?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Дары волхвов



В преддверии великих и судьбоносных предстоящих событий шестого мая в Москве, решил определить свое личное отношение к противостоянию власти и либеральной русской интеллигенции, вернее той её наиболее гнилой части, к которой причисляю себя.

Фраза, относительно стилистических разногласий с властью была сказана в свое время вскользь Андреем Синявским, и, думаю, он даже не предполагал её столь блистательной карьеры, поскольку она в устах любого человека того времени звучала банальной и пошлой в лучшем значении этих слов. Я хотел бы пойти ещё далее по пути уточнения и отметить некоторые не только стилистические, но и мелкие, чисто экзистенциальные расхождения.

То, о чем я хочу написать, не для литературоведов. Они и без меня прекрасно знают, кого и что читать на эту тему. А остальным хотел бы сказать несколько слов о моем понимании разницы между новеллой и рассказом.

При этом, конечно же, и на святые имена Томашевского с Эйхенбаумом и Шкловским ни коем случае не желал бы покушаться, это было бы как минимум хамским невежеством. Однако вовсе не собираюсь вторгаться в столь высокие области. Потому и начинаю с того, что отдаю дань и прочее.

Но, при всём уважении, и чисто литературоведческий подход даже не то, что ущербен, а ограничен, часто и намеренно, и вынужденно, поскольку обращен не только на автора или читателя, а в основном на текст, что методологически абсолютно правильно, но неизбежно сужает угол зрения. И естественно спотыкается о реальность при дидактическом применении вырабатываемых в процессе изучения якобы правил, которые на самом деле всего лишь только вторичные признаки. Типа неординарности сюжета, неожиданности финала, «перипетий» и прочей подобной, обычно выявляемой классифицирующей атрибутики.

И отсюда часто возникает недоумение, порой переходящее в недоразумение. Ну, хорошо, О Генри это понятно, то есть, предположим, что понятно, - новелла, а тогда Чехов? А Бунин? А Мопассан? А Хемингуэй? А Стайн? И любое только что казавшееся железобетонным построение начинает потихоньку сыпаться как песчаный замок.

Потому, что дело тут не в конкретном тексте, а в типе мышления. Но типе тоже не полностью едином и безвариантном лично для каждого писателя, а проявившемся как некая грань уже в конкретном тексте. Она там может быть превалирующей и практически чистейшей до дистиллированности, а может быть только частью множества или вообще тончайшим оттенком, легким дуновением случайного порыва ветра. Неважно. Если эта щепотка соль хоть сколько-нибудь влияет на вкус супа, имеет смысл обратить на неё внимание.

Рассказ – это позиция. К которой автор призывает присоединиться. Для чего, в силу своих возможностей и способностей, подбирает, как ему кажется, наиболее убедительные аргументы. А новелла, это, прежде всего ситуация, которую автор предлагает читателю рассмотреть, изначально подразумевая, что именно позиция при восприятии данной ситуации не только у читателя может отличаться от авторской, но и в принципе, этих позиций существует бесчисленное количество.

Рассказ – он о событии, уже осмысленном автором, а новелла даже не «о», а сама по себе выражение удивления неким феноменом мироздания, чистая констатация, иногда даже лишенная попытки такого осмысления. Там больше удивления и изумления, порой доходящего до восхищения или, наоборот, испуга и отвращения.

Нет, естественно, и речи не может быть о какой-то там идеальной нейтральности. Конечно же, отношение автора присутствует, и все нарочитые попытки от него избавиться во имя каких-то абстрактных моральных или художественных принципов обречены на провал и приводят только к элементарной творческой неудаче. Но это отношение в новелле является не проповедью или поучением, а всего лишь принципиально одним из компонентов, предполагающих присутствие любых иных равнозначных.

Вероятно, первый вопрос, который не только может, но и обязан появиться у читателя вообще и у читателя данного моего текста в частности, это - разве не бывает ситуация, когда авторская позиция, по крайней мере, для самого автора, является настолько однозначной, что он не способен о ней не просто промолчать, а вынужден кричать во всё горло? Да, не только бывает, а и случается в нашей жизни достаточно часто. Ну, там, какие-то откровенные подлые убийства, кровавая узурпация власти или ещё чего подобное. Тут уже не до новеллистичности мышления, а слово берется в руку как булыжник, выковырянный из мостовой, и становится оружием.

И тогда не новелла становится рассказом или чем иным, а вовсе никакой новеллы не рождается, а создается там, ну не знаю, прокламация, транспарант, инструкция по пользованию пулеметом, в конце концов.

И ещё часто для определения сущности не менее важно, чем понять наличие ингредиентов, оказывается попытка выяснение того, чего там нет. В рассказе нет смирения. А в новелле нет гордыни. Это не хорошо и не плохо. Это так.

Подозреваю, что мой тип мышления всё-таки более склонен к новелле.

Тут ведь дело ни в чьей-то правоте или неправоте. Вот даже ребенок если ведет себя как-нибудь, на мой взгляд, совершенно глупо и отвратительно, то если это чужой ребенок и он мне или кому-то из окружающий впрямую не мешает чисто практически и физически, то мне и в голову не придет ни то, что ему самому, но даже и его родителям сказать нечто вроде, мол, вы плохо воспитываете своего отпрыска. Максимум, что считаю себя вправе сделать, в ситуации, когда это маленькое безобразие откровенно толкается, орет над ухом или ломает чью-то собственность, - обратить внимание взрослого и потребовать прекратить несанкционированное вторжение в чужое личное пространство.

Возможно, истинный рассказчик счел бы такую меру вмешательства в действительность недостаточной и даже трусоватой.

И это не потому, что я такой хороший, или особо умный, или уникально толерантный, или в какую-то особую секту вступил и уверовал, будто именно так следует мыслить и, соответственно, таким образом себя вести. Ничего подобного, хотя иногда очень хочется считать именно так. Не про секту, понятно, а про «умный и хороший». Однако дело совсем в другом и гораздо примитивнее. Просто я так думаю. То есть, это у меня тип мышления такой. Новеллистический. И написанное выше всё целиком и полностью является новеллой. А ни в коем случае не рассказом.

Думаю, и самый терпеливый читатель, из последних сил каким-то чудом добравшийся до этого места в моем тексте, уже безмерно заскучал и явно подумал - ну, неужели автор так и останется на уровне абстрактных рассуждений и не привет ни единого конкретного примера? Приведу. На мой взгляд, идеальной новеллой является картина, под которой помещено все, здесь написанное.

Comments

( 6 комментариев — Оставить комментарий )
valentina_ak
4 май, 2013 14:55 (UTC)
Спасибо, очень интересно.
vetsog
4 май, 2013 15:06 (UTC)
Немного в сторону от основной темы.
Как-то Вы скромно о своей деятельности написали. И булыжник не раз хватали, и инструкции о пользовании автоматом бывали, и секту сами же организовали.
А теперь, значит, скромно в сторону и новеллами тут мозги людям закручиваете?
Кстати, а котором из Шкловских Вы тут?
valentina_ak
4 май, 2013 15:13 (UTC)
Ну, вот, а я знаю только В.Ш., который "Zoo или письма не о любви" и тд., кажется, он из "Серапионовых братьев"... надо искать про второго в поисковике, тёмный я человек :)
vetsog
4 май, 2013 15:50 (UTC)
Это была наполовину шутка, но вот запомнились мне рассказы Иосифа Шкловского http://ega-math.narod.ru/Echelon/book.htm . А если интересно, то про него хорошо написал Тендряков, что-то сходу не найду ссылку
valentina_ak
4 май, 2013 17:10 (UTC)
О, спасибо. Почитаю.
auvasilev
4 май, 2013 15:46 (UTC)
Честно говоря, вы меня несколько поставили в тупик своим вопросом. Я знаю только одного Шкловского, Виктора Борисовича, на мой взгляд, почти (очень почти, но, те не менее) великого литературоведа. Да, ещё есть пара актеров, довольно приличных, но явно они тут не при чем. Если есть кто ещё примечательный, буду признателен за информацию.
( 6 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

вторая
auvasilev
Васильев Александр Юрьевич
http://vasilev.su

Latest Month

Октябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Разработано LiveJournal.com
Designed by yoksel