?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

N. N. прекрасный человек.

Моя действительно, наверное, не самая приятная манера, в ожидании новостей во время завтрака хаотично нажимать на кнопки пульта от телевизора, постоянно критикуется домашними. Но, тем не менее, иногда она бывает случайно и неожиданно полезной. Вот сегодня на канале «Домашний» нарвался на любопытную передачу под вовсе не для меня приспособленной рубрикой, что-то такое, типа «Из жизни звезд». Сразу бы переключился, но там была заявлена тема «что стало нынче с бунтарями прошлого», и я решил ненадолго задержаться.

Разговор зашел о Сергее Бугаеве, который «Африка», Гарике Сукачеве, Татьяне Романенко, которая Тутта Ларсен, ещё о ком-то подобного уровня и манер. Самая что ни на есть ныне сервильная и конформистская публика. Прямо тошнит. Ну, имею в виду, понятно, меня конкретно тошнит от всей этой компании, а там, не знаю, мнения своего не навязываю. Однако, относительно сервильности и лояльности, тут не мнение, тут факт. Вот я и задумался. А чего это так?

Конечно, проще и легче всего объяснять происходящее естественными возрастными процессами. Ведь действительно классик давно прекрасно и на самом деле абсолютно справедливо и точно сформулировал:

Блажен, кто смолоду был молод,
Блажен, кто вовремя созрел,
Кто постепенно жизни холод
С летами вытерпеть умел;
Кто странным снам не предавался,
Кто черни светской не чуждался,
Кто в двадцать лет был франт иль хват,
А в тридцать выгодно женат;
Кто в пятьдесят освободился
От частных и других долгов,
Кто славы, денег и чинов
Спокойно в очередь добился,
О ком твердили целый век:
N. N. прекрасный человек.

Так-то оно так. И всё же, не только так, не всегда так и не совсем так. Вернее, не всегда совсем так. И история знает, даже самая новейшая и близкая к нам, и я лично знаю, и вы, наверняка, знаете совсем другие случаи. Когда жил себе человек, жил не тужил, в полной гармонии и с самом собой, и с окружающим миром, как бы тот не был суров, несправедлив, да и просто порой страшен. А потом вдруг из совершенного конформиста к полному удивлению окружающих и внешне совсем неожиданно превращался в бунтаря и закусывал удила. Не стану сейчас называть конкретные фамилии, потому что иначе мы сразу же утонем в частностях и подробностях, но то, что это не такая уж и редкость, надеюсь, никто спорить не станет.

И потом, конечно, любые обобщения грешат уж очень большой неточностью, поскольку каждый человек и каждая судьба слишком индивидуальны. Одно дело, физик-ядерщик, превратившийся в знамя диссидентов. Другое – солдат, вступивший на фронте в партию, ставший потом членом её высшего руководства, но трагически переживший крушение и трансформацию своего мировоззрения. И совсем третье, например, моя мама, комсомолка военного времени, учительница начальных классов, начавшая воспринимать реальность совершенно иначе только к годам к пятидесяти, когда у неё появилась возможность и время читать книги, о существовании которых она до того даже не подозревала.

Но против примитивной статистики не попрешь. Кроме Шевчука, кстати, в смысле творчества отнюдь не самого мною любимого музыканта, исключая совершенно отдельную историю про ненамеренно гениальную «Осень», где «жгут корабли», остальные, из «поколения дворников и сторожей», самые что ни на есть духовные мятежники, от Кинчева до Макаревича и от Гребенщикова до Гаркуши, превратились, по грустному определению одного из моих и их сверстников, в «чрезвычайно гниловатых типов». Что даже их страстный всегдашний адвокат Тёма Троицкий не смог в конце не признать и от чего даже он несколько приуныл.

И вот тут я ещё, знаете, что хотел бы отметить, за что заранее прошу извинения у искренних почитателей памяти Виктора Цоя, у меня почему-то есть уверенность, что доживи он до сегодняшних дней, стал бы на выборах доверенным лицом Путина без малейшего внутреннего конфликта и сомнений.

С годами мне всё меньше хочется копаться в чужой психологии, тут и со своей-то не знаешь, как разобраться. Потому не стану выстраивать каких-либо стройных и многозначительных теорий, а просто предположу.

На мой взгляд, все эти люди просто отрыжка советской власти, которые тогда бунтовали исключительно в ситуации, когда личное бытовое неудобство и недовольство им, они воспринимали как тягу к свободе. И окружающие по ошибке воспринимали это так же. А стремились они не к свободе, а к собственной, личной вольности, понятие же общей свободы, как таковой, им было изначально неведомо, и так до конца ведомо не стало.

Потому совершенно не понятно, какие проблемы, когда нынче им никто не мешает носить кольцо в носу, рисовать и даже выставлять в Третьяковской галерее какой-то свинячий бред и петь хоть с утра до вечера любую заумную заунывность без всякого худсовета. И главное, чтобы только вот этого их не лишили, да ещё возможности ездить за границу без выездной визы и комиссии райкома партии.

А остальное там, судьбы страны, мира, демократии этой долбанной, и прочая абстрактная чепуха от базона до марсохода, их не просто не колышет. Они в любом протесте видят, и откровенно об этом говорят, всего лишь угрозу вот этому своему собственному комфортному существованию, которое и считают истинной свободой. Даже не беру момент чисто корыстный, ненавижу считать чужие деньги, потому не о примитивной материальности, а ограничиваюсь всё же только мыслями и чувствами

Вы знаете, вот минут, наверное, всего пятнадцать пописал на эту тему, попытался что-то сформулировать, а меня опять, прошу прощения за натурализм, затошнило в самом прямом и натуральном смысле. Господи, каким же откровенным дерьмом оказалось подавляющее количество моих современников, многие из которых были даже моими знакомыми, а некоторые и приятелями. Тот редкий случай, когда с величайшей горечью вынужден признать, что многие нынешние, неизмеримо от меня во всех отношениях более далекие, всё-таки именно нравственно мне гораздо ближе.

Обидно.

Comments

( 26 комментариев — Оставить комментарий )
pripadok77
11 авг, 2012 18:54 (UTC)
удивительно - насколько поддерживаю, являясь в прошлом дичайшим фанатом и "кина" и "алисы".
auvasilev
11 авг, 2012 19:03 (UTC)
Фанатом не был, но большим любителем -однозначно. И с Константином и с Виктором не близко, но приятельствовал, относился к ним почти нежно.
naigoro
11 авг, 2012 18:55 (UTC)
Более чем согласен.

И, ох, опять буду надоедать своими обобщениями, ибо опять упомяну через запятую Гребенщикова и Познера. Мне кажется, у них всё было ровно одинаково неплохо на известном направлении уже в начала восьмидесятых точно. Ну, у второго и того раньше, ясное дело. В этом пустоватый плагиатор Гребенщиков, который только и старался всю жизнь быть интеллектуально неуловимым, отличается и от Цоя, и от Кормильцева (вот это бунтарь, не то, что его бывший соратник Бутусов, абсолютно приручаемый любой властью), и даже от глуповатого Кинчева, который в глуповатости своей был хотя бы искренним. Бунтарь, впрочем, не может быть слишком мелок в своем бунте, потому две трети русским рок-икон просто не дотягивают до позиции бунтаря.

В итоге забавным образом бывшие нон-конформисты типа Сукачева и бывшие комсомольские бутафоры типа Шахрина дрейфуют в одну сторону, и теперь их не различить. Шахрин вдруг стал казаться более настоящим, чем раньше, а неуправляемые "бунтари" - наоборот. Примитивная, но резонная мысль: настоящий бунт не может целиком покоиться на алкоголе и наркоте.

Российская рок-публика замечательна тем, что столь упорное выстраивание имиджа интеллектуально неуловимого никогда не доводит до статуса неуловимого Джо, которого никто не ловит. Аура сохраняется, питаясь ленью ума поклонников.

Вот насчет Цоя не знаю. Видимо, он буквально не мог дожить до этого времени. А если не лениться и покопаться в ощущениях - думаю, что если бы он вызрел из мачо-образа во что-то более интересное (да и не принято как-то долго висеть на одном образе), то мог бы и стать бунтарем не хуже Шевчука. А вот всевозможные крутые мачос - группа 100%-го риска по части приручения. Все "крутые пацаны" - на поводке и лижут сапог. Не знаю, в чем дело там.

Приложение

Цитирую себя из фейсбука, реакция вот на это:
Русские музыканты о Pussy Riot

Однако, Диане Арбениной спасибо. Самойлов - вот не ожидал, и ему спасибо.
Диме Билану - спасибо, но только поротому.
Лагутенко, Пресняков, Буланова - вслед за четой пригожиных, и, увы, Скрипкой, получите свой фак.
Кстати, Титомиру спасибо за краткость и откровенность. Он сказал просто "я говно, идите ** ***". Лагутенко ответил по сути так же, но по форме - вылил на говно три флакона освежителя. Интеллигент, когда присаживается в подворотне, два часа объясняется перед гульками.

auvasilev
11 авг, 2012 19:09 (UTC)
Ну, не хочу копаться в мелочах, просто дождь и плохое настроение, однако в частностях очень во многом с Вами не согласен, а по существу, Вы, конечно же, абсолютно правы.
Кроме, пожалуй, несколько излишне многозначительного фатализма относительно Цоя, но и тут спорить не хочется. Дождь.
naigoro
11 авг, 2012 20:17 (UTC)
Справедливости ради: ну я тоже не высокопарно думаю насчет Цоя, конечно. Просто у меня как обычно - оправдательный уклон срабатывает...
Три дня назад сгорела в своей квартире моя бывшая коллега по радио, в последние годы почему-то преобразившаяся в активнейшего проережимного блоггера... Ну вот я и первым делом подумал, что она была в этом какой-то ненастоящей, хотя все, кто ее знает, не сомневались... Остался со своими подозрениями.
auvasilev
11 авг, 2012 20:44 (UTC)
Женщину, которая сгорела, мне безумно жалко совершенно вне зависимости от направленности её блогерства. А в остальном нет и малейшего желания разбираться в оттенках дерьма, кто там настоящий, а кто сомнительный. Блевать тянет от них всех абсолютно одинаково.
naigoro
11 авг, 2012 20:46 (UTC)
Да, я, ясное дело, в шоке - вспоминаю былое и человека жалко. Так совпало просто...
vidasya
11 авг, 2012 19:00 (UTC)
А Вы могли бы о своей маме написать? Интересно такое читать, когда просто о простых людях из той непростой эпохи.
auvasilev
11 авг, 2012 19:13 (UTC)
Я, по-моему, писал уже где-то кое-что, постараюсь посмотреть и прислать Вам ссылку. А если нет или не найду, то, в принципе, пишу сейчас книгу о той эпохе, пометил Ваше письмо, когда будет текст, напишу. Спасибо за интерес.
valentina_ak
13 авг, 2012 14:50 (UTC)
Я бы тоже хотела прочитать.
auvasilev
13 авг, 2012 16:25 (UTC)
И Ваше письмо пометил, тоже постараюсь не забыть. Рад был Вас увидеть у себя в Журнале, думал, вы давно перестали меня читать.
valentina_ak
13 авг, 2012 16:31 (UTC)
Спасибо.
Не читала, потому что долго была без компа. Теперь вот "мотаю" назад френд-ленту, читаю пропущенное.
auvasilev
13 авг, 2012 16:36 (UTC)
Уезжали? Извините, если вопрос назойлив.
valentina_ak
13 авг, 2012 16:46 (UTC)
Нет, после июньской поездки в Москву была в деревне безвылазно, сад надолго не бросаю :)
Имела хронические проблемы с компьютером - то одно полетит, то другое.
(Удалённый комментарий)
auvasilev
11 авг, 2012 19:18 (UTC)
Я лично, как ни странно, именно к Олегу Гаркуше относился с наибольшей теплотой, хотя по жизни, казалось, ничего более далекого от меня нет. А вышло, что в итоге "Гаркушей" оказался я, примитивный и расчетливый материалист, а он и подобные слились вместе со всем своим показным нонконформизмом в канализацию даже без характерного для этого процесса звука и шума. Так, застенчиво и тихонько, как не было.
(Удалённый комментарий)
auvasilev
11 авг, 2012 19:43 (UTC)
Не, ну, не в этом дело, не в прямом смысле "продаться". В конце концов, тот же Кинчев, Гребенщиков или Сукачев (я про Макаревича не говорю, поскольку там совсем иная тема, не про музыку, а про серьезный и совершенно отдельный бизнес)никому впрямую не продавались и ничего конкретного на своей лояльности не зарабатывали. Тут и просто дурость в смеси с трусостью, и прогибание именно на ментальном, холуйском уровне, совершенно не обязательно корыстном, что я изначально и отметил. А что, кто-то из упомянутых Вами "чисто клубных команд", хоть в мелочи воспротивился публично хоть малейшему дерьму? А что, мало подобного дерьма за это время было, в воспротивлении которому их голос был бы более чем уместен?
Впрочем, возможно, я по плохому настроению и в связи с этим излишней краткостью, не совсем внятен. Так что, если хотите, как-нибудь продолжим поподробнее.
(Удалённый комментарий)
auvasilev
11 авг, 2012 20:38 (UTC)
Ой, я Вас умоляю... Не знаю, насколько они падшие, по мне, так всякие хороши, но сравняться с тем, сколько бобы зарабатывают на мужиках, даже и не олигархах, вообще мало кто может...
А если серьезно, то конкретно Серёжа - полное нынче стал дерьмо, совершенно вне зависимости от заработков. хотя там на хлеб с маслом тоже хватает, но я уже многократно говорил, что терпеть не могу считать чужие бабки, мне своих вполне хватает.
А что журналисты не спрашивают, то это отмазка гнилая. Я не рок-звезда и меня вообще никто никогда ни о чем не спрашивал. Это не значит, что я должен шлангом прикидываться. А их тогда, когда они делали карьеру как "бунтари", вообще, не то, что не спрашивали, а мочили сразу за любое высказывание. И ничего, как-то умели донести своё мнение. А сейчас, их же, по сути, условных "коллег" в тюрьму сажают, а они даже супротив дыхнуть не желают. И даже в основном не по чистой трусости, поскольку именно "клубникам" практически ничего не грозит, а именно по внутреннему убогому паскудству...
Ладно, извините, чего-то я, право, сегодня слишком злой, давайте продолжим как-нибудь в другой раз, не хочется в раздражении наговорить лишнего.
(Удалённый комментарий)
auvasilev
11 авг, 2012 21:13 (UTC)
Да, ничуть, к огромному моему сожалению, Олег ничем от всей этой, как я их всех для себя называю, "оттаившей замороженной рыбы" не отличается... Всё, не хочу больше, простите.
uuvasilev
11 авг, 2012 20:09 (UTC)
А я вот тоже думаю только о своей собственной свободе, но как-то так получается, что она возможна только в свободном обществе. У тебя просто плохое настроение и дождь. И в прошлом, и в твоем, и в нынешнем поколении порядочных людей и дерьма примерно равное количество.
auvasilev
11 авг, 2012 20:40 (UTC)
Я в деревне числа до 25-27-го. Будет желание -приезжай.
uuvasilev
12 авг, 2012 09:48 (UTC)
Желание есть, пока возможности нет. Я до 20-го собаку пасу, мое семейство в Крыму. Потом постараюсь.
vetsog
12 авг, 2012 15:54 (UTC)
Ну что Вы. Пропорции очень разные и в разных поколениях и в разных временах и территориях.
serg_markov
12 авг, 2012 00:50 (UTC)
Ну, не все же ольшанские. Но стоило путину взять курс на ужесточение режима, как у многих из пишущей братии появились фразочки типа "мир не черный или белый, он серый" или "мне все равно надо писать" итп итд.
auvasilev
12 авг, 2012 08:53 (UTC)
А мир-то и в самом деле серый. Только я не вижу в этом причины непременно становиться серым в этом мире каждому человеку в отдельности.
serg_markov
12 авг, 2012 16:15 (UTC)
Конечно, серый. Но такие высказывания у части пишущей околополитической публики уже начались, и обоснование именно "серость" мира
auvasilev
13 авг, 2012 16:29 (UTC)
В обосновании собственного паскудства никогда ни у кого не было затруднений.
( 26 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

вторая
auvasilev
Васильев Александр Юрьевич
http://vasilev.su

Latest Month

Октябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Разработано LiveJournal.com
Designed by yoksel