Очередной раз объявили лауреатов Правительственной премии для журналистов. Если я правильно понимаю, именно в ее нынешнем виде премия присуждается с 2005 года и никогда она особого внимания не привлекала. Но на этот раз награжденными оказались некоторые люди, замеченные в особо негативном отношении к нынешней власти вообще и к господину Путину в частности, лично и конкретно. Такие, как, например Ирина Петровская, в качестве обозревателя «Новой газеты» и Сергей Пархоменко, названный главным редактором издательства «Вокруг Света».
«Новую», Петровскую и Муратова, тоже на эту тему выступившего, я сейчас, по определенным причинам, трогать не буду, вот о Венедиктове и Пархоменко позволю себе несколько слов. Собственно, само по себе «Эхо Москвы» ни в каких официальных документах в этой связи даже не упоминается, однако Пархоменко ведет там довольно большую, известную и значимую передачу, потому Венедиктов выступил по поводу премии с почти программным заявлением:
«Это не деньги Путина, Тимченко и других товарищей. Это деньги налогоплательщиков – то есть наши с вами деньги. И по моему скромному мнению, и Сергей Пархоменко, и Ирина Петровская…эти премии ЗАРАБОТАЛИ. ЗАСЛУЖИЛИ…И по мне лучше, чтобы эти мои деньги ушли журналистам, которыми можно гордиться, чем журналистам, за которых стыдно».
Ряд членов коллектива Алексея Алексеевича мгновенно поддержали своего руководителя.
Марина Королёва: «Что до нынешних правительственных премий, тут я целиком согласна с Венедиктовым и Муратовым: конечно, надо брать! И распоряжаться по своему усмотрению. Деньги эти действительно наши с вами, из налогов. Считайте, что мы и награждаем. Деньги - это вам не медали».
Сам же господин Пархоменко откликнулся на событие в собственном блоге и вовсе пространным и подробным текстом, из которого приведу всего лишь самое главное: "Премия принадлежит «Вокруг света»: Союз журналистов Москвы именно его формально выдвинул на премию несколько месяцев назад, к 150-летнему юбилею журнала. Журнал к своему юбилею ее и получит…Упоминание же в распоряжении правительства не журнала, а должностных лиц, которые когда-то были внесены в соответствующие графы заявочных документов, - глупая, а в чем-то издевательская формальность".
Сначала просто несколько чисто формальных уточнений.
Согласно «Положению о премиях правительства РФ в области печатных средств массовой информации» «Присуждение премий производится решением Правительства Российской Федерации на основании предложений Межведомственного совета…создаваемого Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации». «Премия носит персональный характер и присуждается, как правило, одному соискателю. Премия может быть присуждена коллективу соискателей, который не должен превышать 5 человек. В этом случае денежная часть премии распределяется между награждаемыми в равных долях».
И это не только деньги, и не просто деньги, и, с любой нормальной точки зрения, меньше всего деньги: «Почетный знак лауреата премии носится на правой стороне груди выше государственных наград рядом с почетным знаком лауреата Государственной премии Российской Федерации. Диплом лауреата премии подписывается Председателем Правительства Российской Федерации и удостоверяется печатью Правительства Российской Федерации с изображением Государственного герба Российской Федерации».
И в «Распоряжении от 31 октября 2011 г. №1902-р» написано конкретно и без возможности малейших разночтений: «Присудить премию Правительства Российской Федерации… Пархоменко Сергею Борисовичу, главному редактору общества с ограниченной ответственностью «Издательство «ВОКРУГ СВЕТА»,… Председатель Правительства Российской Федерации В.Путин».
Там всё написано черным по белому, опубликовано и растиражировано самым открытым и массовым образом, никто ничего не скрывает, не утаивает и не собирается наводить тень на плетень. И во всех, прежде всего, контролируемых государством, а их у нас подавляющее большинство, СМИ никто не темнит, а пишет открытым текстом:
«Премьер-министр России Владимир Путин присудил государственные премии в области печатных средств массовой информации, сообщает пресс-служба кабинета министров».
То есть, еще раз. Никакому не журналу, а лично Пархоменко лично Путин подписал распоряжение вручить премию и её Сергей Борисович будет в торжественной обстановке получать из рук Владимира Владимировича, ну, или, не знаю, как лидер нации решит, может из рук кого-то, кого он на это дело уполномочит.
Так что, господин Пархоменко, «формальность», действительно, как Вы сами заметили, «издевательская», и даже не «в чем-то», а в вещах вполне конкретных, но отнюдь не «глупая».
Ну вот, основное, по-моему, уточнил, а прочие благоглупости типа «это наши деньги, а не Путина и пусть уж лучше они пойдут хорошим людям», можно я оставлю без комментария? Тем более, что, может, Венедиктов и вправду считает деньги, которыми распоряжается Путин, своими, совместными еще с кем-то? Не знаю и так глубоко копать не хочу, посчитав официальную часть законченной.
А теперь, определившись по понятиям и намекнув некоторым господам, что не стоит больше морочить окружающим голову, рискну еще немного поразвлекать читателей своей болтовней на затронутую тему.
Меня в новой России никогда ничем не награждали, я лишен был сладкого счастья, как пожимать руку большого начальника при вспышках фотокамер, так и презрительно бросить им награду в лицо со словами гордого отказа. Потому мое мнение тут значения никакого не имеет. Я знаю одно очень четко и точно.
Вот у меня есть такой бывший приятель, да и нынче знакомый, потому, что, никуда не деться от факта, что мы действительно знакомы, которого зовут Вася. Удивительная сволочь и крайне непорядочный, мерзкий мне человек. О чем я ему неоднократно говорил в глаза и публично. А еще есть у меня приятель Коля. Мужик в принципе очень приличный, мы даже семьями общаемся, но у него есть один недостаток. Он уж очень богатый и в некоторых вопросах считает обязательным вести себе именно как очень богатый. Потому, когда у его дочери была свадьба, он закатил ее в одном из самых дорогих и роскошных ресторанов, сняв его, естественно, целиком. И народу на эту свадьбу количество наприглашали какое-то немереное. Вася там тоже был. Там, может, были люди и похуже, я не всех засранцев в Москве знаю, а гости собрались все же более по принципу социального статуса, чем душевных качеств. Но я по поводу прочих просто не в курсе, а конкретно на счет Васи у меня сомнений нет.
Так вот, на этой свадьбе, как нынче стало модно, а, может, и всегда было, я тут не большой специалист, крайне редко бывал на подобных мероприятиях, проводились всяческие конкурсы. Сначала их вел нанятый для роли тамады чуть ни народный артист. А потом, когда все сильно подвыпили, в ведущие стали вылезать и некоторые гости, сподобился и Вася. Участников для своего конкурса, каждый из которых, вне зависимости от результата, должен был получить, как тоже теперь модно, довольно дорогой приз, купленный, естественно, не за Васины, а за Колины деньги, Вася выбирал и самостоятельно и под влиянием рекомендательных выкриков из зала.
Не буду вдаваться в подробности, но ситуация была такова, что первой и самой очевидной в данном случае могла стать именно моя кандидатура. Но, ни самому Васе, ни кому-нибудь из наших общих знакомых не пришло в голову назвать мою фамилию. Даже самые к этому моменту нетрезвые, с одной стороны, не хотели скандала на свадьбе дочери хорошего человека, а с другой, не сомневались, что без скандала в подобной ситуации обойтись не получится.
Надеюсь, я сумел вызвать у читателей хотя бы легкую улыбку несерьезностью сравнения и несоотносимостью уровня ситуаций. По крайней мере, очень старался, поскольку полностью всерьез совершенно не собираюсь поддаваться на это постоянное разводилово, которое устраивают власти.
С поганенькой усмешкой раздают награды и премии людям, для которых не может не стать проблемой и репутации, и личной совести получение этой награды. То, что делает коллективный путин, подавая, таким образом, знак, что вот видите, как бы нас не поливали все эти чистоплюи, а помани их на сцену под телекамеру, так прибегут мгновенно как миленькие и с самыми благодарными физиономия будут и ручку прилюдно пожимать тому, в чей адрес еще вчера чуть не матерились, и все самые теплые слава признательности партии и правительству произнесут, это мне предельно понятно. И тут с начальством не поспоришь. Да, чаще всего и прибегут, и пожмут и произнесут.
Так же, и я всегда это подчеркивал, у меня нет никакого права заниматься каким бы то ни было морализаторством и тем более осуждением в адрес этих людей. Да и просто смешно, не говорю уже бесполезно, тут любое сторонне высказывание. Ну, действительно, что уж значимого и важного могу сказать такой человек как я, таким людям, как Андрей Смирнов или Сергей Пархоменко, чего они не знали бы гораздо лучше, чем я?
Так что, я не по сути, а всего лишь по форме реакции.
Можно брать любые ордена, медали и премии от любых общественных или государственных организаций. Из любых рук и в любой обстановке. А можно не брать. Можно отказываться демонстративно при помощи открытых писем или еще в какой публичной форме. Можно спокойно и без шума, просто предупредив награждающих заранее, так как это никогда не делается неожиданно для награждаемого. Можно вообще поступать как угодно, это совершенно личное дело каждого и пусть каждый разбирается тут сам с собой.
Единственный вариант поведения, который я абсолютно не понимаю, это изображение из себя наивного идиота при одновременном вилянии хвостом во все стороны.