?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Одна из основных ошибок, и чисто логических, и просто обыденно-житейских, заключается в том, что многие считают, будто изначально будущее общества зависит от уровня школьного образования и вообще качества самой школы. А на самом деле, это состояние школы отражает качество самого общества. И только уже во-вторых самим этим своим состоянием влияет на перспективы и направление движения породившего ее общества. Тут ложная и обманчивая аналогия с вопросом о том, что было раньше, курица или яйцо.

И дело не в том, что Бисмарку зря приписывают чужую фразу, объявляющую прусского учителя главным творцом военных побед. А в том, что под влиянием внешней железной логики и чеканной красоты этой фразы мало кто обращает внимание на ее содержание в исторической перспективе. Не прусская гимназическая система породила Германскую империю, а общество, определенным образом структурированное и вдохновленное идеями Бисмарка породило прусского учителя.

А в результате Германия потерпела сокрушительное поражение в двух мировых войнах, принесла неисчислимые бедствия всему человечеству и в результате лучшим воспитателем, приведшим, в конце концов, к нынешнему вполне демократическому, но и вполне экономически процветающему состоянию страны, оказался отнюдь не прусский учитель. А сначала солдат оккупационной армии, а потом великий политик Аденауэр, как раз меньше всего и по психологии и по философии близкий прусскому учителю. Но, между прочим, Конрад был выпускником именно прусской гимназии и именно в те, как бы наиболее блистательные ее годы конца позапрошлого века. Так что не стоит всё сводить к простейшим и на первый взгляд очевидным причинно-следственным связям.

Я это всё, собственно, к вопросу о возвращении в нашу родную отечественную школу начальной военной подготовки. Некоторые могут даже несколько удивиться, но я не вижу ничего плохого в том, чтобы давать школьникам какие-то элементарные знания по вопросам, имеющим отношение к такой важной и значительной части общества, как его Вооруженные силы.

Вообще, когда я сталкиваюсь с проблемой, учиться чему бы то ни было, что относительно себя, что относительно своих детей, я всегда считаю, что в любом случае учиться лучше, чем не учиться. Другое дело, что дальше сразу встает масса дополнительных и во многом чисто технических и методологических проблем. Типа, как учиться, в каком объеме, у кого, за счет чего другого, если время и ресурсы ограничены, ну, и тому подобное. Но всегда узнать полезнее, чем не узнать.

Это как с той же религией в школе. Я двумя руками «за». Вот мой брат, профессиональный и археолог, и историк, и кандидат филологических наук, и человек уже с огромным педагогическим опытом и школьного, и вузовского преподавания написал книжку по истории мировых религий. Блистательно, на мой взгляд, написал, очень кратко, предельно простым и внятным языком, но изумительно точно и корректно. Я сам, хоть там для меня ничего нового и интересного не было, несколько раз ее перечитывал с большим удовольствием.

Сам мой брат, подозреваю, неплохо может преподавать этот предмет. Но названная книжка была издана тиражом в несколько сотен экземпляров на правах научной работы и ее практически никто не видел. А разного рода «религиозные» уроки в школе ведут по разного же рода учебникам… Я, как человек, декларирующий свои хорошие манеры, не стану продолжать эту фразу.

Точно так же и с НВП. Не сомневаюсь, что есть не просто педагоги, а именно военные педагоги, офицеры с большим опытом и большими знаниями, которые смогли бы и учебники написать, и сами преподавать совершенно блестяще. А на деле это будет выглядеть… Да каждый прекрасно знает, как это будет выглядеть. Смех и стыд.

И школа здесь абсолютно не при чем. Ну, вот то есть совсем не при чем.

Comments

( 34 комментария — Оставить комментарий )
livejournal
5 июн, 2012 09:57 (UTC)
Ваша запись опубликована в LJTimes
Редакторы LiveJournal посчитали вашу запись интересной и добавили ее в дайджест LJTimes по адресу: http://www.livejournal.com/ljtimes
(Удалённый комментарий)
auvasilev
5 июн, 2012 10:11 (UTC)
Судя по Вашим воспоминаниям, мы люди если и не одного поколения, то, по крайней мере, одной эпохи. И у каждого из нас был такой дЭфис.
mujlan01
5 июн, 2012 10:13 (UTC)
Ну акм я и сейчас с закрытими глазами разберу и соберу... Так что присоединяюсь. НВП так НВП, среди зол не самое страшное.
(Удалённый комментарий)
(без темы) - mujlan01 - 5 июн, 2012 10:22 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
(без темы) - mujlan01 - 5 июн, 2012 10:52 (UTC) - Развернуть
(без темы) - valentina_ak - 5 июн, 2012 11:39 (UTC) - Развернуть
taiba_dp
5 июн, 2012 10:33 (UTC)
Все не так просто. У нынешней процветающей Германии огромные долги.
auvasilev
5 июн, 2012 10:39 (UTC)
Да всё вообще ужасно сложно, только при чем тут долги Германии?
(без темы) - taiba_dp - 5 июн, 2012 14:09 (UTC) - Развернуть
vlnyj_obschnnk
5 июн, 2012 10:33 (UTC)
А вот в моём детстве и юности никаких НВП, никаких "тупых прапоров" (да и звания такого!) и в помине не было, но когда в 1966 году меня призвали в ряды Советской Армии с кучей таких же 19-летних парней, то мы за месяц прекрасно научились всему солдатскому делу, что и было доказано моими сверстниками и в Чехословакии, и на Даманском, и в других местах по всему Земному шарику... ;)
auvasilev
5 июн, 2012 10:38 (UTC)
Согласен с Вами, только всё-таки не сравнивал бы произошедшее на Даманском с Чехословакией...

Вы, получается, лет на семь всего меня старше, как будто немного, но в мое время НВП в школе была уже повсеместно.
(без темы) - vlnyj_obschnnk - 5 июн, 2012 10:53 (UTC) - Развернуть
(без темы) - auvasilev - 5 июн, 2012 11:14 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vlnyj_obschnnk - 5 июн, 2012 12:03 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vlnyj_obschnnk - 5 июн, 2012 10:54 (UTC) - Развернуть
ne_dobriy_homa
5 июн, 2012 11:15 (UTC)
У нас же любую светлую идею извратят полностью исполнением(((
Я вот тоже ничего плохого не вижу в том, чтобы мужчина умел владеть оружием (пусть даже девочек отпускают), пусть и несколько устаревшим, как АКМ. Основные навыки, что для него, что для более современных образцов одинаковы.
Но ведь как обычно все с ног на голову поставят.
auvasilev
5 июн, 2012 11:19 (UTC)
Обязательно поставят.
(без темы) - vlnyj_obschnnk - 5 июн, 2012 11:25 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vyacheslav_f - 5 июн, 2012 12:10 (UTC) - Развернуть
(без темы) - auvasilev - 5 июн, 2012 12:21 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vyacheslav_f - 5 июн, 2012 12:35 (UTC) - Развернуть
(без темы) - auvasilev - 5 июн, 2012 12:48 (UTC) - Развернуть
vyacheslav_f
5 июн, 2012 11:47 (UTC)
вполне демократическому, но и вполне экономически процветающему
Я вот этого места не понял.

А про НВП - вот что: в универе ходили анекдоты, о том, что на военную кафедру отправляют преподавать тех, у кого не хватает ума для настоящей армии. Правда или нет, а в школьные военруки наверняка отправляли только тех, кто не годится даже сидеть в военкомате, и они накрепко внушали детям, что армия - это заповедник редкостных дубов (поэтому министром обороны в "белом" правительстве, наверное, будет Чирикова).
Впрочем, это относится не только к армии. Почему интеллектуалы чётко делятся на технофашистов и ГСМ? Да потому, что одних в школе литераторша научила, что гуманитарные науки - преступление против человечества, а другим физичка внушила, что все физики должны гореть в аду.
А так - хороший предмет, интересный, с настоящим автоматом поиграть давали :)

Edited at 2012-06-05 12:06 (UTC)
auvasilev
5 июн, 2012 12:13 (UTC)
Я имел в виду, что к экономической мощи может привести не только имперская, патриотически-иерархическая идеология Бисмарка, но и более чем либеральная идеология Аденауэра. Основой которой в принципе было стремление если не к уничтожению, то к минимизации идеологии, как таковой.
(без темы) - vyacheslav_f - 5 июн, 2012 12:33 (UTC) - Развернуть
kurlena
5 июн, 2012 12:18 (UTC)
Смех и стыд.
поэтому какая теперь уже разница, ОБЖ, НВП...
vetsog
5 июн, 2012 15:16 (UTC)
А мне кажется, есть вещи, которым я бы не хотел учиться и которым не следует учить.
"Как правильно затянуть удавку на шее жертвы?"
"Как держать женщину, когда ее насилуешь?"
Сборка автомата Калашникова для меня в том же ряду.
auvasilev
5 июн, 2012 17:35 (UTC)
Принципиально не согласен. Но нынче после хорошего ужина и перед хорошим десертом. Потому позже.
uuvasilev
5 июн, 2012 20:06 (UTC)
Твой брат кандидат не филологических, а философских наук. Звучит похоже, но все же некоторая разница есть.
Спасибо за высокую оценку моей деятельности. Но мой курс для студентов, а в школе я против преподавания отдельного курса истории религий, вне курса истории. Но это еще одна тема нашей, надеюсь, скорой беседы.
auvasilev
5 июн, 2012 20:13 (UTC)
Да ладно тебе капризничать. Из тебя философ еще более никакой, чем филолог. Кстати, по по поводу текста книжки, я когда тебя еще просил, а ты мне обещал. И тишина. Так что лучше бы дело сделал, чем к чепухе придираться.
Велосипед выгнал из гаража. Ждет тебя.
(без темы) - uuvasilev - 6 июн, 2012 09:35 (UTC) - Развернуть
(без темы) - auvasilev - 6 июн, 2012 10:04 (UTC) - Развернуть
(без темы) - uuvasilev - 6 июн, 2012 10:19 (UTC) - Развернуть
(без темы) - auvasilev - 6 июн, 2012 10:25 (UTC) - Развернуть
( 34 комментария — Оставить комментарий )

Profile

вторая
auvasilev
Васильев Александр Юрьевич
http://vasilev.su

Latest Month

Октябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Разработано LiveJournal.com
Designed by yoksel