?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Как же всё-таки быстро летит время, и как легко из нашей памяти стираются мелочи и подробности самых простых его бытовых примет. Вот я недавно, в связи с очередной липовой сенсацией по поводу убийства Листьева написал в своей заметке такую фразу:

«Давайте вспомним, что реально произошло на телевидении в 1995 году. Там ОРТ, не ОРТ – эти внутренние дела активно в тот момент рубивших бабло ребят не сильно интересовали, просто на «первой кнопке» реклама продавалась через определенные агентства».

Сделал это намеренно, понимая, какого рода возражения могут последовать. Но, как обычно, предусмотрительность и аккуратность моя были напрасны, фразу большинство читателей не заметили и многие начали мне возражать, объясняя, что Листьев имел полное право отменить рекламу, поскольку он возглавил совершенно новую организацию под названием ОРТ, у которой не перед кем никаких обязательств не было.

Однако, не волнуйтесь, я не собираюсь продолжать тему Листьева и сейчас совсем о другом. О том, что имел в виду, когда упомянул «первую кнопку».

У моего отчима был такой относительный родственник, муж одной из сестер его матери, завотделом Госплана, который жил в Доме на набережной. Наши семьи практически не общались, уж очень была велика социальная разница, но на какое-то семейное торжество в начале 60-х мы оказались приглашены. Там, среди прочих чудес я впервые и увидел такое, как телевизор. Это был, по сути, первый относительно массовый отечественный приемник «Ленинград».

Возможно, кто-то его ещё помнит, такая деревянная шкатулка из двух частей, слева радио, а справа, за отодвигающейся шторкой, крохотный экранчик. В памяти у меня он остался, но особого впечатления не произвел, поскольку его не включали, а просто сказали, что это такая штука, которая показывает типа кино, только совсем крохотное.

Немного позднее, когда мы в один из приездов в Москву снимали комнату в гигантской коммунальной квартире на Померанцевом переулке, там была семья давно покойного к тому времени какого-то большого железнодорожного начальника. Она сильно обнищала и, как сейчас сказали бы, деклассировалась, но у них ещё оставались некоторые осколки былой роскоши, для нас вовсе неведомые, в роде пылесоса или стиральной машины. И в том числе, единственный на десятка полтора комнат телевизор – знаменитый «КВН-49».

Вот его я уже несколько раз видел в работе, когда всех соседей приглашали на массовый просмотр какого-нибудь праздничного концерта. Однако, наибольший интерес у меня почему-то вызывало даже не изображение, а гигантская линза перед экраном, которую надо было наполнять дистиллированной водой. Постоянно хотелось проковырять внизу дырочку, любопытно, как оно всё булькнет и выльется на пол. Детские фантазии иногда чрезвычайно причудливы.

Собственный телевизор родители купили довольно поздно, это было незадолго до того, как я их покинул, потому марку даже не запомнил. Но, видимо, всё-таки сама мысль о таковом предмете подспудно у меня существовала. Делаю такой вывод в связи со следующими обстоятельствами.

В 72-м я переехал в первую свою личную комнатку и женился. Для церемонии бракосочетания мама подарила мне двести рублей на кольца, чтобы было чем обменяться в ЗАГСе. Расписались мы без этих заморочек, а ровно за указанную сумму купили в комиссионке телевизор. Название в голове не отложилось, скажу только, что был он, естественно, черно-белый, поскольку эра цветных ещё не наступила, почти предельного по тем временам размера и стоял на полу на четырех собственных тонких ножках, которые ввинчивались непосредственно в корпус. Стоял, однако, не долго. То ли я его в карты проиграл, то ли просто продал в минуту жизни трудную, каковые были событиями рядовыми, сейчас уже память не восстановит. Но очередной раз менял я через несколько лет место жительства точно без него.

И как-то довольно долго после этого мысли о телевизоре не возникало. Правда, была ещё одна история. В середине 80-х мой близкий тогда приятель Аркаша, крупный валютный спекулянт, купил через каких-то иностранцев так называемую «двойку». Небольшой, по-моему, всего лишь чуть ни четырнадцатиинчевый телевизор ДжиВиСи и только тогда появившийся видеомагнитофон. А, поскольку приятель в тот момент находился в процессе смены жен, то попросил меня временно поставить аппаратуру в моей тогдашней квартирке не первом этаже «хрущебы» в районе ВДНХ. Стоила такая штука не сильно дешевле «Жигулей». Думаю, понимаете, что имею в виду не пиво.

Я пару раз даже посмотрел данную японскую экзотику, а потом уехал в длительную командировку, оставив Аркаше ключи от квартиры. Когда же вернулся, то застал его в своем жилище вместе с компанией милиционеров и обеих жен – бывшей и будущей. Выяснилось, что за это время «двойку» сперли, хотя замок взломан не был, окна тоже целы и больше ничего не взяли. Темная история, меня ещё неоднократно вызывали к следователю, думаю, очень даже подозревали, но потом всё само собой затихло.

А более никакого отношения к телевизорам я не имел почти до самого конца советской власти. Как-то совсем не до того было. Но незадолго до сего замечательного события моя жена ждала ребенка и последние месяцы беременности чувствовала себя не очень хорошо, много времени проводила лежа в кровати. А я был сильно занят, дома бывал не часто, и, чтобы она не особо скучала, сделал ей подарок. По тем понятия предельно роскошный, не скажу уже, эквивалентом скольких средних зарплат он являлся, но, несомненно, многих. Через знакомых достал в «Березке» самый большой «Хитачи». Он оказался очень живучим, я всего десять лет назад оставил его при очередном переезде, но отнюдь не из-за плохой работы, а просто надоел. Но сейчас речь совсем о другом.

Ещё раз повторю и подчеркну. Японский телевизор того, ставшего впоследствии стандартным образца, с пультом дистанционного управления и автоматической настройкой на сначала несколько десятков, а скорее уже и на более чем сотню каналов в момент возникновения новой России был предметом отнюдь не рядовым. И это в Москве, среди по тем временам людей уже достаточно обеспеченных, однако при этом ещё вполне молодых. А у моей мамы аппаратура такого класса вообще появилась только в начале этого столетия. До того же, и у неё, и большинства её знакомых, и во многих семьях моих сверстников, стоял ящик советского типа, на подобие «Рубина».

А там вверху справа были шесть кнопок. При надавливании панелька с ними выдвигалась и про помощи колесика за каждой из кнопочек можно было немножко подстроить качества изображения. Но отнюдь не пройтись по всей полосе вещания. А только слегка скорректировать заводскую настройку. Которая была такова, что самая первая кнопка включала везде один и тот же канал. Вот именно этот самый, который и нынче называется «Первый».

Потому, для подавляющего большинства телезрителей страны в 95-м году организация какого-то там ОРТ являлась историей совершенно мифической и абстрактной. А то, что Листьев возглавил некую «совершенно новую организацию», событием вовсе непонятным и к реальности никакого отношения не имеющим. У них как была «первая кнопка», так и осталась. Самая распространенная, самая популярная, самая массовая, да просто самая привычная и автоматически считавшаяся самой главной. Ну, чего тут говорить, первая, она и есть первая.

Я всё это, собственно, написал всё это с одной единственной целью. А, может, кто из читателей тоже вспомнит, и когда у него появился первый телевизор с автоматической многоканальной настройкой, и, главное, когда большинство окружающей перестало пользоваться теми ящиками, на которых существовала «первая кнопка»?

Comments

( 27 комментариев — Оставить комментарий )
harper_man
13 апр, 2013 13:54 (UTC)
В нашей семье первый цветной телевизор появился в 1986 году. Запомнил, потому что скоро начался ЧМ по футболу в Мексике. Кажется, это была "Радуга" -уже не ламповая, а на микросхемах. Стоила она приличных денег - рублей 700 наверное. В начале 90-х в нее впаяли декодер, чтобы смотреть видак. А прослужила она до 2002 года, когда я купил LJ.
auvasilev
13 апр, 2013 14:01 (UTC)
Но, на той "Радуге", хоть она и была цветной, насколько я помню, были те же самые "кнопки" и, по-моему, тоже не больше шести.
harper_man
13 апр, 2013 14:10 (UTC)
Кнопки. Но штук десять. Там под ними еще была панель с хитрой подстройкой по каждому каналу.
fslon
13 апр, 2013 14:39 (UTC)
Ну уже в конце 80х у нас был портативный (в районе 14 дюймов) чернобелый Весна (в районе 200р, цветной стоил 300, что дорого), там было 6 кнопок, каждую можно было настроить на что угодно, вплоть до дециметровых каналов, за что, собственно, и была куплена. А в начале 90х после свадьбы мы купили двойку Фунай 20 дюймов, где уже было много-много каналов.
auvasilev
13 апр, 2013 14:56 (UTC)
Вы меня жутко заинтриговали. На какие такие дециметровые каналы в конце 80-х в СССР Вы умудрялись настраиваться? Да, и где жили, может это было что-то приграничное, я нечто подобное когда-то слышал про Карелию. Короче, уточните, пожалуйста, если не лень.
fslon
13 апр, 2013 15:33 (UTC)
Дык пятый ленинградский канал!
fslon
13 апр, 2013 15:39 (UTC)
Ошибся с названием, вот такая - Юность 406Д http://ru.pc-history.com/wp-content/uploads/Televizor_Junostj-406D.jpg Буква Д означала модель с дециметровым блоком. А жили в Москве, и там этот самый ленинградский канал ретранслировался

Подробности http://www.rw6ase.narod.ru/000/tw/junost406d.html

Edited at 2013-04-13 15:41 (UTC)
auvasilev
13 апр, 2013 17:23 (UTC)
А, всего-то... Я думал чего экзотическое, говорили где-то ловили Финляндию, где-то на юге, Турцию... Сам я про это только слышал, лично не довелось.
fslon
13 апр, 2013 18:40 (UTC)
У каждого свой гетеродин
auvasilev
13 апр, 2013 20:49 (UTC)
Хорошо сказано. Уважаю.
x741
14 апр, 2013 10:02 (UTC)
Хорошо, но не правильно.
Возможность ловли вражьих станций определяется не гетеродином, а антенной. В совецкие времена был и такой спорт - у кого антенна больше. Причем без всяких хи-хи, тут чисто физика: чем больше размер антенны, тем больше ее усиление. И некоторым действительно удавалось ловить. Кажется, у меня даже книжка про это дело была, с картинками-доказательствами...
sdiki
14 апр, 2013 18:22 (UTC)
У телевидения есть одно очень полезное с точки цензуры свойство - очень маленькое расстояние вещания. Телевидение использует очень короткие волны, которые не могут распространяться за горизонт - для устойчивого приема между приемной и передающей антенной не должно быть препятствий. Например, Останкинская телебашня при установке антенны на ее самый верх (500м) обеспечивает прием на расстоянии не более 80 км. Поэтому "интересные" программы можно было ловить только буквально на самой границе - в Выборге, Бресте, Измаиле... Отсюда - не было смысла делать жесткие фиксированные настройки. Тем более, что какое-то количество телевизоров мы экспортировали.
x741
14 апр, 2013 10:44 (UTC)
В конце 80-х и начале 90-х на 23 (или 25?) канале в Москве контрабандно транслировалась CNN International, вначале только днем, потом уже круглосуточно.
В дни лебединых озер 91-го и 93-го там можно было видеть прямую трансляцию безобразий на столичных улицах. Причем смешно было то, что тогда сиэнэнцы так же как и наши отменили все свои обычные программы, но вместо духоподъемной классики тупо гнали в эфир всё, что в данный момент снимали их камеры.
Самый памятный эпизод - выстрел танка по Белому дому, звук которого я услышал своими ушами через несколько секунд.
vetsog
13 апр, 2013 15:01 (UTC)
В 1973, ну может в 74, впервые увидел цветной телевизор, когда был с родителями в гостях у профессора Ланды, я ее фамилию только поэтому и запомнил - сильное детское впечатление.
Кнопок на телевизорах того времени не помню, были ПТК, похожие на ручку газа на плите. Даже анекдот помню про голос, обещавший "Я тебе ручки покручу" человеку, искавшему канал без съезда кпсс. Первый канал на ПТК был всегда в позиции часа на циферблате - он же первый.
А импортные телевизоры для многих каналов я помню только с 1991, себе купили 21 дюйм Сони в 93. Теща его еще смотрит.
auvasilev
13 апр, 2013 15:13 (UTC)
Точно! Вот про ПТК я и забыл, а они были ещё до кнопок и потом на некоторых моделях сохранялись параллельно. И там были не "первая и вторая кнопки", а "ручку на единицу и на двойку". А "Сонька" в 93-м - это было круто.
vetsog
13 апр, 2013 16:30 (UTC)
Не круто, просто выпендрился, надоели поломки и ремонты телевизоров. 600 долларов стоил, зарплата была 300, еще сколько-то получалось дополнительно. Снимать квартиру не хватало, жили у родителей жены.
x741
14 апр, 2013 10:22 (UTC)
На "двойке" ничего не было (только шум и полосы), т.к. это диапазон звукового вещания УКВ. Просто большинство людей даже не догадываются, что телевизионные каналы - это не то же самое, что телевизионные программы. Канал - это технический термин, номер одной из установленных стандартом частот передатчика, выделенных для телевещания, а программа - это то, что вещатель на этой частоте передает.
И в советских газетах писали не первый-второй и т.д. канал, а первая, вторая и т.д. программа.

В эру ПТК на "ручке" были заняты четрые позиции: 1, 3, 8, 11. На которых шли соответственно первая, московская, четвертая и вторая программы. Позже добавился ТВ-6 на 6-й позиции.

На кнопках же жесткой связи номера кнопки с номером канал не было, любую кнопку можно было настроить на любой канал.
gijane_na
13 апр, 2013 15:27 (UTC)
В нашей семье цветной телевизор появился с моим рождением - 83 год. Подарок от любящих родственников. И именно Рубин. Потом, году в 90 появился Горизонт - уже и экран побольше, и кнопок каналов было, дай бог памяти, 10. Где-то в 95-96 папа получил очень хороший гонорар, с него был куплен здоровенный, самый огромный по тем временам, телевизор Sony, диагональ 56. И так он до сих пор и стоит в старой квартире. Мы там уже давно не живем, но он, судя по словам съемщиков еще жив, курилка.
(Все таки, наверное, пульт управления, а не оправления, как то двусмысленно у вас получилось, извините )))

Edited at 2013-04-13 15:28 (UTC)
auvasilev
13 апр, 2013 15:30 (UTC)
Спасибо огромное, опечатку уже исправил.
misanthroper
13 апр, 2013 16:23 (UTC)
Массовая замена советских телевизоров на импортные в Новосибирске произошла в течение 95-96 года. Поменяло их примерно 35-40% населения, собственно те, кто имел на это деньги. Пишу так уверенно, т.к. в то время занимался маркетинговыми исследованиями. Само понятие "канала" окончательно мутировало году, наверное, к 2003, а на селе и до сих пор никуда не делось. Кстати, "кнопочки с подстройкой" - это уже, так сказать, чудеса новейшей технологии. Насколько помню, у стандартных советских телевизоров был шаговый переключатель на 12 позиций, каждой из которых заранее отводилась определенная длина волны, которая и выдавалась той или иной телестанции.
auvasilev
13 апр, 2013 17:25 (UTC)
Да, да, Вы совершенно правильно пишете относительно Блоков переключения каналов (БПК), я, действительно о них забыл, мне уже напомнили.
x741
14 апр, 2013 10:51 (UTC)
Не, ПТК - переключатель телевизионных каналов. Самый массовый - ПТК-12, на 12 каналов метрового диапазона.

А в КВН-49 переключение делалось рычагом на 4 позиции, если не ошибаюсь.
dmitriy_ukhov
13 апр, 2013 16:53 (UTC)
О, отлично помню этот рубин, даже модель помню - Ц-208. Еще помню, как крутя эти крутилки, нашел на одной кнопке сначала СТС весь в шумах (децеметровый), а потом и НТВ. На моей памяти был всегда, значит куплен в середине 80-х, не позже. Простоял до примерно 2002 года, я по нему 11 сентября 2001 года смотрел - врезалось в память очень сильно. Году в 1994 отец принес 14-дюймовый JVC , стоял в родительской комнате, но, как и завещала кнопочная система, никакой автонастройкой никто не пользовался - ОРТ был на первой кнопке, РТР на второй, на третьей - наш местный ГТРК, 4 и 5 - следующие два местных канала эпохи начала капитализма, НТВ почему-то на 9-ой.
yurakolotov
13 апр, 2013 18:06 (UTC)
Цветной - году в 86м, думаю. Не помню, настраивался ли на что угодно. Три канала было точно (два центральных и один ленинградский).

А в 90м перед отъездом уже на последние купили японский Фунай с видиком, они нам прослужили потом лет 10. Вот этот настраивался свободно.
naigoro
13 апр, 2013 18:57 (UTC)
У нас был вот такой, с ящичком настройки под кнопками, "Горизонт". Гораздо дольше, чем он того заслуживал - у него очень быстро гикнулась какая-то фигня в блоке сведения (словно бы отгорела), и я его крутил-крутил, но в норму не привел - минимизировал разъезжание цветов, но не особо успешно. И так он проработал, наверное, до начала нового столетия, когда я уже ошивался в Москве.
Но и тот телевизор был не первым, его купили уже на моей памяти году в 1986-м, что ли. А до того была "Чайка" черно-белая, и кнопок там не было, а была круглая ручка типа ручек конфорок на плите. Вращалась туго, с дрындындыном. И каналов в Волгограде было два. Называли их в быту не первым и вторым, а четвертым и десятым соответственно (по частотам, по крайней мере, в Волгограде). Там были порты под приставку двухъязыкового сопровождения, под приставку дистанционного управления, регулировались размер и линейность по вертикали и горизонтали...
dead_pilot
14 апр, 2013 10:57 (UTC)
Ножки в корпус вкручивались у "Садко-303", также у него был и дециметровый блок с 2 кнопками управления. Проработал у нас в семье с 74 по 85, был заменен на цветной "Горизонт" , там как раз был блок управления на 6 кнопок с "крутилками" точной настройки. Первый импортных " LG " появился в доме в 95 году, я тогда закончил институт и после 3 месячных мытарств нашел более-менее приличную работу. Вот как раз вся первая з/п и ушла на его покупку....
sdiki
14 апр, 2013 17:48 (UTC)
Ох, сколько Вы всего про телевизоры наговорили, просто даже не знаю, с чего начать. Ну вот пост Ваш озаглавлен "настройте свой гетеродин". А вот телевизор КВН-49, который Вы упоминаете, уникален был не только своей линзой, но и отсутствием в нем гетеродина. Т.е. он был собран по схеме прямого усиления, без преобразования частот, хотя супергетеродинный принцип приема радиосигналов стал стандартом очень давно - насколько я знаю, в послевоенные годы практически все приемники были супергетеродинными, а схемы прямого усиления остались только для начинающих радиолюбителей.
Резануло также глаз ваше объяснение про 6 кнопок и колесики настройки. Вынужден Вас опровергнуть, но у телевизоров с кнопочным селектором каналов каждая из настроек распространялась на весь диапазон телевещания, и колесиком можно было настроиться на любую доступную станцию.
Что касается количества каналов. Изначально, когда было только вещание в метровом диапазоне, то каналов было 12, и они имели фиксированные частоты, поэтому в наших первых телевизорах были блоки ПТК ("переключатель телевизионных каналов") с 12 положениями. Позже, в 70-х, освоили диапазон дециметровых волн (ДМВ), и соответственно появились телевизоры с буковкой Д после обозначения (например, Темп-710Д). У этих телевизоров была возможность принимать примерно до 60 каналов. Но - если бы эти каналы у нас были в эфире! Реально на ДМВ обычно вещали местные каналы, причем официально считалось, что они не охватывают большую аудиторию, и такое вещание считалось "бантиком". В 80-е годы у нас все-таки появились телевизоры с пультами и возможностью выбора из большого количества предварительных настроек (то, что обычно и называется "кнопкой"), но они не успели распространиться до наплыва импортных телевизоров.
На самом деле сама техника приема у нас технически отставала от иностранной не очень сильно - примерно лет на 10. Проблема была скорее в другом - во-первых, у нас телевизоры стоили непомерно дорого по сравнению с мировым рынком, поэтому люди обновляли эту технику очень нечасто, а во-вторых - главная проблема - отсутствие контента. Ведь у нас даже под занавес советской власти в большинстве городов вещали всего 3-4 канала, а если выйти за пределы городов, то у нас в конце 80-х охват вещания 2-мя каналами составлял 75% населения страны. При этом вещали пару часов по утрам, потом длительный перерыв, потом с 16 до 24. В 24 часа в качестве колыбельной песенки играл гимн, и все - трудящимся пора баиньки.
Ну а если говорить о телевизорах в нашей семье, то мои родители несколько опережали страну в среднем. Первый телевизор у нас появился в 1967 году, это был телевизор "Рекорд-6" - ламповый черно-белый с экраном 37 см (т.е. 15 дюймов). Я бы его с умным видом отнес ко 2-му поколению телевизоров. Телевизор был достаточно убогий, я помню, например, что сам приделывал к нему дополнительный усилитель звука, так как его штатный звуковой канал работал очень плохо. Изображение было тоже не очень, но с этим я тогда ничего поделать не мог. Где-то в 1978-79 году у нас появился телевизор "Весна-711" - цветной 3-го поколения с экраном 61 см (24 дюйма). Он прожил потом довольно долгую жизнь, правда лет через 5-7 жизни понятие "цветной" проявлялось только в том, что у него один угол был подкрашен в зеленый цвет, а другой - в красный. Ну а дальше было много чего, говорить об этом как-то даже неинтересно.
Правда сейчас мне на моих телевизорах хватает всего 2-х кнопок из имеющейся сотни - каналы Euronews и AXN Sci-Fi.
( 27 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

вторая
auvasilev
Васильев Александр Юрьевич
http://vasilev.su

Latest Month

Август 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Разработано LiveJournal.com
Designed by yoksel