Васильев Александр Юрьевич (auvasilev) wrote,
Васильев Александр Юрьевич
auvasilev

Category:

Диктатура диктатуры

Последние дни вся прогрессивная общественность в едином порыве обсуждает «Непраздничные мысли» господина Чаплина. Мне их обсуждать не интересно. Я их, конечно, прочел, но исключительно с той целью, чтобы иметь право сказать про свое отсутствие к ним интереса. Но это последствия юношеской травмы, нанесенной осуждением не читаемого романа Пастернака. Иначе, и читать бы, скорее всего, не следовало, нынче подобного рода произведений расплодилось столько, что не начитаешься.

Правда, там есть одна довольно любопытная фраза:

«Воинство в России не может стоять на социальной лестнице ниже торговцев».

Но даже данное утверждение не вызвало у меня особого желания дискутировать. Хотя сама по себе дилемма верховенства воинов или торговцев чрезвычайно важная и интересная, имеющая глубочайшие исторические и нравственные корни. Самого начала и не определишь, оно в базовых, первичных человеческих ценностях. Но одно из нагляднейших проявлений всё это получило в позиции варваров по отношению к древнему Риму, когда они искренне не понимали, почему следует что-то покупать у этих зажравшихся и развращенных богатством римлян, если доблестные германские воины могут просто все забрать силой, именно исходя из принципа своего превосходства над торгашами.

Однако, ни личность написавшего, ни уровень его проработки темы не дают возможности затеять этот вполне, возможно, и небезынтересный разговор, основываясь только на короткой реплике Чаплина. Так что, сие отложим до более удачного повода.

Но вот совсем другое, очередной раз оброненное и вполне возможно, даже без особого специального смысла, а более по привычке, как стандартная формула, почему-то в данном контексте вызвало у меня, опять же очередное, даже не раздражение, но непреходящее изумление.

«Нужно переходить от "стабильности" к диктатуре совести и воли. Воли политической и нравственной».

Это у них как-то с языка не сходит. Еще начиная с путинской «диктатуры закона». То есть, понятно, что начиная с гораздо более раннего, но я сейчас опять же не в историю вопроса стараюсь углубиться, а исключительно по стилистике вот этих самых, нынешних. От комитетских и государственных, до церковных и идеологических.

Почему людей так тянет к понятию или хотя бы к слову «диктатура», даже если разговор заходит о вещах, казалось бы, бесконечно далеких от какого бы то ни было диктата, типа закон, право, совесть, нравственность и тому подобное? А что, просто совести, нравственности и законности не достаточно.? Обязательно только в комплекте с диктатурой? Чего-то я тут основного и глубинного понять не могу, какая-то, видимо несовместимость на уже генетическом уровне.

Причем, самое смешное, что история человечества не дала ни одного положительного примера диктатуры чего угодно, в моем, естественно, понимании «положительного», а совсем даже наоборот, явила бесчисленное количество сюжетов, когда попытка диктатуры самого, вроде бы, прекрасного и светлого, приводила к ужасающим и кровавейшим последствиям. Но никого это не останавливает и ни у кого не вызывает малейшего сомнения, что если уж нравственность, то обязательно с диктатурой, а если законность, то с такой диктатурой, чтобы и вовсе никому мало не показалось.

Неисповедимы пути твои, Господи!
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 27 comments