Те, кто уехал в Израиль, выбрали кровь и почву, а вместе с этим активное вмешательство в окружающий их мир. А те, кто остались и прикипели душой к русской земле, советскому прошлому, дружеским застольям, кухонным разговорам, их миссия – размышлять и просвещать. Какая бы степень укорененности не провоцировала на полноправное активное участие в общественно-политической жизни.
Хотя – легче сказать, проще предупредить, труднее осознать и исполнить «завет».
Русский еврей-интеллигент находится в постоянном противоречии. «Не вмешиваться» – подсказывает ему нечто глубинное, отвечающее за разум и «шестое чувство». Но «что-то ведь надо делать» – нашептывает воспитанная в русской культуре гражданская совесть.
Фатально, но в этом противоборстве русский интеллигент частенько побеждает еврейского мудреца». Казалось бы, единственный тут может быть вопрос, а зачем в миллионный раз об этом говорить. А вот говорят. Что-то видать, мешает, поняв уже один раз и навсегда, и поняв давным-давно, успокоиться окончательно и попросту вести себя всю оставшуюся жизнь в соответствии с понятым и на его основании сделанным выбором. Подозреваю причину, которая толкает на это других, но не стану сейчас в ней копаться. Потому, как меня лично интересует несколько другое. Я же сам над проблемой «что-то ведь надо делать» никогда особо не мучился ни еврейской ни русской частью своей натуры, даже если представить, что знаю точно, какая из них какая. Моя отстраненность лежит, естественно, как мне кажется, все-таки в плоскости достаточно далекой от национального. И даже, если бы я уехал в Израиль (хотя, конечно, это был бы совсем не я, но это о добровольном отъезде, а в реальной жизни, к сожалению, любой самый жуткий поворот возможен), то меньше всего мне могло бы прийти в голову «активное вмешательство в окружающий мир». Но странно, что для меня все так же остаются абсолютно непонятными две вещи. Почему мне так близко написанное Берштейном? И почему для меня гораздо важнее разделение людей на по принципу «не вмешиваться» - «что-то ведь надо делать», а на тех, кто размышляет на эти темы, и тех, для кого все это вообще бред собачий? Кстати, национальные особенности тут для меня почему-то не прослеживаются совсем.
Случай для меня уникальный и удивительный, но я получил ответ от господина Берштейна.
"Здравствуйте, уважаемый Александр Юрьевич! Спасибо за отклик. И за резонанс. И за близость переживаний и размышлений.
Я, на самом деле, тоже считаю, что проблема больше интеллигентская, чем национальная. Просто сегодня такое время, что к русскому интеллигенту пришлось добавить этническое происхождение. Иначе бы его добавили без меня:)
Конечно, все не так однозначно, и любое обобщение чревато, но проблема есть, вопрос стоит во весь рост, меня это волнует, и я решил немного высказаться публично.
С уважением, Анатолий А. Берштейн"