И, в частности, этот самый Носиков пишет, на мой взгляд, великолепно:
«Нет там (в разбираемом фильме, А.В.) никакого народа. Там есть зеки, вертухаи, насильник Берия и фашисты. В конце фильма получается, что настоящий народ весь расстрелян вертухаями в 41-м, а мы, живущие ныне, -- потомки вертухаев. Мы потомки палачей. Мы не хотим признаваться, но мы дети вертухаев. Мы -- вертухаи сегодня. Это – подмена».
И вот тут, несмотря на совершенство формулировки автора, я всё же не могу удержаться от мелкого возражения по незначительной частности.
Нет, вот это как раз, не подмена, а может быть, единственная правда, к сожалению, не очень художественная, но правда этого фильма. Впрочем, да, причем тут фильм. Просто правда, ни к каким фильмам отношения не имеющая. Я не стану говорить «большая часть» или «подавляющее количество», любой количественный или ложно-статистический подход будет тут лукавством, но для меня несомненно, что наиболее влиятельные сейчас «мы, ныне живущие», это именно «потомки вертухаев».
И тут генетика не причем, я, в отличие как раз от них, не собираюсь в ней копаться, но духовно и нравственно они и «потомки палачей», и «вертухаи сегодня». На самом деле, и даже не в глубине души, а на самой поверхности того, что у себя за душу принимают, они этим только гордятся. А признавать публично этого не хотят не из какого-то малейшего стыда, не говорю уже о совсем неведомом им чувстве вины. Но исключительно потому, что «потомки зеков», они же «зеки сегодня», не имеют права на подобные темы рта разевать своего поганого в присутствии истинных хозяев лагеря, то есть, виноват, страны нашей и жизни нашей.