?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Какие наши годы…

Написала мне одна пенсионерка, осудила мою легкомысленность с высоты своего богатейшего жизненного опыта:

«Судя по всему, Вы не жили в начале 90-х годов, да и конце были в шоколаде. Вам неизвестно, что тогда у МНОГИХ не было денег на хлеб. Крутились, как могли. Может быть, у Вас и хорошая голова, но нет опыта».

Я ответил предельно вежливо, но, возможно резковато, пользуюсь случаем попросить прощения, если чем невольно обидел. Сама это конкретная женщина к сказанному мною далее, скорее всего, большого отношения не имеет. А про возраст и статус, это с ее слов: «Я пенсионерка, интересуюсь политикой, садом и огородом, здоровьем, джазом, последними мировыми новостями, кулинарией, хорошей литературой, карточными пасьянсами и т.д. и т.п.» Прямо завидно, какой богатый внутренний мир. Так что, не про эту пенсионерку, а про другую старушку. Абстрактную. Но доставшую. Пользуясь тем, что могу уже назвать этим словом своих сверстниц.

Я всю жизнь это от разных старушек слышу. И как-то уже так реакция притупилась, что смысл толком не воспринимается, некий шелест опавших листьев поздней осенью, под конец строительного сезона… А тут - бац! – один раз, другой, третий, смотрю, а старушка-то, не намного пока еще, но уже на пару-тройку лет моложе меня самого, а всё туда же, про моё молодо-зелено и кусок во рту слишком сладкий.

«Молодой ишшо, жизни не знает, света не видел, да лиха не хлебнул…». А как узнает, что я не только постарше ее, но и видел, и знаю, и хлебнул достаточно, так и застывает удивленно с приоткрытым ртом, прямо слышно, как там в голове чего-то ворочается в поисках отгадки – каким же это образом тогда на нашей святой земле такая вражеская сволочь образовалась?

Хотя хлебнула-то она чаще всего действительно много. Родила от мужа-алкоголика пару сыновей, выходила, выкормила их, надрываясь из последних сил, один теперь сидит, второй квасит с утра до ночи пуще папаши, поколачивает уже собственную теперь бабу и продолжает по семейной привычке делать детей той, которая точно так же как и свекровь продолжает «хлебать».

Только за жизнь и научилась, что пригибаться и прогибаться, трусить, кивать угодливо и тряпочкой половой угодливо на порожке перед начальственным да наглым складываться. Заучила несколько мудростей, называемых народными, к народу никакого отношения не имеющих, типа «против силы не попрешь», «там наверху виднее» и «наше дело маленькое». Вот и вся ее великая мудрость, которая кажется ей обретенной такой длинной, богатой событиями и достойной уважения судьбой.

И еще эти постоянные причитания: «Мы куска не доедали, мы глотка не допивали, на холоде без обувки мерзли, под дождем без калошек мокли…» Я по молодости вёлся на всё это по дурной юношеской сентиментальности. Постоянно казалось, что у кого-то ломоть хлеба потоньше моего, так я ему обязан, если не отломить обязательно половину, то уж угрызения за толщину собственного испытывать непременно.

От куска я и сейчас отломлю. И больше половины. Только никогда не шел и сейчас не идет впрок кусок этот. Я по жизни всё равно сам голодным сидел сильно чаще, чем её сынки трезвыми. Только в голову никогда не приходило делать это предметом гордости или на начальников молиться ради сытости.

Впрочем, старушку, это я, конечно, зря приплел. Старички моего и даже уже меньшего возраста по названным качествам и параметрам ничем тут старушкам не уступают, а, честно признаться, так часто и превосходят. Потому как накладывается еще дополнительно фантом мужской гордости, которой у них никогда не было, но о котором некоторые слышали краем уха, а потому внутренне озлоблены еще больше и злобу эту даже удержать внутри себя никаких сил не имеют.

У меня нет больше к ним никакой жалости или сочувствия. Кончились. Возможно, единственное преимущество возраста. Но нет и ненависти, даже малейшей вражды нет, честно, врать тут некому и красоваться не перед кем. Осталось только не очень сильное, но действительно искреннее удивление: какая сила заставляет их до сих пор не только считать себя много мудрее, но и постоянно пытаться учить меня этой своей премудрости?

Comments

( 18 комментариев — Оставить комментарий )
zoy_ka
10 фев, 2012 15:27 (UTC)
вот жеж..вроде и сына алкоголика нет.. и не бедствовала так,что бы сильно..но! что же я виноватой-то себя чувствую после прочтения????
g0tzendammerung
10 фев, 2012 15:59 (UTC)
Годно
Воть. Я чувствую в Вашем посте гнев. Хорошо, хорошо...
kurlena
10 фев, 2012 16:08 (UTC)
"Но не хочу останавливаться на экономике. Я думаю, что очень важно понять, что выход из этих тяжелых 1990-х годов был, конечно, совершенно особой страницей в многовековой истории нашего Отечества.

Я совершенно открыто должен сказать как Патриарх, который призван говорить правду, не обращая внимания ни на политическую конъюнктуру, ни на пропагандистские акценты, о том, что огромную роль в исправлении этой кривизны нашей истории сыграли лично Вы, Владимир Владимирович. Я хотел бы Вас поблагодарить. Вы когда-то сказали, что Вы трудитесь, как раб на галерах, — с той лишь только разницей, что у раба не было такой отдачи, а у Вас очень высокая отдача." - слово пастыря той пенсионерки.
elotar
10 фев, 2012 16:53 (UTC)
++

Вам про нашу политику надоело, ну и ОК, а если про Абхазию спросим?
Ну или про Мальдивы?
auvasilev
10 фев, 2012 18:23 (UTC)
Это Уайльд, по-моему, лень сейчас искать точную цитату, типа, спросить можно всегда, ответить - не всегда. А, вообще-то, конечно, если серьезно, отвечать, понятно, готов, статьи писать на подобные темы надоело. Так что, если что конкретное, отвечу, как смогу.
valentina_ak
10 фев, 2012 17:16 (UTC)
В 90-е наша семья тоже, мягко говоря, испытывала материальные затруднения, как и многие. И часть наших знакомых и малознакомых именно в этот период уехала из России. Мы тоже не исключали такой вариант, хотя Россия (прошу прощения за пафос) - МОЯ страна.
Но у меня был совершенно определённый ориентир: моё собственное деревенское детство, 60-е. Детство моего ребёнка (я давно определила это для себя) таким быть не должно. И если бы увидела, что мы с мужем не справляемся с ситуацией настолько, что впереди вырисовывается что-то ПОХОЖЕЕ, мы бы уехали. Но нет, к этой черте мы всерьёз не приблизились, при том, что, как говорится, было всякое.
Вообще, у меня недоверчивое отношение к людям в возрасте, которые говорят, что для них самые тяжёлые годы - это 90-е. Среди моих знакомых - моих сверстников - таких людей не так уж много.
И таких, обобщённый портрет которых Вы нарисовали, в больших количествах тоже особо не вижу поблизости. Наверно, просто повезло. А Вам сочувствую.

finndo1974
10 фев, 2012 17:28 (UTC)
Я когда такое читаю, вспоминаю мать с тремя детьми в Московской области, которой знакомые волонтеры сейчас Еду собирают. Любую. Или семью священника в Ивановской, о которой заботится моя бывшая жена. Там проблема одна - нужно купить несколько килограмм крупы.А денег нет. Это в наши стабильные времена. Пасьянсы, млин!
naigoro
10 фев, 2012 17:34 (UTC)
Мне кажется, это частный случай повсеместного обожествления опыта как такового. Далеко не все люди и не во всех субцивилизациях так падки ранжировать всех, кого видят, по параметру вроде бы очевидного опыта.
Наверное, я сам набрал для своих 36 лет опыта слишком мало, потому и не стал ценить, и до сих пор любого подростка воспринимаю как носителя своей персональной правды, которому, вполне возможно, вообще не предстоит получить ни одного бита моего опыта.
Но вот этот, описанный здесь, случай - это еще и о другом. О культе страдания как закваске крепостного мироощущения. К чему еще этот культ приткнуть непонятно, но кажется, это оттуда. И накрывает он очень многих, в том числе и "успешных" (ну, бывает), и вполне самостоятельных, деятельных людей. Не знаю, декларировать ли что-то типа "не буду их жалеть"... Ведь в конечном счете, все это - от отсутствия выбора. Того или иного выбора. И потом это отсутствие выбора, обычное для советского периода, потом навязчивым состоянием преследует вполне неглупых даже людей.

Вот болтаем мы с моим дядей как-то по "скайпу". Он замечательный человек непрошибаемой доброты, находка для своей жены (и она тоже замечательный человек), работает много, пожизненный трезвенник и т. д. И всегда опережающе "отламывает большую часть". Из тех, кого боишься невзначай нечаянно использовать, зная о его безотказности и готовности просто положить себя ради того, чтобы сделать лучше любому встречному... И вот, слышу в его речи - "ну как вы там?" - (отвечаю как есть) - "ну в общем, помаленьку? выкручиваетесь?" - (продолжаю), и понимаю, что вот пожалуйста, оно самое. Откуда эта доминанта "выживания", еле-еле перебивания, терпения? Кажется, люди незаслуженно травят себя этим токсином, прививая и детям вот это ощущение. Ощущение того, что мы как против воли родились, так против воли сюда зафутболены и вынуждены выживать в постоянном сопротивлении злонамеренному и могущественному.
Если человек от природы добр, это одно. А вот если не очень - начинается "весь мир против меня", "у меня крайняк, не знаю, как у кого", "мне можно всё" и т.п.
astrofitum
10 фев, 2012 18:21 (UTC)
Да не берите Вы в голову про ту старушку.Есть куча людей считающими своим долгом поучать, ну не важно кого, но поучать.Самовыпажаются так, вот сидит она такая растакая перед компом, и сама себе нравится, а никто не видит и не заценит, все её достоинства, вот и поучает.Ну что ж тут поделать с такими,усмехнитесь и проигнорируйте.
natacha4836
10 фев, 2012 18:29 (UTC)
Какая-то блокада почты.
borzoi_schenok
11 фев, 2012 09:18 (UTC)
именно. мне 30, и мое недоверие к этому повсеместному русскому "поживешь с мое" именно в том, что вы описали.
karpion
11 фев, 2012 10:26 (UTC)
Простите, а откуда такая уверенность в том, что муж и сыновья - алкоголики?

Если люди изживут в себе раба и встанут с колен - они таких дел наворотят, что мало не покажется. На каждом фонаре будет пор двое повешенных качаться.
auvasilev
11 фев, 2012 10:45 (UTC)
Ну, при чем тут уверенность, я же не о конкретном человеке пишу, что отдельно подчеркнул, а о неком типе, с которым постоянно сталкивался все годы своей жизни.
А Ваше мнение, что единственный способ избежать того, чтобы на каждом фонаре качалось двое повешенных, это держать людей на коленях в состоянии рабов, Вы высказывали уже неоднократно, я его не только понял, но и запомнил, потому вряд ли стоит повторяться. Впрочем, возможно, Вы пишете это не для меня, а для кого-то новенького, кто еще не знаком с вашими воззрениями и захочет прочесть о них на страницах моего Журнала. В таком случае не смею Вам мешать.
karpion
11 фев, 2012 20:11 (UTC)
я же не о конкретном человеке пишу, что отдельно подчеркнул, а о неком типе, с которым постоянно сталкивался все годы своей жизни.
Ну, общий посыл Ваших рассуждений предельно ясен: "бедствующие сами виноваты - глупые, ленивые, пьяницы".

Это прочитайте.

А Ваше мнение, что единственный способ избежать того, чтобы на каждом фонаре качалось двое повешенных, это держать людей на коленях в состоянии рабов
Вы всё перепутали. Чтобы избежать восстаний, надо сделать так, чтобы рабам было комфортно в рабстве. И стимулировать их к труду. Иначе работящие рабы вымрут, останутся только хитрожопые, которые будут не столько работать, сколько воровать.
vetsog
11 фев, 2012 17:37 (UTC)
Очень интересная тема, спасибо.
Две строчки, а в них спрятаны целые пласты - и зависть, и обида на жизнь, и ложь (не верю я, что у нее не было денег на хлеб), и желание обгадить, и отмеченное Вами желание поучить жизни.
vivaeurope
16 фев, 2012 23:12 (UTC)
Ну почему, многие очень хорошо устроились в те же 90-е, миллионеры и вообще. Зевать просто не надо было, использовать предоставившиеся возможности, а не ныть. Я так полагаю людям, которые ничего достать не умеют, им и жить незачем.
auvasilev
17 фев, 2012 08:54 (UTC)
Какой-то странноватый и текст и вывод.
( 18 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

вторая
auvasilev
Васильев Александр Юрьевич
http://vasilev.su

Latest Month

Октябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Разработано LiveJournal.com
Designed by yoksel