?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Протестантская этика?..

В Польше проходит так называемый «марш примирения», в котором принимают участие потомки нацистов и их жертв. Порядка 300 человек идут от концлагеря Освенцим к другим лагерям смерти – Майданек, Белжец, Хелмно и Собибор. Акция была организована протестантской церковью с юга Германии совместно с польскими активистами.

«По словам одного из немецких участников марша, люди пришли принять участие в акции, потому что они являются потомками преступников, и таким образом хотят извиниться за деяния своих предков».

Они уже не первый раз ездят. До того и на Украину приезжали, и в Белоруссию, ещё куда-то… И это не какие-то официальные мероприятия на государственном уровне. Чистая самодеятельность. Вот выяснила пожилая уже женщина, что её дед работал в концлагере. Сам никого не сжигал и даже не охранял. Всего лишь электрик, устанавливал на заборе колючую проволоку под напряжением. И стоит эта женщина, и рыдает, и просит прощения у потомков жертв за своего деда.

Среди моих прямых предков я не знаю особых преступников или палачей. Так, всё больше по другую сторону рва или колючей проволоки они оказывались. Но никогда нельзя зарекаться, вдруг, не дай Бог, конечно, что-то такое позорное в моей родословной вскроется?

Вот относительно одного из «двоюродных» дедов, к примеру, имеются у меня некоторые подозрения. Уж очень большим человеком в погонах и уж в очень узкоспециализированной области он был, вполне к чему-то такому, крайне неблаговидному, мог иметь отношение. Как-то и мысли у меня в любом случае не возникло бы просить за него прощения у кого бы то ни было, даже если бы что-то совсем ужасное выяснилось, и даже если бы он был не двоюродным, а самым что ни на есть родным.

Ну, так это я. С одной стороны, существо довольно нравственно примитивное и совсем не верующее, а с другой – слишком зацикленное на идее абсолютно и исключительно личной ответственности. А эти протестанты, видать, как-то совсем по-другому устроены. Вот и ездят повсюду, и продолжают просить прощения за мерзости, совершенные их предками.

Или делать им совсем нечего, или мучает чего… Не знаю. Не понимаю я их совсем. Но, вы знаете, иногда ловлю себя на том, что немного завидую этим странным протестантам. А ведь я практически вообще никогда и никому не завидую…

Comments

( 21 комментарий — Оставить комментарий )
igo1947
22 авг, 2012 13:16 (UTC)
Есть здесь конечно и от протестанской этики. Но полагаю больше от искренней Веры и более-менее сложившегося гражданского общества.
(Удалённый комментарий)
auvasilev
22 авг, 2012 17:04 (UTC)
Простите, но мне вряд ли удастся кратко ответить на Ваш вопрос, относительно моих взглядов на происхождение протестантской этики. Дело в том, что именно протестантизму, точнее, конечно, не всему, а только, в основном, Лютеранству и Кальвинизму, посвящен главный, видимо, из написанных мною романов. Называется «Последняя перестройка». Я ни в коем случае не рекомендую его читать, он довольно большой, мало увлекательный и довольно сложный для восприятия, но упоминая о нем, я просто пытаюсь объяснить, почему не смогу коротко и компактно написать ещё раз о том, чему посвятил ни один десяток лет.
(Удалённый комментарий)
auvasilev
22 авг, 2012 18:35 (UTC)
Не надо ничего искать, у меня в "профиле" есть ссылка на мой сайт, где всё выложено.
elka_sh
22 авг, 2012 18:30 (UTC)
Обычно считается, что чувство вины очень сильно развито у католиков, а не у протестантов.) Вот и я чувствую вину за всю советскую власть... Я серьёзно.
auvasilev
22 авг, 2012 18:33 (UTC)
Если серьезно, то, в таком случае, я и Вам несколько завидую. Моя совесть тут не срабатывает, ну, вот малейшей вины не ощущаю. Видать, совсем не католик...
vetsog
23 авг, 2012 01:48 (UTC)
А один из «двоюродных» дедов, это не тот, который говорил: "Я заслужил"?
auvasilev
23 авг, 2012 09:01 (UTC)
Да. Но уточнять бы не хотел.
vetsog
24 авг, 2012 02:25 (UTC)
И не надо уточнять, все понятно. Спасибо.
deddon
23 авг, 2012 07:34 (UTC)
Интересно, а Чаадаев, Огарёв, Салтыков-Щедрин – они католики или протестанты?
auvasilev
23 авг, 2012 09:22 (UTC)
Ну. что касается Михаила Евграфовича, думаю, несмотря на очень уж критическое направление его ума и таланта, особенных внутренних противоречий с традиционным православием у него всё же не было. С Огаревым сложнее,его в определенные периоды жизни бросало в разные крайности, на мой взгляд, более в сторону определенных протестантских течений. С Чаадаевым ещё сложнее, там были серьезные мистические искания, больше, опять же, на мой взгляд, направленные в сторону католицизма. Впрочем, на практике ни тот, ни другой так решительно с православием в общем-то и не порвали. О Чаадаеве, кстати, есть на эту тему отдельное и специальное, довольно любопытное, хоть и не бесспорное, исследование Гершензона.
Но, честно говоря, всё это ровно никакого не имеет отношения к тому, что я хотел сказать об этих постоянно просящих прощения за своих предков немцах.
deddon
23 авг, 2012 10:08 (UTC)
В моём вопросе, собственно, и католики и протестанты упомянуты были, чтобы подчеркнуть ироничность вопроса. По-моему, здесь совершенно не имеет значения принадлежность к какой-либо конфессии. Просто упомянутые мною лица, также, как и упомянутые вами немцы, испытывали чувство стыда за те безобразия и бесчинства, которые творил народ, к которому они принадлежали, и они не стеснялись об этом говорить. Думаю, что и вы испытываете неловкость за то, что солдаты Суворова ходили по Варшаве с поднятыми на штыках младенцами, за тысячи изнасилованных полячек и немок в 1944-1945 годах, за трёхсотлетнее притеснение и попытки уничтожения украинского языка и многое другое, но просто ХОТИТЕ ВЫГЛЯДЕТЬ эдаким циником, находящимся выше таких небылиц, как совесть.
auvasilev
23 авг, 2012 11:54 (UTC)
Жаль, если Вы мною написанное так понимаете. Для меня как раз такое понятие, как совесть, является отнюдь не небылицей, а одной из самых высших ценностей. Но за солдат Суворова я неловкости не испытываю. Как и ни за что другое, в чем лично не виновен или чего лично не мог предотвратить. Вот если имел хоть какую-то возможность, но даже не пытался, тогда да, тогда стыдно. Я говорю о своих личных ощущениях, они таковы, что тут лицемерить. Но при этом я и на других накладываю исключительно личную ответственность. и мне в голову не придет обвинять ту женщину, что рыдала на марше в Польше, за преступления ее деда. Я её вины не чувствую. А она, видимо, чувствует. Понять я этого не могу, но отношусь с уважением и даже некоторой завистью. О чем и написал. И не вижу в написанном мною никакого цинизма.
deddon
23 авг, 2012 12:29 (UTC)
…я неловкости не испытываю. Как и ни за что другое, в чем лично не виновен или чего лично не мог предотвратить.
И желания осудить не возникает?
auvasilev
23 авг, 2012 12:45 (UTC)
Кого осудить-то? Деда, который монтировал оборудование в Освенциме, или его внучку, которая просит прощения за деда?
И вообще, при чем тут осуждение? От того, что я не чувствую своей личной вины за преступления совершавшиеся и совершающиеся всем человечеством, следует вывод, что я их приветствую? У меня тут недавно сосед нос жене по пьяни сломал. Так я не просить за него прощения у его жены пошел, а набил ему морду.
deddon
23 авг, 2012 17:51 (UTC)
Вот-вот. Уже теплее. Как раз об отношениях соседей. Есть два соседа – народы русский и украинский. И один народ более 300-т лет колонизировал соседа, запрещал ему говорить на родном языке, в элиту метрополии допускались только лица, изучившие язык метрополии и т.п., характеризующее обычные отношения метрополии и колонии. Причём все эти гадости делались «по-родственному», по-братски. И, сейчас, когда колониальным отношениям между соседями пришёл конец, один из соседей никак не успокоится, мучают его фантомные боли по отрезанной части империи. Вы, между прочим, являетесь представителем этого сообщества. Не чувствуете ли вы себя причастным к омерзительной практике этого сообщества, не возникает ли у вас чувство стыда за своё окружение, не желаете «с носака» врезать этому сообществу под дых и сказать вослед за Маяковским: "Москаль, на Украину зубы не скаль"? И извинится перед украинским народом, как и подобает homo sapiens, живущему среди дикарей. Или ваше чувство сопричастности не простирается дальше подъезда вашего дома?
basov_sergei
23 авг, 2012 18:13 (UTC)
Там вся Украина с ума сошла или только Вы?
auvasilev
24 авг, 2012 01:40 (UTC)
Среди многих моих предков многих национальностей была такая прабабка, Лидия Моисеевна Лифшиц. Она очень рано, как особо талантливый ребенок, когда ей ещё не было двадцати, с блеском окончила Харьковскую консерваторию по классу фортепиано и уехала с гастрольным туром по Европе. А через некоторое время, в 1905-м, на Украине начались еврейские погромы и всю огромную, многодетную семью моей прабабки убили. Всех, подчистую, от стариков до малых детей.
У меня по этому поводу нет претензий ни к украинскому народу в целом, и я не считаю, что опять же весь украинский народ должен просить по этому поводу у еврейского. У меня нет претензий ни к кому из украинцев лично, и я не считаю что кто-то из украинцев, даже если он прямой потомок тех погромщиков, должен за что-либо просить прощения лично у меня.
Я сам несу ответственность только за свои собственные поступки и к другим предъявляю претензии только за их личные поступки. И не перекладываю ответственности ни на народы, ни на поколения, ни на предков, ни на потомков.

deddon
24 авг, 2012 11:09 (UTC)
«я не считаю что кто-то из украинцев, даже если он прямой потомок тех погромщиков, должен за что-либо просить прощения лично у меня.»
Понятно, что не лично у вас. Ведь немцы, о которых вы писали, не просят прощения у кого-либо лично. Просто, если этот потомок не почувствует необходимость извиниться, то это говорит о вполне возможном рецидиве.
«Я сам несу ответственность только за свои собственные поступки и к другим предъявляю претензии только за их личные поступки.»
То-есть, вы не чувствовали своей ответственности, за то, что во время антигрузинской компании, умер в аэропорту старик-грузин, проживший всю жизнь в России. Вы не чувствуете своей ответственности за нагнетание антиукраинской истерии. Вы не считаете нужным обратиться к грузинам, к украинцам: «Дорогие друзья, это имперская политика правящей банды, ничего общего не имеющая с настроениями необолваненных пропагандой русских людей. Мы были и останемся друзьями, и будем бороться с этим маразмом. Извините нас за то, что мы не можем остановить эту вакханалию».
И, действительно, вы лично тут причём? Вы же не можете отвечать за всех. Вам там в своём подъезде (под корягой) тепло и уютно. Только вот эти немцы, ежегодно приезжающие в Польшу… Нет, пусть себе едут, но… какой-то дискомфорт ощущаете, раз заговорили на эту тему. Что-то где-то скребёт? Так нет же. Ваши предки, да и не только предки, современники тоже отчебучивают, а вы-то тут причём?
Что ж – ничто ни ново под луной. (с)
«Когда они пришли за коммунистами, Мне было все равно, я не коммунист. Когда они пришли за эсэрами, Мне было все равно, я не эсэр. Когда они пришли за профсоюзами, Я не протестовал, ведь я не профсоюзный деятель Когда они пришли за евреями, Я молчал, я ведь не еврей. А когда они пришли за мной, Некому было больше протестовать.»(с)
А, вообще-то, вы ведь честный благородный человек. Вон и морду соседу-алкоголику набили. Тут вот вопрос подбрасывают (с): А, если бы вашим соседом был Валуев или Кличко? М-да…
Успехов в вашей благородной борьбе с последствиями алкоголизма в вашем подъезде!


auvasilev
24 авг, 2012 11:29 (UTC)
Вы, видимо, просто не читали ни книги мои, не статьи. И я Вас совершенно не призываю этого делать. Но рекомендую всего лишь, если Вы составляете о ком-то мнение, постараться получить на то более оснований. В частности, относительно российско-грузинской войны я написал несколько десятков статей, правда, обращенных, в основном, к российским гражданам и к российскому правительству. И в демонстрациях участвовал именно на эту тему участвовал. И ещё очень многое другое. Вы хотите со мной помериться относительно активности жизненной позиции? Давайте. Хотелось бы тогда для начала узнать, сколько раз Вы выходили на улицу, сколько раз Вас задерживала полиция, каков объем Ваших политических публичных выступлений и т. п.

Подробный же отчет о моей деятельности такого рода представлен на многих тысячах страниц и этого блога и сайта, где выложены мои книги.

Так что, "я не протестовал", это про кого-то другого. Просто, Вы постоянно путаете протест и чувство личной вины за других людей. Для того, чтобы сочувствовать кому-то, быть на стороне кого-то, помогать кому-то, мне совершенно не нужно испытывать перед ним чувство вины, достаточно считать, что он прав или незаслуженно обижен.
deddon
24 авг, 2012 12:56 (UTC)
«Вы хотите со мной помериться относительно активности жизненной позиции? Давайте.»
Ну, вот. Взрослый человек, а туда же – пиписьками меряться.
«Для того, чтобы сочувствовать кому-то, быть на стороне кого-то, помогать кому-то, мне совершенно не нужно испытывать перед ним чувство вины, достаточно считать, что он прав или незаслуженно обижен.»
Тут вы тысячу раз правы, но, если ваше сочувствие, ваша попытка помочь не достигают результата (соседом оказался Валуев), тот, кому вы сочувствуете и пытались помочь, всё равно обижен, избит, убит, вы и тогда не чувствуете своей вины и не считаете нужным признать, что вы пытались помочь, но НЕ СМОГЛИ. «Знаете,- говорите вы соседской жене, - я тебе сочувствую, но «против лома нет приёма», и моей вины тут нет – «моя хата скраю», вы уж там сами разбирайтесь», я-то не бил, чего мне извиняться.
«я написал несколько десятков статей, правда, обращенных, в основном, к российским гражданам и к российскому правительству. И в демонстрациях участвовал именно на эту тему участвовал. И ещё очень многое другое.»
Но дедушка в аэропорту умер. Ваше правительство его убило, а ваше общество, ваш народ и ваше сочувствие НЕ СМОГЛИ его защитить. И вашей вины тут нет - «ваша хата скраю»? И извиняться перед грузинами не нужно?
Тут конфессиональная принадлежность непричём. Тут натуральная толстокожая совьецкая этика – «вот при цицилизьме хорошо было, и мы на курорт с Машкой каждый раз ездили в Сочи». А миллионы загубленных душ в Гулаге? «А мы причём? Мы в это время колбасу по 2-10 кушали. Какая наша вина?».
( 21 комментарий — Оставить комментарий )

Profile

вторая
auvasilev
Васильев Александр Юрьевич
http://vasilev.su

Latest Month

Август 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Разработано LiveJournal.com
Designed by yoksel