квантаришвили, действительно, будучи не великим виртуозом русского языка, просто крайне неудачно сформулировал свою мысль. Он был, конечно, как все подобные люди, с несколько отъехавшими представлениями о реальности, но всё-таки отнюдь не столь отмороженным, чтобы с телеэкрана на всю страну действительно угрожать детям такого не самого безобидного человека, как Рушайло.
Но всё это не имеет ровно никакого значения.
Есть определенные слова, и есть конкретный человек. И когда именно этот человек произносит именно эти слова, то они для слышащих обретают совершенно однозначный смысл. И вот только он-то значение и имеет. И потом совершенно бесполезно что-то там объяснять, говорить, что не так поняли, пытаться донести истинный смысл, даже если на самом деле он и был другим… Всё бесполезно.
Человек придает значение своим словам не тогда, когда он их произносит. Он делает это всей свой жизнью с момента рождения, и потому я не могу даже посоветовать следить внимательней за собственной речью. Хотя это тоже, несомненно, не лишнее, но все-таки гораздо важнее следить за упомянутой собственной жизнью.
А проиллюстрировать обоснованность всего, мною сказанного выше, хотелось бы вот каким образом. Прочитайте, пожалуйста, следующие слова как таковые, абстрагируясь от любых привходящих и обращая внимание только на чистый смысл.
«Свободное демократическое общество - это всегда общество образованных, высококультурных людей». "Время, когда вожди указывали так называемым "простым людям", как и зачем жить, закончилось. В 20-м веке под лозунгом поддержки так называемого "простого человека" и создавались самые худшие диктатуры. 21-й век, я в этом уверен, это эпоха образованного, умного, если хотите - сложного человека, который сам распоряжается своими способностями, которому не нужны вожди, патроны, те, кто принимает за него решения". "Такому человеку нужды сложные и умные политические и социальные системы, умное государство, умная экономика, умная политика».
Есть какие-нибудь вопросы или возражения? Лично у меня нет. Но вот дальше я читаю, что сказал это всё на ярославском форуме Президент нашей страны Дмитрий Анатольевич Медведев. И сразу каким-то невероятным образом это воспринимается мной как «прямая и явная угроза» и инстинктивно хочется требовать немедленного реагирования правоохранительных органов вместе с уголовным преследованием.
Ну, не знаю, возможно, действительно, кому-то стоит подумать о своих детях…
Comments
Кто-то в команде спичрайтеров - тайный диссидент (ведь даже Остер делал детский раздел сайта президента), а хозяин прочел, не вникнув.
А Вы воспринимаете попкины слова как угрозу...