Васильев Александр Юрьевич (auvasilev) wrote,
Васильев Александр Юрьевич
auvasilev

Categories:

Китайский синдром

… Осознаю, что вступаю на скользкий путь, но, как считали люди, отношение к которым и попытаюсь определить, любая дорога начинается с первого шага.

Это не самая страшная, а всего лишь очередная волна эпидемии восточной чумы, пришедшая на нашу землю из Поднебесной. Надо просто немного напрячь память и вспомнить, что первый период китайских реформ великого Дэна проходил с 1978-го по 1984-й. А у нас через год после начала ихнего аж второго этапа только Горбачев к власти пришел. Та что, каждый раз, когда решался вопрос, надо ли что-то делать, или сразу в морг, как доктор велел, или, когда все-таки понимали, что делать непременно надо, но абсолютно не знали что, вот в этих ситуациях обязательно и прорывалась упомянутая зараза.

Появлялась в той или иной форме как бы альтернатива. Заниматься скучными глупостями, типа создания демократических институтов, свободы слова, независимых ветвей власти и прочей чепухи западного образца, или плюнуть на всю эту пошлость и пойти по китайскому пути. То есть, естественно, пойти по русскому пути, поскольку весь смысл китайского пути в том, что каждый идет по своему собственному пути. И, если бы мы пошли по чисто китайскому пути, то это был бы как раз совсем не китайский путь. Видимо, к счастью, разобраться в этом толком нашим мудрецам всегда не удавалось, потому мы не шли ни по китайскому, в смысле китайскому, ни по китайскому, в смысле отечественному, пути, а тупо всё-таки пытались свернуть на порочную европейскую тропинку.

Но сама раскосая идея никуда не уходила. Это как герпес. Он, в принципе, у каждого человека в организме постоянно. Но только, где проблема какая, и защита ослабевает, там он и прорывается, и выскакивает наружу в виде довольно неприятных образований. И вот сейчас очередной виток.

Но опасность вылазит совсем не там, где вы подумали. Типа, Путин едет в КНР, чего-то там подписывает, расшаркивается и всей своей физиономией показывает уважение к опыту более авторитетных товарищей. Ничего подобного. То есть, подписывать-то он подписывает, и показывать-то он показывает, только, если есть человек, для которого эти товарищи совершенно не авторитетны и весь их китайский опыт вместе с путем он в гробу видал, - так это именно Владимир Владимирович. Тут он чистый китаец. Поскольку у него всегда путь только свой собственный. Путь самурая. А, следовательно, он одновременно еще и более чистый японец. Но, чтобы выбраться из всего этого бредового восточного кошмара, следует просто немедленно выкинуть из головы Путина и прочие не имеющие серьезного значения для формирования мировоззрения мелочи. И обратить внимание на то, что представляет сейчас, возможно еще не опасность, но, на мой взгляд, несомненную очередную проблему из серии упомянутых.
Опять глазки лучших представителей отечественной интеллигенции, что самой либеральной, что всяческих иных оттенков и направлений, вплоть до самых противоположных, сильно напуганные, думаю, прежде всего последними политическими событиями в родной стране, начинают косить куда-то в строну и основа косоглазие начинает потихонечку напоминать раскосость…

Ну, ладно, что я всё лицемерю и мучаю себя. Фамилии, конечно, не буду называть, а то частота их упоминаний, действительно, выйдет за рамки приличия. А просто процитирую наиболее четко сформулированные страхи и чаяния русского постоянно мыслящего и при этом очень тонко чувствующего человека:

«Дальше будет происходить то, что есть ряд стран азиатских, прежде всего это Китай, в которых элита не говорит «Сделаем так, как на Западе сейчас». Она говорит: «Сделаем так, как на Западе времен расцвета – свободный рынок плюс сильное государство». И вот экономическая мощь этих стран, в конце концов, переменит существующий бюрократический и мировой порядок. У этих стран есть необходимость поднимать жизненный уровень своего населения, а эта необходимость существует в разумных автократиях не меньше, чем в демократиях. И эта необходимость приведет их рано или поздно к экономической, а, возможно, даже к военной экспансии.

То есть рано или поздно существующий бюрократический и фарисейский миропорядок рухнет, и мир вернется, ну, в другой ситуации с учетом ядерного оружия, с учетом того, что война сейчас не совсем выгодна, к ситуации XIX века, при которой слабые перестают выживать. Уж тем более при которой сильные диктатуры в слабых государствах представляют лакомый кусок. Очень возможно, что при этом Россия потеряет часть своей территории. Но, скорее всего, именно это станет толчком для падения режима и для осознания новой политической парадигмы. Эта парадигма уже будет звучать так: хочешь выжить – делай как Пекин. То есть, да, отменяй выборы, ограничивай социальные блага, не плоди люмпенов, но обеспечивай свободу бизнесу, обеспечивай контроль над коррупцией и не позволяй одному человеку превратить страну в свою вотчину».

В этих двух абзацах на самом деле сконцентрировано столько легенд и мифов и родного, и мирового интеллигентского сознания, что для ответа на всё не хватит и нескольких тысячастраничных трактатов. И я еще не раз обращусь к некоторым высказанным тут идеям. Но, чтобы сразу трактатами не пугать, позволю себе пока всего несколько реплик по нюансам и частностям. Еще раз выделив и подчеркнув фразу: «Хочешь выжить – делай как Пекин».

Прежде всего, хоть застрелите меня (хотя, очень вероятно, что эта форма речи и начнет обретать вполне материальное воплощение, коли так дальше пойдет), не понимаю, почему, с какого бодуна, ради каких это великих целей, за какую такую чечевичную похлебку непреходящей ценности я должен отдавать свое право первородства, свою свободу, да черт с ней, со свободой, свою душу в чье-то распоряжение? Потому, что кто-то придумал схему, по которой человечеству лучше развивать вот таким способ, а не таким?

А не большая ли вероятность, что главная опасность существованию рода человечества исходит отнюдь не от моего, как будто слишком уж анархистского внешне и сверх либерального умствования, а именно от тех, кто придумывает изумительно мудрые схемы, обязательные к исполнению для всех остальных? Не кажется ли вам, что все беды в истории, да и в сегодняшнем мире, происходят не от таких как я, от тех, у кого в голове схемы?

Потому, что мы работаем, растим детей, платим налоги и более всего мечтаем, чтобы кто угодно как можно меньше лез к нам в дом, в семью и в голову. А великие придумыватели оптимальных путей развития и наилучших систем государственного устройства, имея возможность на наши налоги не задумываться о хлебе насущном, как раз и устраивают все безобразия на нашей планете.
Мальтузианство давно уже вышло из моды даже у алармистов-первокурсников провинциальных институтов. Понятно, что и без нашего вмешательства Земля прекрасно отрегулирует численность своего населения, вплоть до полного обнуления, если потребуется. Так стоит ли так уж молиться на это постоянное и на самом деле в большинстве случаев совершенно эфемерное увеличение ВВП, на эту постоянную техническую модернизацию как самоцель? Нет, нет, только не подумайте, что я хоть в какой-то мере сторонник опрощения, возвращения к природе или еще какой подобной экзотики. Я первый с большим интересом и удовольствием бросаюсь использовать новые игрушки цивилизации и не представляю себе жизнь без ватерклозета. Но зачем всё обязательно доводить до маразма? Зачем нужен автомобиль в 1000 лошадиных сил? Это ради того, чтобы он был у каждого, даже представим, что цель достижима, и достижима именно таким способом, я должен начать молиться на авторитарное государство?

А может быть гонка должна быть совершенно по другим параметрам? И модернизировать необходимо совсем другое? Не смотреть, какое устройство общества наиболее приспособлено к бешенной экономической и технологической гонке, а совершенно наоборот, попытаться понять, какие цели в экономике и технологиях более всего соответствуют комфортному состоянию общества?

Мне тут, конечно, очень просто возразить, что я рассуждаю, как сытый человек. А там, где есть миллионы голодных, надо, прежде всего, их накормить и продолжать кормить постоянно, для чего необходимо всё то же пресловутое повышение ВВП и желательно непрерывно по нарастающей. Однако мы сейчас не станем про множество всё еще голодающих китайцев, это как-нибудь обязательно, но отдельно. А вот про нашу страну, даже при нынешнем, чрезвычайно убогом и зачастую допотопном производстве, при всём том негативе, о котором, как мне постоянно говорят, пишу даже слишком часто и чрезмерно, неужели кто-нибудь думает, что, совсем не трогая экономику и технологии, а всего лишь модернизируя отношения в обществе, мы обречем кого-нибудь на реальный голод?

Но я понимаю, что не ответил на главный аргумент: «хочешь выжить – делай как Пекин», а иначе «Россия потеряет часть своей территории». Предполагаю, что скажу сейчас страшную с точки зрения многих патриотов вещь, на я не считаю потерю Россией части территории самой большой опасностью для моей страны. Россия осталась без Крыма. Россия осталась вообще без Украины с Белоруссией. Но, вы будите долго смеяться, Россия до сих пор осталась Россией. А вот если Россия начнет «делать как Пекин», она просто перестанет быть Россией, исчезнет как страна, возможно даже оставшись как крепкое государство и не потеряв ни одного квадратного метра территории.

И вы можете считать меня идеалистом и слюнявым либералом ни черта не понимающим в суровых реалиях современного мира. Но я всё же, при всем своем крайне мрачном взгляде на человеческое существо как таковое, уверен, что хорошо жить там, где хорошо жить такому мягкотелому придурку как я. А это точно не Китай и не ему подобное.

Так всё же, погибнет «существующий бюрократический и мировой порядок», как строго определяют загнивающую Европу, или остался у нее малейший шанс выжить, не «делая как Пекин»? (Я сейчас нас, болезных, вовсе не трогаю, оставляя «на потом»).

Чича человек абсолютно беспринципный и более чем договороспособный. И внешним своим эпатажем вместе с показным нонконформизмом, думаю, скорее всего, просто компенсирует как полнейший конформизм. Именно компенсирует, а не скрывает, потому, как сам искреннейшим образом говорит, что хочет, любит и умеет обслуживать людей и в связи с этим не волнуется за свое будущее. Но главное даже не в этом. А в том, что господин Чичваркин обладает фантастическим чутьем. И в нынешнюю Россию он, конечно же, никогда не вернется. Но ведь и в Китай, и в Сингапур он тоже не поехал. А открыл магазин элитных вин в Лондоне. В самый разгар тамошних беспорядков. Ну, то есть, не в самый, тогда он только собирался открыть, однако на всякий случай поменял витринные стекла на более прочные и через несколько дней все равно открыл. И, вы знаете, я после этого тоже перестал волноваться за будущее. Но за будущее не Евгения Александровича, а города Лондона, в частности, и европейской цивилизации, в целом. Как-то так сильно меня Чича успокоил.

Пока, вот, примерно так. Будем надеяться, что продолжение последует.
Tags: Демократия, Латынина
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments