?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Марат Гельман, видать, понял, что с уровнем профессионализма своей публицистики в тексте о попах в Крымске несколько переборщил, и извинился. Так, надо признаться, довольно своеобразно извинился, несколько по-дворовому, типа «а он первый начал», ну, да ладно, мне-то это вообще безразлично, в смысле было там отпевание платным или бесплатным. Я-то писал совсем о другом, но это моё «другое» как раз безразлично Гельману, потому мы квиты.

А вот Кураев извинения Гельмана принял. Потому что, Кураеву тоже безразлично всё, не относящееся к действиям церкви, и именно их он противопоставляет сказанному Гельманом. И не только противопоставляет, а, отталкиваясь от начатой Маратом темы, рисует собственную картину и происходящего сейчас, и мира в целом.

И вот мне кажется, совсем уже отстраняясь от событий в Крымске, что частое появление этих двух фамилий или рядом, или в едином контексте, отражает определенную тенденцию. И я хочу по этому поводу сказать несколько слов о таких достаточно теоретических вещах, как терпимость и миссионерство.

Здесь существует неизбывное внутреннее противоречие между духовной, нравственной сутью и практикой в реальном социальном пространстве.

С одной стороны, согласно большинству религий, если не по наименованию, то по количеству верующих, атеист или иноверец губит душу свою и лишен шансов на спасение. Поэтому все разговоры о невмешательстве что в светскую жизнь, что в дела и территории иных конфессий, они, конечно же, от лукавого. Любой не только священнослужитель, но и просто истинно верующий человек не может не быть миссионером. Как же можно равнодушно взирать на то, когда ближний твой, в смысле, ближний по роду человеческому, направляется в сторону гиены огненной, ну, или чего-то подобного, в зависимости от стилистики вероучения?

Ну, действительно, представьте себе, без всякой там заумности и метафизики, а просто. Идет на ваших глазах человек к пропасти, которая представляет собой не просто смертельную опасность, но даже и много большую, чем смертельная, воплощение всех самых страшных опасностей, которые только возможны. Но он этой пропасти не видит, а перед вашими глазами она абсолютно реальна и несомненна. Как же вы можете не попытаться спасти этого человека, что же после этого, если безразлично промолчите и вовсе ничего не сделаете, будет с вашей собственной душой, не сделает ли она сама очередной шаг к той же самой пропасти?

Но, с другой стороны, не говоря уже об условно «рядовых верующих», даже и её «офицеры» существуют и в той части церкви, что, будучи единой с мистической своей сущностью, тем не менее, представляет собой всего лишь земную организацию, вынужденную действовать исходя из земных же законов. И отсюда происходят где гласные, где негласные, где прописанные и широко декларируемые, где втихую подразумеваемые и с некоторым даже смущением признаваемые между своими, договоренности о разделе сфер деятельности, влияния и того же самого миссионерства. Это относится и к взаимоотношениям с государством в формах так называемого его «отделения от церкви», и к межрелигиозной, и межконфессиональной политике, доходя до моментов уже сугубо практических, бытовых, типа, вот в эти десять деревень пусть ваши миссионеры не лезут, а то и так батюшка тут с трудом и сам кормится, и на починку крыши церкви едва собирает.

Ещё раз повторю, противоречие это сущностное и неустранимое. Так что, вопрос не в том, чтобы снять его окончательно и принципиально раз и навсегда. То есть, хорошо бы, конечно, но коммунизм, это ведь тоже не плохо, только не получится, а к каким результатам приводит стремление к нему, уже отлично известно. Так и тут. Выкорчевать полностью чужое миссионерство всё равно не выйдет, а вот на пути к этому дров можно наломать много. Потому и необходимо вырабатывать какие-то правила, да, возможно вопреки высшим духовным и нравственным принципам, но исходя из несовершенства и слабости создания под названием «человек».

На этом трогательную извиняющуюся часть считаю законченной и далее скажу по-простому. Что Гельман, что Кураев, несмотря на как бы противоположность взглядов своих и верований, представляют собой одну и ту же, самую опасную грань и степень миссионерства. Должен с горечью признать, что Кураев даже и несколько мне в этом плане симпатичнее, поскольку это свое миссионерство не скрывает. Но, на самом деле, всё это мелочи и частности. Миром они мазаны одним и тем же. Во всех значениях этого слова, кроме, может быть, первоначального.

И мне представляется, что наибольшую опасность для общества представляют собой не взгляды или деятельность Гельмана ли, Кураева ли или ещё кого-то подобного, с отличным от названных господ мировоззрением, но именно синдром, как комплекс симптомов, олицетворяемый для меня этими фамилиями. Условно, очень условно, я ни в коей мере не хочу демонизировать или преувеличивать значения того и другого, люди они, опять же в моем понимании, и далеко не самые значительные, и еще более далеко не самые страшные. Так что исключительно из удобства и наглядности и удобства обозначения я именно так обозначил признак кажущегося мне крайне опасным заболевания.

К большому моему сожалению, я не могу сейчас назвать ни то, что двух, но даже и одной фамилии, которую рискнул бы присвоить лекарству от этого заболевания. Потому как не вижу не только результатов, но даже и начала работы по поиску такого лекарства.

Метки:

Comments

( 9 комментариев — Оставить комментарий )
erich_z
16 июл, 2012 10:12 (UTC)
Мне кажется, миссионерские интенции верующих Вы серьёзно преувеличиваете. Христианство изначально оперировало принципами "Не давайте святыни псам" и "Много званых, да мало избранных". Жаль, что Церковь как общественная структура, более этих принципов не придерживается.
Миссионерство сегодня, на мой взгляд, в большей мере должно быть адресовано уже воцерковленным, но не тем, кто вовне.
Нет необходимости в новых прихожанах, если "старые" не знают Символа веры.
auvasilev
16 июл, 2012 10:17 (UTC)
Я ничего не преувеличиваю и не преуменьшаю, а всего лишь говорю о своем понимании тенденции, одну из частей которой Вы сами косвенно подтверждаете фразой "Жаль, что Церковь как общественная структура, более этих принципов не придерживается".
erich_z
16 июл, 2012 10:36 (UTC)
Я не могу назвать это миссионерством. Скорее - абсолютно непродуманным, формализованным и неосмысленным присутствием в масс-медиа. Это не ловцы душ. Это вопрошающие случайных людей: "Скажите, а вы перестали пить коньяк по утрам? Да или нет?"
Как результат: последние дебаты вокруг Церкви отчётливо демонстрируют крайнюю неосведомлённость людей об учении Церкви, и одновременно с этим - крайнее же недовольство чрезмерным "присутствием" Церкви в их жизни. Люди в массе своей искренне уверены в том, что Православие - это "молиться, поститься и слушать радио "Радонеж", покупать свечки и какая-то "фофудья".
С ними никто не говорит.
n_ermak
16 июл, 2012 15:47 (UTC)
Из френдленты
"Я часто пишу о "черном ПИАРе, применяемом против православия, и в самом "православии", как форме информирования и миссионерства. Я очень против его, за что забанен на всех блогах Кураева, Фролова, и их последователей. Черный ПИАР да же в применении для благих целей бывает всегда разрушителен. Кураев вполне хлебнул его, в последние месяцы, от своих последователей, и так и не смог доказать им, что против него - то "черный ПИАР" не надо применять - так как он его и ввел в обиход скандал - миссионерства.
Но сегодня разговор о "белом ПИАРе" и откровенно мне скажите - он Вам нравится? Я отвечу за Вас - конечно нет! И особенно он не нравится в подражании тому государственному "белому" ПИРАу, который перехлестывает, через края СМИ.
Последнее время официальные православные СМИ, сосредоточились, и вроде поняли, что надо больше рассказывать доброго и хорошего. Правильно ли это? Правильно в рамках приличного и каноничного. Мы же сами видим, как не прилично ПИАРиться на богатстве, когда в стране чуть не половина населения за чертой бедности, ка не прилично ПИАРиться, на успешности, когда все в кризисе и он только затягивается. Совсем не прилично ПИАРиться на несчастьях, когда люди страдают, а мы начинаем восхваляться и выставляться. при этом четко имея "установку", как к этому относится 10 Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать. (Лука 17)
Понятно ли это православным СМИ, все время берущим пример со СМИ государственного, пользуясь его приемами и методами? Не таким оно должно быть как мечущиеся в разные стороны не православные СМИ ! Не нужен православию вообще никакой пиар! ПИАР это всегда ложь. И СМИ, православные должны быть спокойными, больше рассказывающие о прихожанах, а не о клириках, больше любящие скромность, чем самовосхваление. И конечно нужно помнить, что неумеренный "белый ПИАР", легко превращается в "черный", перейдя тонкие грани дозволенной совестью скромности."
http://mixmaxov.livejournal.com/642541.html

Показалось созвучным Вашим мыслям.

auvasilev
16 июл, 2012 19:01 (UTC)
Re: Из френдленты
Ну, да, возможно. вы правы и какие-то созвучия есть, хотя и с большим количеством оговорок. Единственно, здесь, как и почти везде сейчас, путается крайне полезный и эффективный демократический инструмент PR с тупой и примитивной рекламой. Но это так, частности и просто не очень высокий профессионализм автора текста в этом конкретном вопросе, что никак не умаляет его правоты во многом прочем.
ibondar_altilan
17 июл, 2012 05:08 (UTC)
Опять читал пейджер. Много думал:)
Мне кажется, что лекарства нет, потому что нет и заболевания. Просто это борьба расширенных фенотипов, экспансия другими, ментальными, средствами, присущими только человеку. Да Вы сами об этом говорите: "Выкорчевать полностью чужое миссионерство всё равно не выйдет". Как этому напору противостоять? Наверное, так же как и грубой внешней физической силе - записаться в секцию самбо, т.е. формировать собственные убеждения, адекватные вашему мироощущению, например, способность критически оценивать окружающее и себя. Помочь детям и близким на этом пути, разъяснять это везде и всюду... стоп! Кажется, я тоже начал миссионерить (или миссионерничать?).
auvasilev
17 июл, 2012 08:55 (UTC)
Миссионерить. Да, конечно, Вы правы. Только, то, что все мы умрем, еще не повод сейчас же пойти и застрелиться. Хотя, иногда и очень хочется.
ibondar_altilan
18 июл, 2012 04:40 (UTC)
После долгой внутренней борьбы от дальнейших комментариев удержался, но вот удержаться от того, чтобы похвастаться, что удержался от комментариев, не смог :(
auvasilev
18 июл, 2012 09:25 (UTC)
Ну, не знаю.. Не уверен, что долгая внутренняя борьба по такому поводу всегда полезна для здоровья... Может, лучше было бы не удерживаться?..
( 9 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

вторая
auvasilev
Васильев Александр Юрьевич
http://vasilev.su

Latest Month

Октябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Разработано LiveJournal.com
Designed by yoksel