?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Жизни и судьбы

Всего несколько месяцев назад, в середине июня, было опубликовано в тот момент довольно широко растиражированное интервью, данное Эдуардом Володарским главному редактору газеты «Культура» Елене Ямпольской.

Но, прежде чем продолжить повествование об этом замечательном событии, я хочу напомнить, если кто подзабыл, что жил некогда такой, скоро уж пятьдесят лет как умерший, на самом деле тогда не такой уж и широко известный, не говоря про «знаменитый», советский писатель по фамилии Гроссман.

Этот самый Гроссман, который даже и не Василий Семенович вовсе, а самый что ни на есть Иосиф Соломонович, не был таким уж героем войны. Но и не косил особо, мобилизован в самом начале. Правда, можно сказать, что и тут, жидовская морда, умудрился неплохо пристроиться. Довольно скоро стал военным корреспондентом «Красной звезды». Хотя это и не очень странно для уже тридцатишестилетнего к этому моменту очкарика, какого никакого, а члена Союза писателей ещё с 37-го года. И отсиживался в редакции он довольно неумело. Ну, например, во время битвы за Сталинград он был в самой гуще сражения с первого до последнего дня. И в том числе «за непосредственное участие в боях на передней линии обороны» получил орден «Боевого Красного Знамени». И далее продолжал сачковать в таком же роде, пока подполковника не демобилизовали только в августе 45-го.

После войны начались неприятности, сначала связанные просто с не очень верным идейным направлением творчества, а потом, уже при Хрущеве, конкретно с романом «Жизнь и судьба», но это всё я даже упоминать не стану, про то нынче каждому известно.

И вот когда Иосиф Соломонович, уж как сумел, но пошел Родину защищать, в том самом 41-м, родился Эдуард Яковлевич Володарский. Практически сразу после школы поступил на сценарный факультет ВГИКа, после которого стал довольно успешным драматургом, но, главное, видимо, одним из лучших советских, а потом и российских киносценаристов.

А ровно через тридцать лет после начала той войны родилась Елена Александровна Ямпольская. Тоже сразу после школы закончила искусствоведческий факультет ВГИКа, если кто понимает, что это было за образование, особенно в самом начале девяностых, и далее, и более ничего кроме газетных редакций не видела. Вершиной её карьеры стал переход с главного по культуре «Известий» на пост уже самого главного в целой газете, которая прямо так и называется «Культура». Удивительного издания, на редкость честно всё про себя написавшего в подзаголовке - «Духовное пространство русской Евразии».

Вот теперь мы спокойно можем вернуться к тому, с чего начался этот текст. Фантастически невежественная, абсолютно бесталанная, совершенно непрофессиональная, к тому же просто глупая и подлая женщина, называющая себя и называемая в определенных кругах журналистом, взяла интервью у очень образованного, несомненно талантливого безупречного профессионала. Но столь же, как она, по моим представлениям, подлого и если когда-то, опять же, по моим представлениям, весьма умного, то давно уже сошедшего с этого самого ума. И они не просто нашли общий язык, а оказались и вовсе родственными душами. Настолько, что иногда в череде реплик было и не разобрать, какие великие мысли принадлежат интервьюеру, а какие интервьюируемому.

Но всё это как раз столь уже обычно и привычно, что и тогда у меня не возникло мысли обратить на данное интервью внимание читателей, и сейчас бы, тем более, я о нем не вспомнил, если бы не столь широко разрекламированная премьера фильма Урсуляка по сценарию Володарского.

По поводу и сценария, и романа «Жизнь и судьба», и его автора великолепная парочка вынесла следующий приговор:

Ямпольская: Скажите, Вы сразу согласились делать сценарий для «Жизни и судьбы»?

Володарский: Сразу согласился, потому что я до того романа не читал…

Ямпольская: По моим субъективным впечатлениям, книга Гроссмана гнилая. Причем эта гнилость очень умело вплетена в ткань повествования. Как Вам удалось обойти эти места?

Володарский: А я их выкинул. Там есть характеры. Березкин — командир полка — очень хороший такой русский характер... Но в остальном, я тебе скажу, хотя моя фамилия и стоит в титрах, это действительно гнилой писатель. Писатель, не любящий страну, в которой он родился и жил.


Интервью вообще чудесное и очень подробное, там практически отвечено на все возможные вопросы. Кроме единственного, который за смертью Володарского уже и задать некому. А на кой черт он после того как уже, наконец, прочел эту полную гадость, не отказался писать по ней сценарий. Чисто меркантильные причины исключены, и богатым он был очень, и не жадным совсем, даже, скорее, наоборот, и заказ мог взять любой на выбор, к нему очередь стояла, ведь и вправду, один из лучших. Так что, тайна полная. Но факт остается фактом. Фильм снят по сценарию человека, который считал автора романа гнилым писателем. Не человеком, про человека, это он отдельно сказал, а именно писателем. Видать, с большой любовью к первоисточнику и истинным его пониманием сей сценарий был написан.

А снял фильм тоже очень известный нынче режиссер Сергей Владимирович Урсуляк, честно говоря особых шедевров за которым я не помню, хотя могу и ошибаться, многие от той же «Ликвидации» в полном восторге, но зато до сих пор нахожусь под впечатлением одного его глубочайшего философского изречения:

«Необходима сегодняшняя государственная идеология, тогда на смену старому прекрасному советскому мифу придет новый, а до тех пор придется ориентироваться на прежний». И на вопрос: а возможно ли введение государственной идеологии без ужесточения властной вертикали и силовых методов? — с несколько даже грустинкой, хотя и слегка людоедской: «В нашей стране, думаю, нет, невозможно».

Идеальное мировоззрение для человека, взявшего познакомить страну с произведением Гроссмана. Боюсь, что это один из тех случаев, когда вполне уместно звучит в ином контексте уж очень жестокая и бестактная фраза: «Хорошо, что писатель не дожил».

Ну, и под конец должен совсем уж с грустью и стыдом сознаться. При всем уважении к Василию Семеновичу я не считаю его роман великим произведением русской литературы. Со многими, хотя далеко не со всеми, мыслями автора согласен. Некоторые, правда в меньшем, чем мысли, количестве, чувства его мне близки. Но большой творческой и художественной удачей эта книга мне не представляется.

Ну, что же, а теперь, высказав некоторые свои опасения и недоумения, с легким сердцем включаю телевизор и посмотрю, что же там они наснимали. Практически уверен, что, исходя из всего выше сказанного, кино окажется отличное, и я получу от него истинное наслаждение. Чего и вам желаю. Приятного просмотра. Потом поделимся впечатлениями.

Comments

( 104 комментария — Оставить комментарий )
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
naigoro
14 окт, 2012 18:14 (UTC)
Вместо просмотра брожу по интернетам, и совершенно неприлично стриптизую аж здесь. Что тут сказать? В общем и в целом есть такое впечатление, что каста деятелей культуры самых разных калибров и степенй успешности оказалась сама по себе, пожалуй, самой гнилой из каст, выживших после "крупнейшей геополитической катастрофы". Знаю, что опять всё адски спорно. Но это чистое ощущение от информполя. Насколько мне в нем "дана реальность" - вопрос к реальности. Мне кажется, никто так сейчас не льнет к силовому сапогу, как мастера культуры (с), а исключения так ярки потому что так малочисленны. Поскреби чуть не каждого художника слов и танцора смыслов - сразу же открывается тоска по биг стайлу да наивный патернализм.
sova1509
16 окт, 2012 16:38 (UTC)
)) "...тоска по биг стайлу..." В текст вкралась ошибка. Думаю, верно было бы "... тоска по биг стОйлу..." Так будет вернее. ))
(без темы) - naigoro - 16 окт, 2012 21:32 (UTC) - Развернуть
(без темы) - sova1509 - 16 окт, 2012 22:33 (UTC) - Развернуть
livejournal
14 окт, 2012 19:36 (UTC)
No title
Пользователь becky_sharpe сослался на вашу запись в записи «No title» в контексте: [...] По поводу Гроссмана: http://auvasilev.livejournal.com/485943.html [...]
tandem_bike
14 окт, 2012 19:52 (UTC)
кошмар какой. так обосрать трагического и потрясающего писателя.. Жизнь и Судьба - это советской эры Война и Мир.

только лучше.
auvasilev
14 окт, 2012 20:34 (UTC)
Вы, видимо, просто невнимательно прочли мой текст. А это стоит делать перед тем, как употреблять столь резкие выражения. Они не в стилистике ни Гросмана, ни Толстого.
(без темы) - tandem_bike - 14 окт, 2012 20:36 (UTC) - Развернуть
(без темы) - auvasilev - 14 окт, 2012 20:46 (UTC) - Развернуть
(без темы) - tandem_bike - 14 окт, 2012 20:55 (UTC) - Развернуть
(без темы) - auvasilev - 14 окт, 2012 21:22 (UTC) - Развернуть
(без темы) - tandem_bike - 15 окт, 2012 17:03 (UTC) - Развернуть
(без темы) - crihton - 16 окт, 2012 06:30 (UTC) - Развернуть
(без темы) - auvasilev - 16 окт, 2012 06:54 (UTC) - Развернуть
(без темы) - tandem_bike - 16 окт, 2012 13:01 (UTC) - Развернуть
(без темы) - old_greeb - 17 окт, 2012 10:19 (UTC) - Развернуть
(без темы) - svmt - 15 окт, 2012 09:56 (UTC) - Развернуть
чего-чего? - mvolcoff - 15 окт, 2012 16:53 (UTC) - Развернуть
Re: чего-чего? - tandem_bike - 15 окт, 2012 17:00 (UTC) - Развернуть
хе хе - mvolcoff - 15 окт, 2012 17:04 (UTC) - Развернуть
Re: хе хе - tandem_bike - 15 окт, 2012 17:11 (UTC) - Развернуть
(без темы) - tandem_bike - 15 окт, 2012 17:49 (UTC) - Развернуть
Re: чего-чего? - auvasilev - 15 окт, 2012 17:18 (UTC) - Развернуть
Re: чего-чего? - tandem_bike - 15 окт, 2012 17:28 (UTC) - Развернуть
(без темы) - original_ivan - 16 окт, 2012 05:25 (UTC) - Развернуть
(без темы) - tandem_bike - 16 окт, 2012 05:34 (UTC) - Развернуть
(без темы) - original_ivan - 16 окт, 2012 06:39 (UTC) - Развернуть
(без темы) - tandem_bike - 16 окт, 2012 13:02 (UTC) - Развернуть
uuvasilev
14 окт, 2012 20:28 (UTC)
Вот ведь засада! А я и не знал о премьере. Это один из моих самых любимых романов. Хотя в последнее что-то не припомню сильных фильмов про войну. Только "Белый тигр" - потрясающий фильм.
tandem_bike
14 окт, 2012 20:56 (UTC)
А Зори Здесь Тихие? Белорусский Вокзал? Гуссарская Баллада? и так далее, от трагедии до водевиля.
(без темы) - uuvasilev - 15 окт, 2012 17:04 (UTC) - Развернуть
(без темы) - tandem_bike - 15 окт, 2012 17:10 (UTC) - Развернуть
(без темы) - grrb - 15 окт, 2012 02:07 (UTC) - Развернуть
(без темы) - auvasilev - 15 окт, 2012 07:39 (UTC) - Развернуть
(без темы) - naigoro - 15 окт, 2012 08:14 (UTC) - Развернуть
identi_ty
15 окт, 2012 00:08 (UTC)
"По моим субъективным впечатлениям, книга Гроссмана гнилая. Причем эта гнилость очень умело вплетена в ткань повествования. Как Вам удалось обойти эти места?"
--------------------
Как в анекдоте: "- Алло! Это прачечная? - Херачечная! Министерство культуры, твою мать!"
Хотя, по нынешним временам, удивляться не приходится. Президент страны разговаривает по фене, главный редактор газеты "Культура" говорит о книге "гнилая", как будто она работает зав.овощехранилищем. Фильм обязательно посмотрю, что там от книги осталось, интересно.
gorgonopsia
15 окт, 2012 08:42 (UTC)
Действительно. В те времена, когда президент валялся пьяный в луже мочи, было намного культурнее.
(без темы) - auvasilev - 15 окт, 2012 08:45 (UTC) - Развернуть
(без темы) - gorgonopsia - 15 окт, 2012 08:48 (UTC) - Развернуть
(без темы) - auvasilev - 15 окт, 2012 09:26 (UTC) - Развернуть
(без темы) - identi_ty - 15 окт, 2012 12:01 (UTC) - Развернуть
(без темы) - gorgonopsia - 15 окт, 2012 12:29 (UTC) - Развернуть
(без темы) - identi_ty - 15 окт, 2012 13:42 (UTC) - Развернуть
(без темы) - gorgonopsia - 15 окт, 2012 14:52 (UTC) - Развернуть
(без темы) - identi_ty - 15 окт, 2012 17:37 (UTC) - Развернуть
valyok35
15 окт, 2012 03:19 (UTC)
Да что Вы, Милый(ая)! Эпитет гнилая дольше подходит интеллигенции, чем овощам.
auvasilev
15 окт, 2012 07:42 (UTC)
Тысяча извинений, кому Вы это написали и что имели в виду?
miki7071
15 окт, 2012 05:23 (UTC)
Про Ямпольскую было давно понятно, еще по "Известиям".
Роман Гросмана, по-моему(крамола), гораздо больше литература, чем сочинения Солженицына, в художественном аспекте.
Экранизация такого романа, по моим ощущениям, очень сложная штука. Вчерашний показ не разочаровал.
auvasilev
15 окт, 2012 07:50 (UTC)
Относительно Солженицина полностью с Вами согласен, но это ещё не делает роман Гросмана великим художественным произведением самим по себе.
(без темы) - miki7071 - 15 окт, 2012 09:37 (UTC) - Развернуть
(без темы) - auvasilev - 15 окт, 2012 10:00 (UTC) - Развернуть
(без темы) - miki7071 - 15 окт, 2012 10:30 (UTC) - Развернуть
типо - mvolcoff - 15 окт, 2012 17:01 (UTC) - Развернуть
Re: типо - tandem_bike - 15 окт, 2012 17:05 (UTC) - Развернуть
(без темы) - identi_ty - 17 окт, 2012 22:58 (UTC) - Развернуть
akatov99
15 окт, 2012 14:37 (UTC)
Чтобы оценить В.Путина:надо сравнить его реальные достижения с "достижениями" одновременно стартовавшим с ним нашим президентом Бушем. Но для этого у либеральных "правдолюбов" не хватит ни ума ни совести.
auvasilev
15 окт, 2012 14:43 (UTC)
Вы, такой умный и совестливый, правда из Нью-Джерси?
(без темы) - akatov99 - 15 окт, 2012 15:30 (UTC) - Развернуть
(без темы) - auvasilev - 15 окт, 2012 15:39 (UTC) - Развернуть
(без темы) - akatov99 - 15 окт, 2012 16:49 (UTC) - Развернуть
(без темы) - auvasilev - 15 окт, 2012 16:51 (UTC) - Развернуть
(без темы) - tandem_bike - 15 окт, 2012 17:06 (UTC) - Развернуть
akatov99
15 окт, 2012 15:13 (UTC)
Г-н Володарский-монархист. Я им стал после 20 лет жизни на Западе, а он им стал без этого опыта.
Талант-не купишь.
gen100
15 окт, 2012 15:20 (UTC)
О Гроссмане
Чтобы так писать о Гроссмане, надо еще такое право заслужить. Может быть господин Васильев воевал на фронтах или написал какие-то выдающиеся произведения?

Наглая ложь, что Э.Володарский не читал "Жизнь и судьба". И вообще весь этот пасквиль с антисемтским душком.

Вот интервью Э.Володарского:

http://cinesight.ru/mastery.php?id=3


— По поводу экранизации «Жизнь и судьба» Гроссмана – это был заказ или вы по собственному желанию это писали?

— Нет, это был заказ. Мне предложили просто. Позвонили и спросили, читал ли я роман Василия Гроссмана. Я сказал, что читал. Давно, но в основном помню. Ну, вот, мне сказали: «Давайте, попробуйте, если хотите». Я сказал: «Давайте, я попробую».
auvasilev
15 окт, 2012 15:24 (UTC)
Re: О Гроссмане
Вы не умеете читать. Зачем Вы беретесь писать?
gen100
15 окт, 2012 16:06 (UTC)
О Гроссмане
Ну, разумеется, я читал по диагонали и не понял Вашей "тонкой иронии"

Да разве я пишу? Это так, фигня всякая, не обращайте внимания.


А это ссылки для тех, кто умеет читать, чтобы понять могли о ком идет речь:

http://www.pseudology.org/evrei/Grossman_Vasily.htm
http://www.jewish.ru/news/culture/2011/09/news994300570.php
auvasilev
15 окт, 2012 16:20 (UTC)
Re: О Гроссмане
И за ссылки спасибо, я правда, сам о Гросмане кое-что знаю, как профессиональный филолог, когда-то написавший о нем несколько довольно объемных работ, но некоторым, особенно молодым, читателям они могут быть даже очень полезны. И за само отношение к этому достойнейшему человеку отдельное спасибо. И сами Вы, видимо, тоже человек хороший и вменяемый. Но просто будьте чуть более внимательным при чтении чужих текстов и чуть менее поспешным в выводах. Тогда, хотя бы не будете при разговоре об одном интервью, ссылка на текст которого дана, писать с возмущением о совсем другой публикации. Вообще, немного меньше эмоций, и всё будет хорошо.
Re: О Гроссмане - gen100 - 16 окт, 2012 08:30 (UTC) - Развернуть
Re: О Гроссмане - auvasilev - 16 окт, 2012 08:55 (UTC) - Развернуть
gen100
15 окт, 2012 16:08 (UTC)
О Гроссмане
Чтобы так писать о Гроссмане, надо еще такое право заслужить. Может быть господин Васильев воевал на фронтах или написал какие-то выдающиеся произведения?

Наглая ложь, что Э.Володарский не читал "Жизнь и судьба". И вообще весь этот пасквиль с антисемтским душком.

Вот интервью Э.Володарского:

http://cinesight.ru/mastery.php?id=3


— По поводу экранизации «Жизнь и судьба» Гроссмана – это был заказ или вы по собственному желанию это писали?

— Нет, это был заказ. Мне предложили просто. Позвонили и спросили, читал ли я роман Василия Гроссмана. Я сказал, что читал. Давно, но в основном помню. Ну, вот, мне сказали: «Давайте, попробуйте, если хотите». Я сказал: «Давайте, я попробую».
(Удалённый комментарий)
auvasilev
16 окт, 2012 05:28 (UTC)
Re: роман, володарский
Простите, чисто технический сбой, связанный с некоторыми временными проблемами со здоровьем. Исправлено. Спасибо за замечание.
elegantchikova
16 окт, 2012 20:39 (UTC)
В этом фильме ещё волшебная музыка Васи Таривердиева, в смысле, Колосова звучит. Я так внимательно слушала и ничего ранее неусышанного не услышала. Вся музыка такая знакомая, совсем родная. В чём заключается Васино авторство не поняла, но фильм весь из таких непоняток состоит.
auvasilev
16 окт, 2012 20:50 (UTC)
Там с музыкой вообще много любопытного,вот закончится показ, обязательно постараюсь об этом написать. Хорошо, что не один я обратил внимание.
(без темы) - elegantchikova - 16 окт, 2012 21:09 (UTC) - Развернуть
identi_ty
17 окт, 2012 23:33 (UTC)
Хорошо хоть в титрах честно написали, что "по мотивам романа", но тогда бы и назвали по-другому. Как можно было не дать письмо матери целиком, как можно было вырвать из него то, как отнеслось население к изгнанию евреев в гетто? Вообще, много претензий к фильму, хотя режиссер хороший, и актеры замечательные, и, вполне допускаю, что тем, кто книги не читал, он понравится. Но из книги вынули душу, тот смысл, то важное, что хотел сказать Гроссман, так я это воспринимаю. Хотя фильм еше не закончился, но надежд осталось очень мало. Но. Если после просмотра сериала кто-то захочет прочесть книгу, всем создателям сериала нужно сказать огромное спасибо.

Edited at 2012-10-18 00:14 (UTC)
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
( 104 комментария — Оставить комментарий )

Profile

вторая
auvasilev
Васильев Александр Юрьевич
http://vasilev.su

Latest Month

Ноябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Разработано LiveJournal.com
Designed by yoksel