«Здесь 11-12 августа 1942 года были уничтожены нацистами более 27 тысяч евреев. Это самый крупный в России Мемориал Холокоста».
А в прошлом году доску поменяли. Смягчили национальный акцент, разъяснили, что там были «советские граждане многих национальностей» и уточнили относительно военнопленных.
Минкин написал об этом. То, что я его терпеть не могу, ещё не означает, что он иногда не может сказать что-то верное. Или, во всяком случае такое, как в данной ситуации, с чем особо спорить не хочется. Ну, чего там говорить о нюансах? По-свински ростовские власти поступили, тут для меня даже никаких вопросов нет.
Но, дело в том, что кроме констатации очевиднейшего, на мой взгляд, факта, журналист предлагает ещё и свой вариант мемориальной надписи, которая должна служить образцом примиряющего всех памятника. Выглядеть, по его мнению, это должно так:
«11–12 августа 1942 года в Змиевской балке нацисты и их пособники расстреляли свыше 15 000 евреев. Это самая массовая казнь жертв Холокоста на территории Российской Федерации. Здесь же были убиты советские военнопленные, подпольщики, тяжелобольные пациенты ростовских больниц».
И вот уже по этому поводу считаю нужным сказать несколько слов. Давайте всё-таки прекратим устраивать винегрет в мозгах и душах своих и окружающих. Памятник, это ведь не историческая монография, приговор или повод для полемики. Это память, напоминание, всё только однокоренное, чтобы помнили, а не склочничали.
Здесь в 42-м были расстреляны около тридцати тысяч человек. Для памятника более чем достаточно. А рядом может быть размещена сухая, но, желательно предельно точная, основанная на имеющихся несомненных документах, подробная историческая справка. Когда и сколько человек было убито за то, что они евреи, когда и сколько за то, что военнопленные, подпольщики и просто больничные пациенты без различия национальностей.
И там же желательно, опять же, если это документально подтверждено, указать, кто расстреливал. Кстати, очень иногда полезно бывает.
Но вообще-то, если бы совсем была моя воля, то я старые надписи на любых памятниках совсем не трогал бы, как и сами памятники. Они, эти надписи, такая же память. И не надо ничего менять. Хотите что-то разъяснить или уточнить, выразить свое мнение или отношение, во-первых, не спешите, такого рода дела не терпят суеты, а, во-вторых, ставьте знаки своего разъяснения рядом. Неподалеку, но и не слишком близко, на Земле ещё места для подобного достаточно.
А то, действительно, у нас скоро и на кладбищах вместо высеченных в граните эпитафий появятся экраны мониторов, на которых можно с центрального пульта мгновенно поменять надпись по желанию заказчика.