?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Как было бы здорово

В беседе Венедиктова с историком Игорем Данилевским, посвященной, в общем-то, совсем другой теме, наткнулся на несколько реплик, заставивших меня вовсе отвлечься от предмета разговора:

И. ДАНИЛЕВСКИЙ: …Ребенок обязан, прежде всего, научиться работать с информацией.
А. ВЕНЕДИКТОВ: В 14 лет?
И. ДАНИЛЕВСКИЙ: Да, в 14 лет. Между прочим, 14 лет – это очень солидный возраст. Если бы я был таким умным сейчас, как я был в 14 лет…
А. ВЕНЕДИКТОВ: Ну да.
И. ДАНИЛЕВСКИЙ: … ой как было бы здорово.


Дело в том, что лично я, мальчик Саша Васильев, все самые основные для себя жизненно важные вопросы ощутил как раз лет в 13-14. И примерно до восемнадцати-двадцати собирал информацию, способную помочь в их решении. По мере, конечно, крайне тогда ограниченных, прямо-таки по нынешним временам убогих, своих сил и возможностей, но с той юношеской страстью и неистовой увлеченностью, что многое компенсировала.

Потом ещё несколько лет формулировал ответы. Вот, собственно, и всё. Ничего принципиально нового в голове с тех пор и не появилось. Главная интеллектуальная работа была совершена тогда, далее шло уже только в тех или иных формах применение её результатов на практике.

Совсем другое дело, это то, что очень условно можно отнести к «морали», «нравственности» и такой уже совсем субъективной, несколько нелепой и часто попросту смешной штуке, которую некоторые в тоскливой гордыне называют «жизненным опытом» или даже «мудростью». С данной точки зрения сейчас, глядя на того юношу, мне хочется иногда над ним посмеяться, а чаще и вовсе набить ему морду.

Но это уже из другой оперы. Я сейчас исключительно о способности мозгов к продуктивной деятельности. Наивысшей у меня она была, несомненно, именно в самой ранней юности. И хотя я, конечно и слышал, и читал, как многие ученые, в основном, правда, теоретические физики с математиками и им подобные, признавались, что главные свои открытия сделали до двадцати пяти, а потом только всю жизнь их развивали, уточняли и пережевывали, сам считал это к себе не очень относящимся. Поскольку и ученый не большой, и интересы в совсем других областях.

А своего застарелого инфантилизма, признаться, несколько даже стеснялся. Хоть в глубине души и продолжая завидовать тому мальчику Саше Васильеву, который в свое время явно был способен на много большее, чем его последовавшее продолжение. Потому со столь приятными ощущениями и прочел эту фразу тоже далеко не молодого уже историка:

«Если бы я был таким умным сейчас, как в 14 лет…»

Comments

( 19 комментариев — Оставить комментарий )
mechanician
24 фев, 2013 10:59 (UTC)
Плюс много
reader59
24 фев, 2013 11:03 (UTC)
Это он профессиональную деятельность имел в виду, у историков своя специфика, и впрямь на "свежесть" мозгов сильно завязанная. Да и то, наверняка, с пребольшими оговорками.
А так-то нет, сейчас я куда продуктивнее, чем в 14 и даже чем в 40. Вот насчет 45 уже сложнее, но пока, вроде, и знания все же накапливаются, причем постоянно, хотя с возрастом да, все медленнее, и интуиция, дочь опыта, в огромном количестве случаев позволяет выдавать решения без рассуждений, а в результате общая производительность во многих случаях выше, чем у тех, кто на поколение моложе. Понятно, что это не вечно, и главное в этом деле, как и в большинстве других, - вовремя смыться.
ocu1ar
24 фев, 2013 11:05 (UTC)
Владимир Киселев. Девочка и птицелет.
Эпиграф:

Все, что происходит с человеком после четырнадцати лет, -
не имеет большого значения.
vetsog
24 фев, 2013 14:36 (UTC)
Очень Вы все хорошо и по-доброму здесь выразили.
Кстати, Ваши дети как раз вышли или выходят из этого возраста. Интересно, они это понимают?
auvasilev
24 фев, 2013 15:59 (UTC)
Нет, конечно, это много позднее приходит...
naigoro
24 фев, 2013 15:30 (UTC)
Когда мне было 24 года (примерно), я утверждал, что после 20 человек не развивается. То есть, наполняется материалом - да, меняет свое наполнение - да, приходит к новым выводам, строит даже массу новых теорий, сочиняет, если творческий тип, массу нового материала - все это да, конечно. Но сложность устройства мозга, способность к обобщениям - собственно, то, что я называю интеллектом (к IQ никакого отношения не имеет) уже к двадцати годам выходит на "плато", и далее мы движемся горизонтально, каким бы увлекательным путь ни был.
Так я считал тогда, так считаю и по сей день (нынче мне 37).
auvasilev
24 фев, 2013 16:01 (UTC)
Ну, я, собственно, назвал ту же цифру.
naigoro
24 фев, 2013 21:41 (UTC)
Разные ж цифры, более с упором на 14. Это я, собственно, к тому, что за последние лет пятнадцать своего мнения не изменил, хотя тогда, в конце девяностых, многие мне говорили, что-де молодо-зелено и то ли еще будет. Думаю, на одних опыт, даже при заданном его объеме и характере, сказывается гораздо сильнее, чем на других.

Edited at 2013-02-24 21:42 (UTC)
damon_shade
24 фев, 2013 18:17 (UTC)
Поколению 19..–19.. годов рождения, такому многообещающему и такому перспективному. Чей старт был столь ярок и чья жизнь была столь бездарно растрачена. Да упокоятся с миром наши мечты о счастливом будущем, где все должно было быть иначе (с) Минаев

Дату дописать по собственному усмотрению.
auvasilev
24 фев, 2013 18:35 (UTC)
Ну, я не знаю... Вот чего я никак не могу сказать, это, что жизнь моя была бездарно растрачена. Тут было бы уж как-то совсем нагло гневить судьбу... Да и дано ли нам вообще судить о подобных вещах? Ещё раз повторю, не знаю, я бы не рискнул...
Ах, да, я же не Минаев...
damon_shade
24 фев, 2013 18:43 (UTC)
Речь не о Вас, разумеется, и не обо мне, а о тех возможностях, которые, теперь, с высоты прожитых лет, хотелось бы реализовать лучше, чем это было сделано.
...Я помню, что Вам не нравится Минаев. Просто иногда, бывает, вспоминается к слову.
Можете мне не верить, но вас я все цитирую гораздо чаще )
auvasilev
24 фев, 2013 18:55 (UTC)
А на счет того, что хотелось бы лучше... Да, конечно, хотелось бы. Но, признаюсь, больше хотелось бы даже не столько лучше, сколько ещё разок. А потом, может, ещё один...
elotar
24 фев, 2013 20:08 (UTC)
Ну не знаю, я вот, по-моему, только к 30-ку научился мозгами нормально пользоваться. То, что очень многие после 25-ти выключают разум, имхо, как раз причина всего того, на что вы тут жалуетесь.
auvasilev
25 фев, 2013 00:16 (UTC)
Очень удивился, еще раз перечитал свой текст, но так и не нашел, что бы я там на что-то жаловался.
elotar
25 фев, 2013 04:49 (UTC)
Я про ваши другие тексты.
auvasilev
25 фев, 2013 07:33 (UTC)
Да, я, как будто, и там не особо жаловался... Впрочем, каждый имеет право на любое собственное впечатление от прочитанного.
elotar
25 фев, 2013 09:06 (UTC)
Ну это прям как я у врача не могу на вопрос "на что жалуетесь" ответить :)
auvasilev
25 фев, 2013 09:11 (UTC)
Кстати, отличный пример, тока чего-то с утра врачебную тему поддерживать нет настроения, а так, в принципе, довольно точная аналогия.
naigoro
24 фев, 2013 21:38 (UTC)
Когда мне было 24 года (примерно), я утверждал, что после 20 человек не развивается. То есть, наполняется материалом - да, меняет свое наполнение - да, приходит к новым выводам, строит даже массу новых теорий, сочиняет, если творческий тип, массу нового материала - все это да, конечно. Но сложность устройства мозга, способность к обобщениям - собственно, то, что я называю интеллектом (к IQ никакого отношения не имеет) уже к двадцати годам выходит на "плато", и далее мы движемся горизонтально, каким бы увлекательным путь ни был.
Так я считал тогда, так считаю и по сей день (нынче мне 37).
( 19 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

вторая
auvasilev
Васильев Александр Юрьевич
http://vasilev.su

Latest Month

Октябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Разработано LiveJournal.com
Designed by yoksel