Васильев Александр Юрьевич (auvasilev) wrote,
Васильев Александр Юрьевич
auvasilev

Category:

Без темы

Вкусов своих никогда не навязываю, но в данном случае особенно, поскольку существует точка зрения одновременно и противоположная моей, и мною уважаемая. Но лично я к творчеству Ларисы Шепитько отношусь с пристрастным благожелательным интересом. Потому, случайно наткнувшись на передачу о ней, которую явно не видел, задержался, вдруг услышу что новое и интересное.

Впрочем, задержался не надолго, оказалась совершенно пустая поделка в стиле современной якобы многозначительной желтизны о прошлом, да еще и с бульварно-мистическим налетом. Упоминаю обо всем этом только по следующей причине.

В этой передаче сестра Ларисы пересказала некую историю, о которой я вообще-то читал, но документальных и авторитетных подтверждений которой не видел, потому воспринимал с возможностью некоторой доли мифотворчества. А тут стало понятно, что сама абсолютная правдивость уже большого значения не имеет. Поскольку, раз такой факт в их семье до сих пор существует как данность, то о нем уже и можно говорить как о данности, вне зависимости от реальности. А слово "якобы" я выношу за скобки.

После триумфа «Восхождения» с Ларисой связались некие большие люди из Голливуда и предложили ей снять любой фильм по любому сценарию. Такое и вообще совершенно фантастическое предложение, а для советского человека во второй половине семидесятых годов абсолютная фантастика. Но Шепитько потребовалось бы на относительно длительное время расстаться с мужем и маленьким еще тогда ребенком, и она отказалась.

Однако, через некоторое время, по причине одновременно и личных неудач и смеси ревности с завистью к успехам жены, как он сам впоследствии признавался, взбрыкнул уже Элем и ушел из дома. Официально они не разводились, да и ушел-то он, что потом выяснилось, всего лишь ночевать на кухне у своего приятеля Мережко, но Лариса тонкостей не знала и тут получает повторное и еще более настойчивое приглашение из Голливуда. В этом момент уже призадумалась.

«Сама она членом партии не была, но Элем и сам, естественно состоял, да и отец у него большой начальник…», - рассказывает сестра Шепитько.

Я биографией Климова особо никогда не интересовался и в энциклопедиях это не очень отмечается, но в материалах по делу Павла Судоплатова встречается фамилия отца, это один из тех, кто названным делом занимался, следователь по особо важным делам Комитета партийного контроля Герман Климов. Кто понимает, тому не надо объяснять, что это такое, а остальным придется или потратить слишком много времени, или поверить мне на слово, что это не просто круто, а круто чрезвычайно.

Короче, Элема вызвали «куда следует» и прямо сказали, что если Лариса начнет дергаться по поводу Америки, то пустят ее или нет, и что с ней самой будет, это еще вопрос, но вот сам Климов точно положит партбилет на стол. Со всеми вытекающими последствиями. Судя опять же по рассказу сестры, Лариса тоже оказалась на этот счет проинформирована.

В общем, никуда она не поехала и даже мужа в семью вернула. Дальнейшая ее судьба вам известна.

Это на самом деле совершенно не чисто советская история, как может показаться на первый взгляд. Тут конкретные реалии могут сбить с толку, всякие там «выездной – невыездной», «положишь партбилет» и многое другое, что не объяснишь толком не только иностранцу, кроме, естественно бывших жителей соцлагеря, но и многим нашим соотечественникам, которым сейчас уже и под сорок лет. Но я вас уверяю, что даже не по документам, истории и литературе, где тоже этого предостаточно, а по самой обыденной жизни встречался с подобными ситуациями в самых разных странах и социальных слоях.

Там можно на место партбилета много чего подставить от примитивных денег и карьеры до каких-то менее осязаемых, но при этом вполне ощущаемых вещей типа репутации и ли даже всего лишь социального или психологического комфорта в определенных кругах общества. Жене представляется некая возможность, с одной стороны безупречная нравственно, а с другой, сказочная по всем мыслимым параметрам от меркантильных до самых высоких творческих. Но это способно косвенным образом повлиять отрицательно на судьбу мужа. Причем там как раз, в ситуации с мужем, всё предельно безнравственно, да и примитивно подло.

Я намеренно расставляю, где муж, а где жена, потому как, часто бывает и наоборот, но в перевернутом сюжете для меня всё-таки несколько другие оттенки. А в сюжете обозначенном, меня как раз не жена интересует, там опять отдельная история. А муж, который принимает… Даже не жертву, меньше всего хочется драматизировать, пусть это и не жертва будет вовсе, пусть так, пустячок, небольшая жизненная неприятность…

А потом на 187-и километре Ленинградки «Волга» вдруг вылетает на встречную полосу и идет на полной скорости в лоб встречному грузовику.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments