?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Откуда есть

Только не нужно думать, что я сошел с ума или совсем уж сверх меры напился. Сегодня на редкость трезв, даже самому противно. А зачем написал нижеследующее, подробнее завтра объясню, сегодня, если кому не лень, просто просмотрите. Ну, или нет. Всё равно ругаться не надо. Я вот специально «под катом» размещу, чтобы особо нервных раздражать по минимуму.

Было такое государство – Российская империя.

Потом в 1914-м году началась Первая мировая война. Во время которой сначала в 1917-м произошла февральская буржуазная революция, которая свергла последнего русского царя Николя II вместе с самодержавием, а затем, осенью того же года, то что одни стали называть Великой Октябрьской Социалистической Революцией, а другие – вооруженным мятежом или переворотом. Власть захватила группа людей, которые именовали себя коммунистами-большевиками, во главе с Лениным.

Империя начала потихоньку разваливаться сразу после падения монархии. Далее была гражданская война всех против всех, большая часть которой проходила на фоне так и не прекращающейся Первой мировой, то есть, с нашей стороны в основном войны с Германией. На протяжении этого времени империя распалась окончательно.

И в результате, когда сначала закончилась Первая мировая, потом Гражданская, на территории бывшей Российской империи оказалось довольно много различных государственных образований. Но в большинстве из них к власти пришли большевики, да и вооруженные силы у них всех были по сути общие – победившая Красная армия. На этой основе коммунисты во главе с Лениным стали строить новое государство.

Таким образом, в 1922-м году был подписан Союзный договор между Россией, Украиной, Белоруссией и Закавказской республикой, куда входили Грузия, Армения и Азербайджан. А затем была принята и Конституция этого государства, получившего название Союз Советских Социалистических Республик.

В дальнейшем в этот Союз вошли и остальные государства на правах союзных республик. Во время Второй мировой, перед Великой Отечественной присоединили Молдавию, Прибалтийские страны и ещё кое-что по мелочи, после войны окончательно определились с границами, и вот почти в таком виде СССР и дожил до своего развала.

Чисто формально советская империя, располагавшаяся на месте Российской и почти в её границах, за исключением Финляндии, Польши и ещё кое-чего не очень существенного, была устроена, возможно, и не идеально логично продуманно. Но это не имело никакого значения, поскольку ей всё равно руководила единая и предельно централизованная организация под названием Коммунистическая партия Советского Союза, она же КПСС. И тот, кто руководил партией, руководил и страной.

Сначала это был Ленин, стоявший сначала во главе Октябрьской революции, а потом и СССР у самых его истоков. Но потом состояние здоровья его ухудшилось, он отошел от дел, и власть сконцентрировалась в руках Сталина. Он в разное время занимал разные по названию должности, но это тоже не имело никакого значения, потому, что основная должность таковой и была – Сталин. И правил он до самой своей смерти в 1953-м.

Потом к власти пришел Хрущев. Через одиннадцать лет высшим партийным и государственным руководством страны был совершен мягкий бескровный переворот, в результате которого Первым секретарем ЦК КПСС, то есть хозяином страны стал Брежнев. Он правил восемнадцать лет до своей смерти в 1982-м.

Затем поочередно к власти приходили старые и больные люди Андропов и Черненко, которые довольно быстро после этого умирали. И, наконец, в 1985-м Генеральным секретарем ЦК КПСС, так к тому моменту стала называться должность главного хозяина, избрали Горбачева.

Новый руководитель страны решил проводить реформы по многим направлениям, в том числе и по вопросам государственного устройства. Дело в том, что его власть, как руководителя КПСС, формально основывалась на шестой статье Конституции, которая, в частности, гласила: «Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза».

Но в 1990-м внесли изменения в Конституцию, фактически формально упразднявшие главенствующее положение КПСС и как бы становилось не очень понятно, почему её начальник главный в стране. Однако практически одновременно приняли закон о введении поста президента СССР. На который тут же был избран Горбачев, который таким образом власти не утратил, а остался руководителем государства.

Идущие реформы и определенная демократизация жизни в СССР привели к тому, что союзные республики начали выдвигать требования большей самостоятельности. И тогда вспомнили о Союзном договоре 1922-го года, с которого СССР начинался. И решили его перезаключить, ну, то есть, на самом деле заключить новый, более отвечающий современным реалиям. Стали этот договор разрабатывать. И уже совсем скоро должны были подписать.

Но среди высших и партийных, и хозяйственных, и военных, и спецслужбовских руководителей многие боялись и не хотели заключения этого нового договора. В августе 1991-го, когда Горбачев находился на отдыхе в Крыму, они его там блокировали, объявили, что президент по состоянию здоровья не может исполнять свои обязанности и ввели в стране чрезвычайное положение. Власть перешла к Государственному комитету по чрезвычайному положению – ГКЧП. В Москву ввели войска, в том числе и танковые. События эти впоследствии получили наименование «путч».

Когда я говорил о не абсолютной формальной логичности устройства СССР, то, среди прочего имел в виду и то, что из всех союзных республик только Российская Федерация, она же РСФСР, не имела собственной компартии и, соответственно, руководителя этой и партии, и республики. Но Верховный Совет, некое подобие парламента у неё был. И вот в 1990-м году председателем этого Верховного Совета избрали Ельцина. А потом приняли закон и о президенте РСФРС, и буквально за пару месяцев до путча Ельцин был избран на этот пост всенародным голосованием.

Верховный Совет РСФСР располагался в здании на Краснопресненской набережной, получившем в это время за цвет и по понятной аналогии в народе наименование «Белого дома». Ельцин со своими сторонниками собрался в этом Белом доме и объявил, что не признает ГКЧП и подчиняться его приказам не собирается. Туда подтянулось несколько тысяч народу, окружили здание и стали ждать штурма.

Но его не последовало. Через три дня противостояния, в результате которого погибло трое ребят из защитников Белого дома, ГКЧП отдал приказ о выводе войск из столицы. Ельцин послал в Крым людей освободить и привезти Горбачева.

Так советская империя фактически прекратила свое существование. Поскольку о подписании нового Союзного договора речь теперь не шла, власти республик не хотели больше подчиняться никакому общему центру.

А уже в декабре президенты России, Украины и Белоруссии, то есть трех стран, из учреждавших СССР в 1922-м году, подписали Беловежское соглашение о роспуске советской империи и создании некого Союза независимых государств – СНГ, однако уже государством не являющегося.
Горбачев официально сложил с себя полномочия президента исчезнувшей страны, после чего СССР уже и юридически прекратил свое существование.

С этого момента Россия во главе с президентом Ельциным стала отдельной страной.



Comments

( 30 комментариев — Оставить комментарий )
demset
15 дек, 2012 19:10 (UTC)
Первая мировая началась в 1914.
auvasilev
15 дек, 2012 19:21 (UTC)
Да, простите, рука не туда шлепнула. Вообще, это пока черновик, подустал к вечеру, завтра вычитаю повнимательнее.
carmody56
15 дек, 2012 19:39 (UTC)
спасибо, кэп. краткий курс...
auvasilev
15 дек, 2012 19:43 (UTC)
Не за что. Чем могу...
yuryper
15 дек, 2012 19:51 (UTC)
РСФСР в 1990 г обрела свою собственную Коммунистическую партию (КП РСФСР, генсек Иван Полозков), которая по своим целям (в Уставе и Программе) существенно отличалась от КПСС (например, отсутствием упоминания об интернационализме). После этого КПСС осталась как партия без индивидуального членства, однако далеко не все члены КПСС на территории РСФСР вступили в новую партию КП РСФСР.
Во время путча ГКЧП структуры КП РСФСР поддержали путчистов.
С момента же образования Российского государства вне рамок СССР КП РСФСР преобразовалась в КПРФ (генсек Геннадий Зюганов), в которой, однако, было в разное время от полмиллиона до семисот тысяч членов, вместо десяти с половиной миллионов членов КПСС на территории РСФСР в составе СССР.
auvasilev
16 дек, 2012 14:30 (UTC)
Да, я в те времена кое-с кем из партии Полозкова даже лично сталкивался. Но упоминать об этой экзотике в рамках поставленных перед собою задач посчитал излишним.
(без темы) - yuryper - 16 дек, 2012 18:15 (UTC) - Развернуть
(без темы) - original_ivan - 15 дек, 2012 23:15 (UTC) - Развернуть
auvasilev
16 дек, 2012 14:31 (UTC)
Re: Взгляд имперца.
Ура!
(без темы) - original_ivan - 16 дек, 2012 15:25 (UTC) - Развернуть
(без темы) - original_ivan - 16 дек, 2012 17:36 (UTC) - Развернуть
(без темы) - original_ivan - 16 дек, 2012 18:13 (UTC) - Развернуть
vetsog
16 дек, 2012 04:13 (UTC)
Удивительно отстраненное и нейтральное описание бурных политических событий прошлого века. Ни одного возмущенного комментария - почти невероятно.
x741
16 дек, 2012 05:21 (UTC)
"И это тоже пройдет..."
x741
16 дек, 2012 05:51 (UTC)
Еще бы в том же духе - про образование Российской империи. Даже раньше - с Московского княжества, выросшего под ханским присмотром в главного полицая всея Руси. Хотя бы с Ивана Калиты, который "был решительным проводником «взгляда на княжение как на частную собственность князя»". А?
reader59
16 дек, 2012 14:27 (UTC)
А зачем вы сохранили всю коммунистическую терминологию, имевшую исключительно спецпропагандистское значение, причем только в период существования РИ в форме совка, да и то не полностью? Скажем, тот же "союзный договор" - на самом деле всего лишь возвращение империей, вышедшей из острой фазы перманентного кризиса, своих отпавших во время обострения окраин; разницы между постом генсека КПСС и президента СССР нет никакой, на самом деле и то, и другое - синонимы царя, выкликаемого на царство боярами и оттого вовсе не являющегося единоличным хозяином страны и т.д. и т.п.
От правильной терминологии в таких текстах прямо зависит, в добро пойдет текст или во зло. Ваш - однозначно во зло, поскольку создает у читателя установку на допустимость существования образований, подобных СССР, спецпропагандонских трюков для прикрытия подобного и проч. и проч. и проч.

Edited at 2012-12-16 14:28 (UTC)
auvasilev
16 дек, 2012 14:43 (UTC)
Я написал так, как назывался тот документ и те должности. И сейчас называется. А вы сразу начинаете выражать свое отношение. Это совсем другой жанр. Я против него ничего не имею. Но если с него начинать в пустой голове, то тогда в ней и начинается бардак. Был подписан именно "Союзный договор", а не "транспортная накладная" или "платежная ведомость". Это факт. А уж как относиться и к документу и к названию, это этап следующий. Но, главное, вот так категорически решать, какой текст пойдет во зло, это и есть главный признак "совка". Гораздо более опасный, чем моё аутентичное употребление советской терминологии.
(без темы) - reader59 - 16 дек, 2012 14:55 (UTC) - Развернуть
(без темы) - auvasilev - 16 дек, 2012 15:05 (UTC) - Развернуть
(без темы) - original_ivan - 16 дек, 2012 15:46 (UTC) - Развернуть
(без темы) - original_ivan - 16 дек, 2012 15:56 (UTC) - Развернуть
(без темы) - reader59 - 16 дек, 2012 16:31 (UTC) - Развернуть
(без темы) - original_ivan - 16 дек, 2012 17:06 (UTC) - Развернуть
(без темы) - reader59 - 17 дек, 2012 09:05 (UTC) - Развернуть
sleos
16 дек, 2012 15:39 (UTC)
Я из тех, кто все это хорошо помнит.
Хороший ликбез ! Актуальный сегодня.
И вот, что чрезвычайно хотелось бы узнать : как Вы полагаете, если бы все шло без эксцессов (путч 91 и возможно еще что-то) и реализовалась бы задумка М.С. Горбачева о конвергенции, постепенном введении элементов рынка ( 500 дней , может быть), цивилизованный переход от ссср к конфедерации и так далее, то ушли бы мы дальше, чем сегодня в плане демократии, личных свобод ? Я думаю было бы примерно также. Но , вот материальные и культурные , а главное демографические потери страны, были бы несоизмеримо меньше. И дальше продвигаться теперь, уже и непонятно как, учитывая отношение простого народа к словам демократия, свобода, бизнес.


auvasilev
16 дек, 2012 15:55 (UTC)
Re: Я из тех, кто все это хорошо помнит.
Я на самом деле уже довольно подробно в своей книге личное мнение на эти темы излагал. Позднее, если останется у Вас желание, могу поискать ссылки. Но, если совсем коротко, то я уверен, что всё это во время Горбачева было уже поздно. Лет бы на 25 раньше... А так, всё случившееся считаю оптимальным, исходя из тогдашних реалий. И более чем успешным, естественно, опять же в пределах тогда возможного, вплоть до приемника-подполковника КГБ. Ну, а дальше уже не история, а современность.
( 30 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

вторая
auvasilev
Васильев Александр Юрьевич
http://vasilev.su

Latest Month

Ноябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Разработано LiveJournal.com
Designed by yoksel