?

Previous Entry | Next Entry

Довольно часто сажусь на электричку в подмосковном городке, где расположен один из самых элитных технических ВУЗов страны. И обычно на платформе и в вагоне много студентов. Ребята довольно стандартные, впрочем, понимаю, что тут я субъективен, но вот количество девушек изумительной красоты порой зашкаливает.

И стоит такая стайка нежнейших произведений искусства с ангельскими личиками, и от умиления и восхищения плакать хочется… Пока они не раскрывают рот. А когда раскрывают, то чаще всего слышится такой отборнейший мат, что любо-дорого, причем обязательно на такой громкости, чтобы заглушить шум пролетающих мимо поездов. При этом и жестикуляция соответствующая.

Тут, прежде всего, хочу предельно четко и точно обозначить предмет разговора. Я и сейчас не великий пурист в этом отношении, а уж в юности и вовсе, прямо скажем, матерился как извозчик. То есть, скорее, как бригадир портовых грузчиков, с должности которого, собственно, и начинал свою трудовую карьеру.

И много чего мне пришлось пережить, и просто много лет потребовалось для того, чтобы я понял, насколько русский мат является, хоть и абсолютно органичным для нашего человека, но слишком серьезным и эффективным инструментом. Не оружием, конечно, но где-то, порой, на грани, как, например, топор. И пользоваться им нужно, прежде всего, умело, кроме того, по назначению и с соблюдением всех правил техники безопасности. Скажем, топором тоже можно и гвозди забивать, и орехи колоть. Но всё же, при малейшей возможности для этого следует применять молоток и специальные щипцы.

И в моей юности немало было таких самых изящных и утонченных девушек, которые при случае могли завернуть многоэтажным по самому высокому классу. Но тут всегда были несколько принципиальных нюансов. Только в своей компании, только с равными по всем параметрам, особенно по возрасту, и ни в коем случае не в общественном месте во весь голос.

Впрочем, последнее всегда относилось отнюдь не только к мату. Умение и вести себя и разговаривать, даже в большой и веселой компании, на публике, в наше время безошибочно отличало даже не приблатненную, а такую, пусть и слегка ещё, но всё-таки люмпенизированную молодежь из предместий от людей, которым возможно, и далеко ещё было до интеллигентности, но которые, по крайней мере, когда-нибудь собирались до неё дорасти.

И тут дело даже не столько в правилах приличия, сколько в уважении к чужому приватному пространству, в которое и в голову не приходило вторгаться со своими правилами. Мы старались сделать так, чтобы окружающие получили от нашего присутствия минимум неудобств и, следовательно, обращали на нас минимум же внимания, а перед условно «люберецкими» всегда стояла принципиально противоположная задача.

Нет, я отнюдь не хочу сказать, что произошла большая люмпенизация. Вообще, каждый вменяемый человек прекрасно знает, что все эти вечные разговоры, типа, вот в наше время молодежь была, не чета нынешним, неизбежно носят оттенок старческого слабоумия, я же стараюсь ещё по мере сил держаться. Но вот то, что произошло некоторое стирание и размывание границ того, что определялось, если не как интеллигентный, то, по крайней мере, как элементарно воспитанный человек, относящийся к определенному культурному слою, это для меня несомненно. И стирание таковое произошло, с моей точки зрения, не в самую благоприятную сторону.

Не предместья подтянулись к центру, а центр начал потихоньку расползаться и перенимать манеры предместий.

Comments

( 21 комментарий — Оставить комментарий )
roma_nowa
27 авг, 2012 14:02 (UTC)
Да, матерящиеся красотки на остановках - это явление чисто сегодняшнее.
А стерты границы воспитанности отчасти тем, что в школе воспитанием заниматься перестали (вроде, сейчас начинают снова).
И детям внушили тезис про их права, не объяснив про обязанности. Вот поэтому они на замечание про неуместность мата говорят: "А я имею право говорить так, как хочу!"
uuvasilev
27 авг, 2012 19:20 (UTC)
Как-то в школе после того, как некий мальчик громко выматирился, была устроена беседа на тему, что ругаться матом нехорошо, и девочка-шестикласница в недоумении произнесла: "А мой папа по другому не говорит". Как объяснить ребенку, что материться плохо, когда самый близкий ему человек по-другому разговаривать не умеет?
vetsog
28 авг, 2012 02:48 (UTC)
Вам, конечно, виднее, я в школе не преподавал.
Но это вечная стандартная отговорка, что, мол, "не виноватая я, это меня среда такой сделала". В 11 лет уже можно и свою голову включать, а не сваливать все на своего папу.
uuvasilev
28 авг, 2012 08:18 (UTC)
Насчет того, что в 11 лет можно свою голову включать, я с Вами совершенно согласен. Но я о роли школы в воспитании. Если я говорю пятнадцатилетней девочке, что курить вредно, а она мне отвечает, что ее мама с четырнадцати лет курит и она здоровая и красивая, то этично ли мне, учителю, говорить ей, что ее мама дура и через пять лет станет больной и страшной? Тем более, что может станет, а может нет.
vetsog
29 авг, 2012 05:49 (UTC)
Непросто это, согласен. Сказать ей, что ли, что ни один некурящий мальчик с ней целоваться не будет?
roma_nowa
28 авг, 2012 07:11 (UTC)
Аналогичный пример приведу: на остановке девочки громко разговаривали матом (они даже и не матерились). А на замечание старушки ответили: "Как где такое слышали? Да родители только так и говорят у меня!"
Но тут хочу заметить, что матерящиеся родители те же 50-40 лет назад строго-настрого запрещали это делать своим детям.
И вполне убедительные аргументы для этого находили. И ведь действовало))
И это не "двойная мораль", а определение границ допустимого и недопустимого.
uuvasilev
28 авг, 2012 08:14 (UTC)
Допустимого или недопустимого чего? Мне, мол, можно, я взрослый, а тебе нельзя, ты маленький? Вот вырастешь и тогда матерись не здоровье?
Я еще могу допустить мат в чисто мужской компании, но взрослые мужчины, матерящиеся при женщинах и собственных детях меня тоже не устраивают, а уж женщина, матерящаяся при дочери, но ей это запрещающая - вообще дико.
roma_nowa
28 авг, 2012 09:50 (UTC)
Для меня мат дик вообще. Нигде, ни в каком виде.
Но тормоз "ты маленький, тебе нельзя" он если и не самый лучший, но хоть какой-то.
Воспоминания из школы. Мальчишки четко делили девчонок на тех, при ком можно материться, при ком - нельзя.
При мне было нельзя.
А тех, при ком было можно, они не очень уважали...
Сейчас даже не знаю, есть ли это деление.
Раз все и поголовно(((
evgknyaginin
27 авг, 2012 15:24 (UTC)
Вы совершенно правы.
fslon
27 авг, 2012 15:45 (UTC)
Меня терзают смутные сомнения. Студенток там было не так чтобы много, чтобы в стайки объединяться, да и крастотой не шибко, внешность в среднем средняя. Может быть, это не студентки вам там встретились?
nicksakva
27 авг, 2012 17:58 (UTC)
- Ваша внучка - прелестная юная леди.
- Мужчинам определенного возраста, Кэсерил, все юные леди кажутся прелестными. Это первый признак старости.
Лоис Буджолд. Проклятие Шалиона.
(Вероятно аналогичную цитату можно найти и в более известном источнике, но запомнилась мне именно отсюда).

В той группе, которая недавно защищала у нас бакалаврские дипломы, девушек на стайку никак не хватало. Но внешность была на уровне... Впрочем, я давно перешагнул упомянутый выше возраст.

Может и не в стайки, но в команды они таки объединяются. У нас вот сейчас, например, работает бывший вратарь женской команды этого самого нашего ВУЗа по мини-футболу.

Нюанс. Вратарь не из этого ВУЗа, а из МГУ.
То есть проблемы с укомплектованием футбольной команды собственным составом таки есть.

Edited at 2012-08-27 17:59 (UTC)
fslon
27 авг, 2012 19:35 (UTC)
А самое главное, что мотива/причины объединяться в стайку нет, на мой взгляд
basov_sergei
27 авг, 2012 16:32 (UTC)
Один из признаков нравственной деградации общества...
prihodkoandrew
27 авг, 2012 18:54 (UTC)
мне кажется, все дело в ролевых моделях. нравственных ориентирах, так сказать.
naigoro
27 авг, 2012 21:37 (UTC)
Тоже есть что вспомнить. Я-то не патриот ни в каком из маргинально-производных смыслов, в частности, не патриот поколения своего (как это называется, генерациот, что ли?)
И, сам не приучившись материться вообще (в это никто не верит, но это так), стал замечать именно в студенческом возрасте, что народ вокруг действительно как бы утрачивает понятие "крайне крепкого словца", из-за чего настоящая злость словесного выхода не находит. То есть, мат становится умеренно-фоновым средством окрашивания речи, даже в пассивном режиме - для тех, кто им пользуется мало, или не пользуется вообще.

Возможно, сползание статуса мата есть частный случай общего процесса эмоционального опреснения языка. Вот когда молодежь орет матом в настроении равномерно приподнятом и, при всем внешнем тонусе, внутренне полусонном - кажется, что эта речь утратила регистры и стала плоской. Наверное, и мировосприятие тоже утрачивает регистры, становясь равномерным. В чем причина? Ну, кто-то скажет, что в информационной перегрузке. Много сообщений, фактов, новостей, воздействий, организм не успевает ни отреагировать, ни, тем более, реально оценить по какой-либо шкале.
Лягушка сознания барахтается в воде информации, из которой нельзя сбить масло позиции ;)

С одной стороны - да, нулевая значимость приватного пространства, конечно, из "предместий". С другой - а есть ли вообще у них там ощущение, что они как-то выделяются, вносят дискомфорт? Ведь для этого надо иметь шкалу оценки...
valentina_ak
28 авг, 2012 11:17 (UTC)
В 60-е, во времена моего детства, у нас в деревне (и во всех соседних деревнях тоже) матерный речевой фон был обычным делом. То есть в семьях очень матерились.
Но - не во всех. В семьях учителей - нет, в семьях колхозников - да. Причём, дети из семей колхозников, начиная учиться в школе, как бы слегка "притихали" в этом смысле, в школе почти не матерились (хотя уже до школы имели солидный опыт), в средних классах упомянутый "фон" становился заметнее, к концу школы - ещё больше, а после школы речь детей уже не отличалась от речи родителей. Не думаю, что школа могла в этом что-то радикально изменить, семью не "перешибёшь" (если сам человек не захочет). В деревне и сейчас примерно так же - в одних семьях матерятся, в других нет, но где сейчас проходит "водораздел" - по уровню образования или ещё где - не могу точно сказать.
naigoro
28 авг, 2012 16:23 (UTC)
Да, деревня и вовсе иной мир... Может быть, никакого особого временного вектора тут и нет - просто однорегистровость у одних и многорегистровость у других. Автор заметил убывание второго в пользу первого конкретно у студенчества :)
Я б сказал, что и студенчество... Вот поколение моей мамы, тоже в студенчестве, было явно менее скучным, чем мое. В смысле кругозора попросту. Это я сравниваю рожденных в 50-е и в 70-е... То есть, на уровне отдельных экземпляров все случается, но фон сменился, это да...
valentina_ak
29 авг, 2012 04:42 (UTC)
Я ещё забыла упомянуть матерные частушки, это тоже была часть фона, неотъемлемая и значительная :) На свадьбах и прочих гулянках частушки шли "главным номером", и большая их часть была матерной. Не только мужчины, но и пожилые тётки, старушки очень любили исполнять этот номер. И чем древнее была старушка, тем больше непристойных частушек она знала. Вектор или нет, но - прогресс - это практически ушло.

А студенты - они ведь из семей, в том числе и из деревенских. Сейчас процент деревенских ребят, продолжающих учёбу после школы, намного выше, чем в 70-е.

Помнится, Е.Носов как-то писал (в 80-х), что "маргиналы" (деревенские, "понаехавшие" восстанавливать разрушенный Ленинград после войны), город отстроили, но в то же время "разрушили" его культуру, сильно разбавили собой его атмосферу.
Наверно, так и было. Миграции всегда сказываются, ведь человек своё "несёт с собой".
yuryper
27 авг, 2012 22:08 (UTC)
приватное пространство
ценно, что на это стали обращать внимание. Из этологии известно, что сжимание этого самого пространства вызывает повышенную агрессивность.
livejournal
28 авг, 2012 08:41 (UTC)
Занимательная геометрия
Пользователь sukhov сослался на вашу запись в «Занимательная геометрия» в контексте: [...] нал взят у в Занимательная геометрия [...]
mibel
2 сент, 2012 20:59 (UTC)
>>>Довольно часто сажусь на электричку в подмосковном городке, где расположен один из самых элитных технических ВУЗов страны
====
Долгопрудный?
Согласен, мадонны с младенцами и без, матерящиеся по-черному, очень непрятное зрелище. Да хоть и не мадонны..
Они просто дуры, которых обязательно научит жизнь и все боле менее выправится, хотя, конечно Смольный институт благородных девиц, больше никогда не будет востановлен. Просто потому, что в обществе нет спроса на благородных девиц
( 21 комментарий — Оставить комментарий )

Profile

вторая
auvasilev
Васильев Александр Юрьевич
http://vasilev.su

Latest Month

Апрель 2023
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Комментарии

  • auvasilev
    1 апр 2023, 20:03
    Читая эти строки, невольно поймал себя на желании встать и прижать правую руку к левой груди! (Подтянув предварительно дырявые треники.) Бог ты мой, кто же автор сего возвышенного слога? Неужто…
  • auvasilev
    1 апр 2023, 16:16
    Культуры и спорта не было.
    Из совка я на пальцах могу назвать культуру, спорта побольше, но действительно великих - тоже на пальцах
  • auvasilev
    1 апр 2023, 14:47
    Жкономика..спорт...культура..все в шопе!
  • auvasilev
    1 апр 2023, 14:34
    пора закрывать эту лавочку.
    каждые полгода себе какие-то новые мифические концепции придумывает.
    гадить везде где только можно — вот и вся стратегия страны думающих тараканов
  • auvasilev
    1 апр 2023, 14:00
    Уникальная миссия уникального хуйла.
    - сплотить запад и восток Украины
    - вырастить 30+ млн бандеровцев под боком
    - проебать экономику
    - возродить и расширить НАТО
    - увеличить границу с НАТО вдвое
    -…
Разработано LiveJournal.com
Designed by yoksel