Васильев Александр Юрьевич (auvasilev) wrote,
Васильев Александр Юрьевич
auvasilev

Category:

Окончательная гражданская

Одна из основных ошибок, и чисто логических, и просто обыденно-житейских, заключается в том, что многие считают, будто изначально будущее общества зависит от уровня школьного образования и вообще качества самой школы. А на самом деле, это состояние школы отражает качество самого общества. И только уже во-вторых самим этим своим состоянием влияет на перспективы и направление движения породившего ее общества. Тут ложная и обманчивая аналогия с вопросом о том, что было раньше, курица или яйцо.

И дело не в том, что Бисмарку зря приписывают чужую фразу, объявляющую прусского учителя главным творцом военных побед. А в том, что под влиянием внешней железной логики и чеканной красоты этой фразы мало кто обращает внимание на ее содержание в исторической перспективе. Не прусская гимназическая система породила Германскую империю, а общество, определенным образом структурированное и вдохновленное идеями Бисмарка породило прусского учителя.

А в результате Германия потерпела сокрушительное поражение в двух мировых войнах, принесла неисчислимые бедствия всему человечеству и в результате лучшим воспитателем, приведшим, в конце концов, к нынешнему вполне демократическому, но и вполне экономически процветающему состоянию страны, оказался отнюдь не прусский учитель. А сначала солдат оккупационной армии, а потом великий политик Аденауэр, как раз меньше всего и по психологии и по философии близкий прусскому учителю. Но, между прочим, Конрад был выпускником именно прусской гимназии и именно в те, как бы наиболее блистательные ее годы конца позапрошлого века. Так что не стоит всё сводить к простейшим и на первый взгляд очевидным причинно-следственным связям.

Я это всё, собственно, к вопросу о возвращении в нашу родную отечественную школу начальной военной подготовки. Некоторые могут даже несколько удивиться, но я не вижу ничего плохого в том, чтобы давать школьникам какие-то элементарные знания по вопросам, имеющим отношение к такой важной и значительной части общества, как его Вооруженные силы.

Вообще, когда я сталкиваюсь с проблемой, учиться чему бы то ни было, что относительно себя, что относительно своих детей, я всегда считаю, что в любом случае учиться лучше, чем не учиться. Другое дело, что дальше сразу встает масса дополнительных и во многом чисто технических и методологических проблем. Типа, как учиться, в каком объеме, у кого, за счет чего другого, если время и ресурсы ограничены, ну, и тому подобное. Но всегда узнать полезнее, чем не узнать.

Это как с той же религией в школе. Я двумя руками «за». Вот мой брат, профессиональный и археолог, и историк, и кандидат филологических наук, и человек уже с огромным педагогическим опытом и школьного, и вузовского преподавания написал книжку по истории мировых религий. Блистательно, на мой взгляд, написал, очень кратко, предельно простым и внятным языком, но изумительно точно и корректно. Я сам, хоть там для меня ничего нового и интересного не было, несколько раз ее перечитывал с большим удовольствием.

Сам мой брат, подозреваю, неплохо может преподавать этот предмет. Но названная книжка была издана тиражом в несколько сотен экземпляров на правах научной работы и ее практически никто не видел. А разного рода «религиозные» уроки в школе ведут по разного же рода учебникам… Я, как человек, декларирующий свои хорошие манеры, не стану продолжать эту фразу.

Точно так же и с НВП. Не сомневаюсь, что есть не просто педагоги, а именно военные педагоги, офицеры с большим опытом и большими знаниями, которые смогли бы и учебники написать, и сами преподавать совершенно блестяще. А на деле это будет выглядеть… Да каждый прекрасно знает, как это будет выглядеть. Смех и стыд.

И школа здесь абсолютно не при чем. Ну, вот то есть совсем не при чем.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 34 comments