Васильев Александр Юрьевич (auvasilev) wrote,
Васильев Александр Юрьевич
auvasilev

Category:

Поговорим по-лидийски

Может ли наш человек, пусть и особо циничный, вконец испорченный наихудшими формами постмодернизма, но в самых потаенных, стыдных и от того тщательно скрываемых закоулках своей души чувствующий, несмотря на всё фиглярство по этому поводу, причастность к русской интеллигенции, удержать себя от того, чтобы хоть несколько слов сказать о фильме Звягинцева «Елена»?

Вне зависимости от того, приняты ли мои извинения подобной форме, я вынужден продолжить. Кино не только посмотрел, не только, признаюсь, с некоторым внутренним сопротивлением досмотрел до конца, но даже достаточно подробно ознакомился с откликами и профессионалов, и тех, кого обычно обозначают как «широкий зритель». Все говорят много, обычно про самое разное и даже, что не часто, довольно умно и небезынтересно.

Но вот что не дает мне возможности поучаствовать в обсуждении, воспользовавшись столь редким и удобным способом проявить и показать окружающим мощь собственного интеллекта и оригинальность мышления. Направления высказываний строго разделяются надвое.

Одни анализируют кинематографическое мастерство и в меру своей образованности более и менее грамотно пишут о нюансах режиссерского ремесла, другие делятся своей реакцией на довольно на самом деле простую и бытовую жизненною историю, произошедшую и постоянно происходящую сегодня и у нас. Но дело даже не в том, что не интересно ни то, ни другое. Что сравнивать Звягинцева с Тарковским скучно, с Гринуэйем, так просто нелепо, и вообще старательное школярство мне как-то уж совсем не по возрасту. И что историй я сам могу рассказать много гораздо более увлекательных, знание истинных глубин народного бытия не является самой сильной стороной творчества Андрея Петровича.

Дело совсем в другом. В моем незыблемом уважении к собственному самопозиционированию художника. Если, конечно, он, действительно, по моему мнению, художник, а на счет Звягинцева это так. Так вот, режиссер неоднократно говорил, что рамки России, как и любой страны в принципе, слишком тесны для него, и он мыслит себя в гораздо более широком контексте: «Я чувствую себя гражданином страны, имя которой – кинематограф. На этой территории я ощущаю себя абсолютно свободным, лишенным… предрассудков».

А в этой стране, которая называется кинематограф, фильм «Елена» был уже снят больше пятнадцати лет назад. Клодом Шаброльем с Изабель Юппер, Сандрин Боннэр и Жаклин Биссет по роману Рут Ренделл "Хладнокровный суд" ("A Judgment In Stone"). Шаброль не великий гений и не самый мой любимый мастер. Но именно это он уже сделал и сделал практически безупречно на самом высочайшем уровне. И именно об этом, возможно и стоило бы, и мне интересно было бы поговорить. Но разговор-то идет о том, что вчера показали у нас по РТР. Так что, видать, не сложилось.

Да, а, кстати, если уж кто и может считать себя абсолютно полноправным гражданином страны кинематографии, так это автор «La Ceremonie». И при этом мне трудно назвать какой-нибудь более чисто французский фильм.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments