Васильев Александр Юрьевич (auvasilev) wrote,
Васильев Александр Юрьевич
auvasilev

Category:

Тень лицея

Хмурым утром понедельника ровно двести лет назад три десятка недорослей собрались в маленьком городке недалеко от столицы империи с целью и тогда не совсем понятной, и впоследствии, возможно, так до конца не осознанной даже самим устроителями всего этого дела.

Было много случайного. Даже сейчас кажущаяся мелочью, а тогда представлявшаяся совершенно небывалой и чуть ни революционной отмена лозы, произошла только частью, да и то меньшей, из соображений педагогических, а в основном всё же из-за предполагаемого пребывания и обучения здесь членов императорской фамилии. Но лицей открылся, хотя великие князья остались при императрице. Однако основа поколения с непоротой задницей была заложена.

И ещё много чего было любопытного. Но тогда папаш мало интересовали нюансы и подробности. Просто знали, что заведение находится под высочайшим покровительством. И потому «Сын голштинского капитана, впавшего в ничтожество сразу после падения Петра Третьего, и добравшийся отлично-благородной службой до звания плац-майора; коллежский асессор; томский губернатор из духовных, князь-рюрикович, родовые поместья которого пошли с молотка еще до его рождения, бывший директор Павловского, которого Павел приблизил к себе накануне дня смерти и потому не успевший возвыситься, - все хлопотали о принятии сыновей в новое училище».

Что из этого получилось – знают все. Получилась далеко не идеальная и не самая комфортная для проживания, с большим количеством проблем и даже ужасов, но, несомненно, великая и необыкновенно интересная страна, ставшая таковой во многом усилиями большинства из тех лицеистов – от первого поэта до последнего канцлера России.

История – старуха язвительная и назидательная.

Спустя двести лет в городе с возвращенным царским именем Екатеринбург учитель отчитал подростка за прогулянный урок географии. Мальчик некоторое время походил обиженный, но потом не стерпел унижения и ударил преподавателя ножом в спину. Педагог в больнице, ребенок задержан. Дитю 15 лет, оно уже было осуждено за грабеж и получило год условно, вот только нигде не смог найти информацию, закончился уже у него этот срок или нет. Впрочем, это я больше так, роди собственного любопытства, вопрос, конечно, не принципиальный.

То, что у нас называется то ли общественным мнением, то ли общественным вниманием, толи общественным интересом, порой напоминает мне поведение человека с начинающимся психическим заболеванием, средним между Альцгеймером, рассеянным склерозом и обычным старческим маразмом. Взгляд довольно бессмысленно скользит по поверхности, время от времени вдруг спонтанно останавливаясь и сосредотачиваясь на каких-то предметах, а поскольку количество этих предметов, в общем-то, ограничено, то объекты рассмотрения естественно начинают повторяться, причем с какой частотой каждый из них будет попадать в поле зрения совершенно непредсказуемо

Но об язвительности и назидательности истории я уже упомянул. Так случилось, что в преддверии двух описанных мною сегодняшних событий общественное внимание сосредоточилось именно на вопросах образования и, даже более всего, конкретно школьного. И как это бывает у нас всегда, мгновенно появилась вся палитра разнообразнейших и самых авторитетных мнений, большая часть которых, опять же, как всегда, склонялась к двум совершенно противоположным полюсам.

Масло в огонь подлили еще две истории с директорами школ, распоряжавшимися внебюджетными фондами, один из которых понакупал себе многомиллионной недвижимости, а второго уморили в тюрьме, даже не доведя дело до суда.
И с одной стороны расположился лагерь тех, кто считает необходимым вернуться к полностью бесплатному всеобщему и обязательному среднему образованию советского образца. Когда даже по рублю на подарок учителю к празднику собирали родительским комитетом в великой тайне, про которую, правда, все знали, но если бы выплыло на поверхность официально, то могли быть довольно серьезные неприятности. А с другой – те, кто настаивает на том, что любое образование должно быть платное, поскольку то, что не имеет цены, оно и не ценится, а отсюда такое наплевательское отношение многих школьников, да, на самом деле, и их родителей, к возможности получения среднего образования. Отношение, которое и приводит к тому, что по школьным дворам и коридорам шляются оболтусы, ни в грош, в прямом смысле выражения, не ставящие всё эту систему образования и в результате время от времени то занимающиеся грабежами, то попросту кидающиеся с ножом на учителя.

Никаким образом не пытаясь изобразить из себя большого знатока и уж, тем более, специалиста на экспертном уровне, я всего лишь хочу выразить на эту тему мнение человека, имеющего для того следующие основания и опыт. Я вырос в семье учительницы начальной школы к концу своей жизни имевшей более пятидесяти лет педагогического стажа. Сам учился более чем в десятке, точной цифры уже не помню, советских школ в нескольких городах страны. Окончил главный педагогический институт страны, после которого, правда, в школе преподавал всего год. Вырастил троих детей, двое из которых уже имеют высшее образование, а младший учится в одиннадцатом классе. Вот, исходя из изложенного, всего лишь частная, личная точка зрения.

Один мой приятель, известный человек, поэтому имени называть не буду, дал своим пятерым детям, имея для того финансовые возможности, довольно дорогое, полностью домашнее образование, они в школу ни одного дня не ходили. Высшее образование при этом все получили, а один из них еще продолжает получать, отличное. И больших проблем не только с уровнем знаний, но и с социализацией никто из них не имеет. У меня по этому поводу другое мнение, на школьное обучение своих троих детей я не потратил ни копейки, они окончили государственные заведения, но со всем остальным у них тоже полный порядок, не хуже, чем у «домашних» детей приятеля. Так что, здесь мне не хотелось бы высказывать каких-то категорических суждений, я платное и частное школьное образование в любых формах от приходящих учителей до элитных закрытых пансионов в швейцарских Альпах хочу вовсе вывести за скобки. За свои деньги каждый имеет право на любые прихоти, естественно, в рамках действующего законодательства, во всяком случае, в таком образовании я не вижу ничего особо опасного для общества.

Но вот именно государственное среднее образование в нашей стране, подчеркиваю «в нашей», должно быть абсолютно бесплатным, полностью финансируемым государством на самом высоком уровне. И запрет действия там каких-либо внебюджетных фондов должен быть обусловлен просто их ненужностью для обеспечения максимально возможного уровня обучения.

Но это образование не должно быть ни в коем случае обязательным и оттого всеобщим. Таковой должна остаться только младшая школа. А дальнейшее обучение из обязанности необходимо сделать привилегией, которую следует заслужить своим трудом.

Да, мне хорошо известны аргументы тех, кто говорит о «социальной функции» школы. Если проще, то речь идет о том, что пусть лучше малолетние разгильдяи груши околачивают в стенах школы, где они все-таки хоть как-то ограничены в передвижении и под чьим-то надзором, чем по подъездам и подворотням в это время пиво пьют и к прохожим пристают. Я не буду сейчас вступать в полемику с этой точкой зрения. Скажу только, что, во-первых, именно ее результатом является сегодня нож в спине учителя из Екатеринбурга, а, во-вторых, работа по социализации детей, не желающих учиться далее начальной школы, конечно же, должна быть в сфере внимания государства, но именно государства, а не школы средней.

Кстати, некоторые черты подобной работы при всех огромных ее недостатках и несовершенствах были в СССР в разные времена в разных формах, но я сейчас в это углубляться не стану. В любом случае уверен, что сама по себе средняя школа буфером, смягчающим определенные, на самом деле даже в принципе не всегда имеющие решение проблемы общества, а уж тем более местом передержки потенциальных преступников, чтобы не слишком распоясывались, становиться не должна.

Но абсолютно бесплатная и прекрасно финансируемая, однако переставшая быть обязательной средняя школа должна быть тоже как минимум двух, а желательно, при возможности, и большего числа уровней. Опять же, хочу быть правильно понятым, отнюдь не идеализирую советскую школу. Когда я писал, что сменил в свое время больше десятка, то в меньшей степени это случалось из-за переездов, а в большей – меня попросту выгоняли или я сам уходил, так что от подавляющего количество учебных заведений никаких теплых чувств у меня не осталось. Но сама идея того, о чем я говорю, в советской школе была.

В конце 60-х я услышал от кого-то из приятелей, что МГУ открывает в Москве свою базовую школу. Даже не поставив в известность родителей, я, тогда еще восьмиклассник, поехал на другой конец города, на Донскую улицу. Там в школе №16 сидела приемная комиссия в основном из аспирантов, с которыми я о чем-то минут тридцать поболтал. После чего уже в девятый пошел в специализированный филологический класс, остальные занимались естественными науками.

Это было совершенно замечательное заведение. Нам читали лекции лучшие университетские профессора того времени, практические занятия вели Турбин, Либан, даже Лосева привозили, просто праздник души, именины сердца… Правда, оттуда в результате меня тоже выгнали с большим скандалом, но это уже совсем другая история.

А вообще были, и, кстати, не только в Москве, великолепные спецшколы, и языковые, и математические, и прочие, аттестаты которых ценились у нас не меньше, чем в Англии каких-нибудь Итонов. И обучение там было абсолютно бесплатное, и положение родителей, ничего не надо идеализировать, конечно, могло иметь значение, но чаще всего всё же определяющим фактором не являлось. Да, остатки всего это существуют, но и уровень уже чаще всего не тот, и, главное, как система исчезло.

Сейчас постоянно говорят о социальных лифтах. В политике, бизнесе, государственной службе и множестве иных мест. Эти подъемные механизмы, несомненно, нужны. Но, по моему глубочайшему убеждению, главным и основным устройством должен быть даже не лифт, а обычная, только очень удобная, общедоступная, однако достаточно узкая и крутая, ведущая только вверх, самая обычная лестница под названием среднее образование.

…Александровский лицей, продолжатель традиций Царскосельского, был ликвидирован постановлением Совета Народных Комиссаров весной восемнадцатого года. В его здании организовали Пролетарский политехникум. Тоже, кстати, хорошее дело. Только надо было не вместо, а рядом. И без комиссаров.
Tags: Былое
Subscribe

  • Кто такой Козлевич!? Я не знаю никакого Козлевича!

    Как же всё-таки приятно ощущать и считать себя хорошим, добрым и чутким человеком! И как же мерзко и стыдно обнаруживать, что это далеко не так. Но…

  • Не захлебнитесь слезой ребенка

    Очень прошу правильно понять, что я сейчас хочу сказать и не цепляться тысячный раз за тему отношения к самим женщинам из Пуси Райот. Вот совсем…

  • «Дальние родственники»

    Но если совсем серьезно, если отбросить всю как бы чрезвычайно важную и действительно судьбоносную, но только лишь шелуху с рождения ловящего нас…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments

  • Кто такой Козлевич!? Я не знаю никакого Козлевича!

    Как же всё-таки приятно ощущать и считать себя хорошим, добрым и чутким человеком! И как же мерзко и стыдно обнаруживать, что это далеко не так. Но…

  • Не захлебнитесь слезой ребенка

    Очень прошу правильно понять, что я сейчас хочу сказать и не цепляться тысячный раз за тему отношения к самим женщинам из Пуси Райот. Вот совсем…

  • «Дальние родственники»

    Но если совсем серьезно, если отбросить всю как бы чрезвычайно важную и действительно судьбоносную, но только лишь шелуху с рождения ловящего нас…