Васильев Александр Юрьевич (auvasilev) wrote,
Васильев Александр Юрьевич
auvasilev

Category:

Увертюра

В самое ближайшее время я намерен продолжить серию музыкальных программ, первая из которых имела определенный успех у читателей, но была самым паскудным образом прервана так называемыми президентскими выборами, не к ночи будут помянуты. Но предварительно я вынужден дать некоторые пояснения.

Здесь, в Журнале, я вынужден иллюстрировать свои тексты аудио и видео примерами из Интернета, в основном из Ютуба, просто у меня нет иного выхода. Но сам я, естественно, музыку эту слушаю совсем в другом качестве воспроизведения. В разном, в зависимости от ситуации. Но никогда при помощи компьютера. Потому, мои «картинки» в Журнале, конечно же, полностью условны. А для того, чтобы объяснить, как это всё звучит в реальности для меня, я попытаюсь рассказать о той аппаратуре, которой пользуюсь. Ну, и заодно, возможно, мой опыт окажется для кого-нибудь и практически полезен.

И еще считаю необходимым предупредить, что женщинам читать далее категорически не рекомендуется, они потом, наверняка, предъявят мне претензии, что я пытался их усыпить с неприличными целями. От целей не открещиваюсь, но усыплять не хочу, потому дальнейшее только для мужчин, да и то, лишь для той их небольшой части, которая в принципе подобными вопросами интересуется.

Начнем с самого простого варианта, когда на улице, под шашлычок, соответствующее вино и прочие забавы на свежем воздухе с возможными последующими танцами, а то и не слишком трезвыми массовыми песнопениями до позднего вечера или даже, если хватит сил, раннего утра. Тут бы я рекомендовал двублочную минисистему типа Yamaha MCR-E600.

Практически оптимальный вариант, правда, ее сейчас уже довольно трудно приобрести. Потому можно заменить более массовой моделью MCR-E 810, которая имеет по сравнению с 600-й один единственный недостаток – при, на мой вкус и по моим требованиям, практически таком же качестве, стоит на две-три сотни долларов дороже. Но тут принципиально другое. Покупать систему в любом случае надо без колонок. И дело даже не только в том, что они сами по себе более чем среднего уровня, но, самое главное, совершенно не подходят для эксплуатации на улице. И в принципе, есть фирмы, особенно, если вы закажете предварительно, которые вам эту систему так, без всяких колонок и поставят. Ну, а нет, так просто отдайте колонки детям или соседям, они что-нибудь придумают, как их использовать.

А себе купите так называемые «всепогодные», я бы рекомендовал Klipsch. Идеально было бы, конечно, чистые «пищалки», но их тоже нынче не просто достать, так что можно обойтись и двухполосными, типа AW 650. Они с легкостью крепятся парой гвоздей или шурупов на любой столб и направляются при помощи собственных кронштейнов в любую сторону. А вот по стойкости к внешним воздействиям и перепадам температур им просто нет равных из доступной бытовой техники. Читал, что эта же фирма разработала еще более надежную акустику для выступления поп-звезд на палубах авианосцев ВМФ США во время шторма, но, подозреваю, что для нас это всё-таки дороговато. Что же касается качества звука, то на «верхах» оно очень приличное, середина в двухполосках тоже относительно устроит, но все же, при том условии, что вы дадите хорошие «низы».

А это очень просто. Покупаете абсолютно любой активный сабвуфер той же Yamaha, и проблема решена. Сделать этот сабвуфер всепогодным тоже элементарно. Положите на него сверху лист чего угодно непромокаемого, хоть шифера, без разницы, к качеству звука это никакого отношения иметь не будет. Блоки же самой минисистемы, кстати, очень удобно входят, если там пару минут поработать ножовкой, в такую самую примитивную «икеевскую» высокую табуретку, еще и полочки для дисков можно присобачить внизу. Табуретка эта потом с легкостью ставится в любом месте и столь же легко перемещается в место иное.

Но вот есть определенные, естественно, сложности с коммутацией. О межблочной я позднее скажу отдельно уже для всех вариантов аппаратуры в целом, но именно акустическая на улице имеет свою особенность. Самое лучшее, в принципе, если есть возможность подвести провода к колонкам по каким-нибудь стационарным, желательно деревянным поверхностям в пусть и относительно, но герметичных специальных коробах для наружной электропроводки. А для возможности перетаскивания аппаратуры по участку придется придумывать отдельные фокусы с такими бухтами, сделанными по принципу плотницкой рулетки, но это уже для особых любителей поморочить себе голову, которые в моих советах и вовсе не нуждаются.

У этой системы вот какое преимущество. С одной стороны, вы получаете довольно качественный, насыщенный и практически любой мыслимой громкости звук, сконцентрированный на той площади, где находитесь, а с другой, даже глубокой летней ночью не ставите на уши всю деревню и не приводите в бешенство желающих законного отдыха окрестных собак. В крайнем случае, если у соседей особо чувствительные к низким частотам печень и желудок, можно в какой-то момент сабвуфер и полностью отключить, качество, конечно, ухудшится, но если «всепогодники» двухполосные, а выпили вы к этому времени уже достаточно, так и вполне сойдет для сельской местности.

Теперь об аппаратуре в самом деревенском доме. Вот тут я сразу должен предупредить, что речь пойдет не о загородной вилле, там свои законы, своя акустика, свои проблемы и, главное, конечно, свои понты и понятия. Я говорю об обычной избе и той, примерно сорокаметровой комнате в ней, где вы ужинаете, если погода не позволяет делать это на улице.

Тут советую не мудрствовать и купить всего три блока аппаратуры NAD, то есть усилитель, тюнер и CD-проигрыватель. Модели даже называть не буду, это ровно никакого значения не имеет, они звучат абсолютно одинаково, что бы вам там продавцы не пели, различаются только мощностью, но вам при оговоренных условиях и самой малой будет в пять раз больше, чем потребуется. Так что, захотите вы, например, заплатить за усилитель 10 тысяч или 30, зависит только от вашего благосостояния и настроения в момент покупки.

Колонки к этой системе очень подойдут, например, JBL, только, естественно, напольные, всякую полочную муть я вообще не признаю, постарайтесь найти что-нибудь типа 100-й серии. Впрочем, это нынче не очень просто, потому особо не парьтесь, подойдет что угодно, желательно, конечно, не ниже вашего пояса.

Еще вот что могу порекомендовать. Купите самый обычный подоконник из ламинированного ДСП, отрежьте от него два квадрата и прикрепите к каждому снизу по четыре крупных мебельных колесика. И установите на эти подставки колонки. А провода к ним подсоединяйте с запасом хотя бы в метр-полтора, зафиксировав излишек длинны обычной круглой резинкой или вообще пусть просто так на полу валяется, ничего страшного. Все удобства такой самоделки вы очень быстро обнаружите без моих объяснений. Только, главное, не слушайте всяких умников, которые будет говорить, что от этого звук ухудшается. В данном случае это полная чепуха. Впрочем, только в данном, но о том несколько позднее.

Отдельно следует обратить внимание на антенну для тюнера. Но это очень специфическая проблема, лично мне ее решение стоило много сил времени, да и денег, в результате всё равно вынужден был обратиться к специалистам из известной столичной фирмы, специализирующейся именно на антеннах и только они смогли мне по-настоящему помочь. Так что и я в этом вопросе ничего иного посоветовать не могу.

И, конечно, еще для меня деревенский дом немыслим без старого советского проигрывателя с набором советских же виниловых пластинок. Лично мне тут очень повезло, удалось достать абсолютно нетронутый, запечатанный «Аккорд» в лучшей комплектации со знаменитыми колонками «Радиотехника», не девяностыми, конечно, но там и тридцатые звучат более чем аутентично. Впрочем, даже и без моего особого везения, желающие пока еще могут купить что-нибудь подобное во вполне рабочем состоянии в Интернете или даже в нескольких открывшихся в Москве магазинах, как это теперь называют, «винтажной» аппаратуры.

Нет ничего приятнее, как сесть теплым тихим вечером на веранде, пригубить освежающего сорокаградусного, достать из слегка запыленного конверта какое-нибудь танго сороковых же годов…. Ладно, я собирался этот текст сделать минимально сентиментальным и лиричным, потому продолжим в самом сухом и деловом тоне.

Переходим, наконец, к аппаратуре принципиально другого рода. К той, которую, по моему мнению и на мой вкус, следует использовать в ситуации, когда вы не просто хотите предаваться под некий мотивчик различным удовольствиям, от выпивки с закуской и до бесконечности, но желаете именно целенаправленно сесть и послушать конкретную музыку. У меня эта аппаратура установлена в городской квартире.

Я еще раз повторю отдельно «по моему мнению и на мой вкус», чтобы более к этому не возвращаться, но прошу эти слова помнить при чтении постоянно. Однако, как человек, известный свой осторожностью на грани, а то и за гранью, трусости, именно в этой части я почти совсем не стану упоминать конкретные модели, а скажу только об общих принципах и предпочитаемых мною фирмах и торговых марках. Да, и еще из той же трусости должен предупредить, что мой способ и порядок подбора и установки аппаратуры чисто индивидуальный, любительский и далек от того, что рекомендуют профессионалы и такая наука, как акустика.

Теперь к делу. Прежде всего, сама аппаратура для меня существует только ламповая, а колонки, естественно, только рупорные. Из рупорных во вменяемом ценовом диапазоне могу порекомендовать исключительно всё тот же «Klipsch». Тут принцип примитивный, чем они больше и тяжелее, тем лучше. Ни на какие колесики, понятно, ставить их нельзя. Самое простое и эффективно – в любой гранитной мастерской заказываете две плиты сантиметра четыре толщиной, полированные с одной стороны и площадью немного большей, чем площадь нижней грани колонки. Колонки помещаете на гладкую плоскость и обязательно на иглы. Большинство колонок соответствующих параметров ими уже укомплектовано, если же нет, то приобрести их отдельно и смонтировать, не представляет большого труда.

Вряд ли стоит упоминать, но, на всякий случай это сделаю, что на колонках должна быть предусмотрена возможность подключения по принципу bi-ampling, то есть, если совсем грубо, сзади не две клеммы, а четыре. Если они соединены перемычками, то перемычки требуется просто сразу снять и выкинуть.

Далее переходим к усилителям. Как предусилитель я предложил бы «Copland», а к нему четыре мощностных моноблока «Audio Note». Тут, в принципе, если не выпендриваться, будет достаточно и начального уровня «Zero», но, для приличия и самоуспокоения, если есть деньги, берите «двоечку-троечку», больше точно не надо, выброшенные деньги для описываемой системы.

А вот под воспроизведение CD я, в виде исключения, хочу порекомендовать конкретную модель CD-транспорта - «Meridian 500». Это более всего объясняется некоторыми особенностями отечественной торговли самими дисками. Вам прекрасно известно, что под безупречной фирменной упаковкой и в солиднейшем заведении могут подсунуть полное фуфло. Так вот этот аппарат единственный, из мне известных, работает как промышленная мясорубка, и его никакой «левый» диск не испортит, и он практически любой пропустит через себя и даже добудет из него хоть какое, но звучание.

К транспорту, конечно, нужен DAC, он же ЦАП, но тут я бы не мудрил, особенно, если взяли усилки «Audio Note», то и конвертер вполне подойдет той же фирмы. А принцип подбора модели тот же – есть деньги, берите «два-три», нет – хватит и «нулевки».

Но самый, пожалуй, спорный и деликатный вопрос, это виниловая «вертушка». Особая деликатность его в том, что именно здесь более всего проявляется социальное и экономическое расслоение общества. И те модели, которые мне действительно нравятся, я рекомендовать не могу из-за их цены, и на самом деле выходящей за рамки всяческих приличий. Потому ограничусь исключительно констатацией, что в последнее время «Marantz» выпустили несколько очень приличных аппаратов по более чем лояльным к покупателю расценкам и если вы не спите с дочкой миллионера, то вполне можно подобным проигрывателем удовлетвориться.

Остальное уже более факультативно. Например, я иногда лично для себя записываю какие-нибудь сборные диски, для чего имею вполне для этих целей и достаточный и приемлемого качества CD-рекордер, кстати, то же «Marantz».

Ну, и напоследок, думаю, стоит упомянуть еще о двух аппаратах фирмы «Denon». Прежде всего, это, несомненно, тюнер. Он у них любой отличного качества, в соответственных, естественно, пределах, но там очень много зависит от антенны. Я эту тему здесь затрагивать не стану, она еще более сложная и специальная в городской квартире, чем в деревенском доме, так, что тут лучше привлечь к установке кого-нибудь компетентного и не заниматься самодеятельностью.

И вторая деноновская игрушка, но это совсем уже на любителя, магнитофонная кассетная дека фронтальной загрузки. Когда меня окончательно загрызает тоска по ушедшей молодости, я достаю из совсем теперь небольшого оставшегося запаса какую-нибудь старую кассету и ставлю то, под что я когда-то… Нет, больше не могу, простите, иначе зарыдаю.

И еще вот на что требуется обратить особое внимание. Во всей аппаратуре, начиная с самого примитивного уровня, наиважнейшее значение имеют провода. Тут у меня единственная однозначная рекомендация – провода, это последнее, на чем имеет смысл экономить. И если стоит выбор, купить долларов на пятьсот дороже аппаратуру или на эту же сумму улучшить качество проводов, то я без сомнений выбираю последнее. Относительно проводов акустических, я совсем никаких предпочтений, кроме уже названных ценовых, не выскажу, тут слишком всё зависит и от условий установки, и от режима эксплуатации, и еще очень от многого, вплоть до микроклимата помещения. А вот межблочные кабели я советовал бы «Van den Hul», повторюсь, наиболее дорогие из тех, которые вы сможете себе позволить.

Все сказанное о кабелях, так же относится и к штуковинам под названием «кросс-коннекторы», без которых вы не обойдетесь при подключении названного количества блоков к предусилителю. В идеале, лучше всего было бы использовать вообще чисто золотые, но об идеалах мы уже говорили, потому пусть будут такие, на которые хватит денег.

Последнее по порядку, но, поверьте, отнюдь не по значению, это стойки под аппаратуру. Тут основное, ни в коем случае не обращать внимания на их внешний вид и не подбирать по стилю и тону к вашей гостиной. Стойки, это совсем не мебель, а одна из важнейших частей самой аппаратуры. Я предпочитаю английские четырехполочные «Sound Organisation», вы смотрите сами, но в любом случае, ставить их советую тоже на гранитные плиты, такие же, как под колонками, и тоже на иглы. Да, вот еще, некоторые предпочитают под иглы и колонок и стоек дополнительно подкладывать медные монеты, особенно ценятся для такой цели советские пятикопеечные, но я в этом смысла не вижу, потому промолчу.

Ну, вот, собственно, и всё. Естественно, никаких советов по коммутации я давать не стану. Это тема отдельного цикла многочасовых лекций, но, подозреваю, что читать его и вовсе бесполезно. Человек или на собственном опыте всему научится, если есть желание и возможность рискнуть повредить не очень дешевую аппаратуру, или, по крайней мере, на первый раз, позовет мастера. Хотя найти такового истинного не очень просто, но надо стараться.

Приятного прослушивания, до следующих встреч, теперь уже под музыку.
Tags: Музыка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments