?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

А кому иначе...

"Так свезло мне, так свезло, - думал он, задремывая, - просто неописуемо свезло".

Странноватые какие-то порой происходят сближения. Вот, например, никогда и представить себе не мог, что придет мне в голову обсуждать что-нибудь, сказанное Константином Ремчуковым. Просто в силу того, что трудно найти человека более чуждого по абсолютно всем параметрам, кроме года рождения и количества детей. Не говоря уже о том, что газета, владельцем и главным редактором которой он является, мне даже часто хуже чем не интересна, она иногда и элементарно неприятна. Но вот подишь ты, видать, упомянутые всего только два признака сходства тоже имеют какое-то значение. Иначе совсем нельзя объяснить, что уже не первый раз я упоминаю Ремчукова, и не как политика или коммерсанта, а как человека, сказавшего нечто, привлекшее мое внимание.

Впрочем, нынче он даже не то, что сказал, а всего лишь мельком повторил им же довольно давно написанное, да притом еще несколько перепутанное по фактам, но это не имеет никакого значения, поскольку речь идет не о творчестве или биографии упоминаемого Константином Юрия Трифонова, а о материях совершенно иных. Но сначала я для простоты сокращенно процитирую самого Ремчукова:

«Когда-то у Трифонова я прочитал про то, как он ездил во Францию навестить русского художника — современника Шагала, — эмигрировавшего из России в 20-е годы. Старик рассказывал о своей молодости и плеяде невероятно талантливых художников, фамилий которых Трифонов не знал. Он спросил старика: а Шагал? А тот ответил, что были и посильнее его. «А как же его голубой цвет?» — настаивал Трифонов . «Цвет действительно хороший, но вообще-то ему повезло — были и посильнее». Меня тогда поразила простота аргумента — повезло. Мы привыкли во всем искать причинно-следственные связи и железную логику явлений. А оказывается, в жизни может просто повезти или не повезти. Чаще всего я объясняю свои успехи этим простым словом — повезло. Мне кажется, так честнее, чем рассказывать про годы упорного труда, железную дисциплину, волю. Рядом со мной было много достойных, трудолюбивых ребят, но им не повезло вписаться в новую жизнь без потерь».

Не могу сказать, что я сам всегда и постоянно о чем-то подобном думал, но некоторый отзвук подобного рода мелодии частенько звучал, несомненно, причем именно с годами все сильнее и сильнее. Нет, конечно, я более чем далек от фатализма. Дастин Хофман долгие годы работал официантом, собираясь стать звездой Голливуда и каждую минуту поддерживая себя в актерской форме. И когда удача постучала к нему в дверь, он был абсолютно готов встретить гостью, у него не было ни малейшей возможности пропустить свой даже единственный в жизни шанс. Честь и хвала, никто не в праве умалить достоинств прекрасного актера и целеустремленного, трудолюбивого человека. Однако мы даже не представляем, сколько тысяч людей с отнюдь не меньшими достоинствами и способностями во всех областях так и остались официантами в забегаловках Лос-Анджелеса.

Так что, я всегда отдавал должное судьбе и удаче, когда чего-то добивался пусть и абсолютно собственным, самым тяжелым трудом, прекрасно сознавая, что он дает только возможность, но отнюдь не гарантию.

Но при этом, а обязан ли я чем-то тем, другим, которым не повезло? Даже не в прямом смысле, что непременно должен поделиться или хотя бы чувствовать какое-то хоть самое смутное чувство вины. А в каком- то самом высшем понятии обязательства, в виде некой ответственности и благодарности судьбе? Не знаю, по крайней мере, у меня подобных ощущений нет. Как нет и малейшей ни то, что зависти, но и намека на обиду по отношению к тем, кому повезло много более меня. Хотя самой зависти как таковой я далеко не чужд, но она лежит в сферах совсем уж не материальных.

В этом отношении мне более чем чужда протестантская этика, особенно в ее чисто кальвинистском варианте, при котором жизненный успех воспринимается как знак изначальной высшей благодати и непременным сертификатом Спасения. Хотя, ничего не стоит абсолютизировать. Вопреки популярному анекдоту можно начать с торговли яблоками и стать миллионером отнюдь не только по смерти богатого дядюшки, оставившего большое наследство, а действительно сколотив собственное состояние на этих самых яблоках. И вообще, мне думается, из старого мудрого анекдота нужно пытаться извлекать не мораль, а чувство юмора.

Похоже, это единственное в нашем мире чувство, которое способно гарантировать хоть что-то. Вне зависимости, повезет тебе или нет.

Comments

( 5 комментариев — Оставить комментарий )
kfirlev
9 ноя, 2011 13:57 (UTC)
Я видел эту программу по RTVi, случайно-обычно не попадаю по времени.И тоже эта история врезалась в память и заставила задуматься.
helgabell
9 ноя, 2011 15:16 (UTC)
Прекрасно написано, получила удовольствие.
1.То, что ум, талант и труд дают "только возможность, но отнюдь не гарантию", - это я всегда ощущала чисто интуитивно, поэтому меня всегда радражает, когда меня тычут носом в чужой успех и приводят в пример чужую жизнь. Слишком много факторов этот успех определяют. То, что для одного будет фактором успеха, для другого может обернуться провалом. Меня удивляет, что не все это понимают и ссылаются на чьи-то авторитеты.

2.<...протестантская этика, особенно в ее чисто кальвинистском варианте, при котором жизненный успех воспринимается как знак изначальной высшей благодати.> Вот откуда ноги растут у новейшей "позитивненькой" философии жизненного успеха?

3.<Но при этом, а обязан ли я чем-то тем, другим, которым не повезло? Даже не в прямом смысле, что непременно должен поделиться или хотя бы чувствовать какое-то хоть самое смутное чувство вины. А в каком- то самом высшем понятии обязательства, в виде некой ответственности и благодарности судьбе?>

Причем тут чувство вины? Разве только в том метафизическом смысле, что в мире ресурсы и энергия ограничены, и если повезло тебе, значит, не повезло кому-то еще. А вот чувство благодарности мирозданию возникало, да. Чувство собственной значимости, что могу помочь тому, кто в этом нуждается. Желание оглядеться вокруг - кому нужна помощь, кому хуже, чем мне. И благодарность тем людям, которые когда-то мне помогли - помогли именно в трудную минуту, отрывая от себя необходимое, а не лишнее, и давно забыли об этом, а я помню.
overtext
9 ноя, 2011 18:23 (UTC)
Для успеха художнику нужны три составляющих: уровень мастерства, везение и информированность. К Случаю можно оказаться не готовым, а можно просто не увидеть его, не понять что вот оно - Везение.
alfinko
11 ноя, 2011 10:48 (UTC)
Кальвинизм и его доктрина предопределения не пользуются особой популярностью у большинства протестантов,а кальвинистов в современном протестантизме не так уж и много. Я и вся моя семья - очень давние протестанты и могу сказать, что много и часто общаясь с людьми из различных протестантских деноминаций, в том числе и из Швейцарии я очень редко(можно сказать даже, что это единичные случаи) слышала ссылки и упоминания Жана Кальвина. Лютер гораздо более популярен даже и сейчас.
Если же говорить о благодати, то она, как написано в Библии дана нам Богом только по нашей вере, даром, причем каждому верующему, а не только предопределенному(по Кальвину).Не помню в каком именно месте Библии это написано,а искать неохота, где-то в Новом завете:поверил Авраам Господу и вменилось ему это в праведность.
Благодать - это не есть везение.Это совсем разные вещи.Можно много спорить о протестантской этике, но она реально существует,в отличие от несуществующей православной этики. И именно благодаря ей протестантские страны гораздо более преуспевают, чем католические, я уж не говорю о православных странах: вечно воюющей бывшей Югославии, находящейся на грани дефолта православной-же Греции. А уж о России я вообще молчу. Хотя Россию я не назвала бы православной страной вообще, так, язычество в чистом виде.

Я кстати вспомнила, что как-то наш пастор рассказал нам, что часы в Швейцарии производят именно благодаря Кальвину и его учению. Je to moc zajímavě(это очень интересно, даже можно сказать - прикольно). Напишу когда-нибудь об этом, может быть даже сегодня, если будет время.
auvasilev
11 ноя, 2011 11:06 (UTC)
Разговор очень долгий и сложный, явно не уровня комментариев в ЖЖ, я не одно десятилетие об этом пишу, даже есть у меня роман, в принципе, именно на данную тему, но не буду и ссылаться, поскольку с этой точки зрения он слишком нуден и специален. А с бытовых сегодняшних позиций Вы, конечно, во многом правы, но я ведь в своей реплике не вдавался в нюансы а просто обозначил, и обозначил, поверьте, вполне точно, определенный взгляд на мир, как кальвинистское направление в протестантской этике. Да, и замечу только, исключительно к слову, что на самом деле, именно Лютер, как ни странно, был самым большим сторонником именно кальвинизма, а не лютеранства, явления в реальности оказавшего много более светлым, чем было задумано.
( 5 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

вторая
auvasilev
Васильев Александр Юрьевич
http://vasilev.su

Latest Month

Октябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Разработано LiveJournal.com
Designed by yoksel