Васильев Александр Юрьевич (auvasilev) wrote,
Васильев Александр Юрьевич
auvasilev

6.17

Иногда смотрю «Культурную революцию» Швыдкого, редко целиком, но это не вина передачи, да и вовсе не о ней я сейчас. Случайно наткнулся на сцену, где Быков и младший Кончаловский в главных ролях обсуждают проблемы экранизации классики, право на собственную версию, новаторство, интерпретацию и тому подобное. Первым естественным желанием было тут же переключить канал. И дело не только в том, что я как-то особо неуважительно отношусь к названным людям. Отношусь как раз вполне терпимо, они, возможно и не самые большие философы, но люди не тупые и не мерзкие и в том, чем занимаются, достаточно профессиональны. Просто сама тема, которая заинтересовала меня больше пятидесяти лет назад, когда мама повела меня в Большой на оперу «Руслан и Людмила». Это был не первый мой театральный опыт, но впервые я увидел воспроизведение методами иного искусства интерпретацию уже до того известного произведения. Со стыдом признаюсь, что выдержал не более час ( а там одна увертюра минут на тридцать), потом уснул сладким детским сном. Но проблема обозначилась на всю дальнейшую жизнь, за которую и прочитано, и продумано, и написано по этому поводу было мною немерено. И не то, что за эти годы я открыл, хотя бы только для себя, что-то уж очень принципиально новое или оригинальное, просто в некий момент стало ясно, что лично я просто растерял практически все вопросы, возможно, так и не найдя большинство ответов. Если то, что я потреблял в данный момент, от пьесы до балета, от картины до оратории, от поэмы до фильма, да хоть от наскальных рисунков, до написанной по их мотивам симфонии, являлось по моему пониманию произведением искусства, то все остальное имело второстепенное значение. А если не являлось, то не имело никого значения вовсе. А все остальное можно обсуждать бесконечно, и обсуждение даже способно стать отдельным произведением, возможно, в исключительных случаях, того же самого искусства. Но, боюсь, при всем уважении, не в споре между Быковым и Кончаловским, даже с участием собаку съевшего на данной теме Швыдкого. Но вот что заставило меня некоторое время не переключать канал и даже начать вслушиваться в аргументацию собеседников. Просто, в как-то момент, особенно когда Быков сказал, что , остальным не надо, а вот, уж Бог с ним, лично Канчаловскому он готов разрешить и простить любую новаторскую интерпретацию классики, показалось, будто начнется интересный и конкретный разговор о конкретных личностях и конкретных произведениях. Не произошло. Обидно. Хотя разговор этот столь же бесконечен и не способен привести к однозначным решениям, как и прочие подобные. Однако помогает определить, что же именно каждый из участников дискуссии понимает как искусство. И тогда хотя бы становится понятным, о чем вообще и с кем можно разговаривать на такого рода темы. Вот для меня, например, лучший «Гамлет», это «Розенкранц и Гильденстерн» Стоппарда. Не пьеса в переводе Бродского (в оригинале я, стыду своему, такие тексты читать не могу) а именно фильм. И можно тут рассуждать сколько угодно, и про прием, и про его уместность, и вообще высказать миллион умных мыслей, что постоянно и делается, и это очень хорошо. Но если человек скажет, что фильм плохой, или, пусть он замечательный, но к настоящему «Гамлету» имеет всего лишь косвенное отношение, то я сразу пойму, что дальнейший диалог бессмысленен, а это сэкономит большое количество сил и времени. Или, обратный пример – «Обитаемый остров» Бондарчука. Короче, вы меня понимаете. Единственное, что еще хочу заметить, возможно не очень кстати, но давно хотел, а, боюсь, что другого случая не представится. Швыдкой, конечно, молодец. При всех неисчислимых недостатках телевизионных говорильных программ вообще, и «Культурной революции» в частности, он делает очень хорошее (чуть было не написал «полезное», но вовремя остановился, так как понятие полезности в подобном с годами становится для меня все более и более сомнительным) дело и надеюсь, что где-нибудь и когда-нибудь ему это зачтется.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments