?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

История будущего

Думал, как будто отзвенели уже литавры этой на пустом месте вспыхнувшей истерики по поводу одной из многих советских спецслужб. И исключительно для памяти у себя в блоге вчера без всяких комментариев, просто из уважения к импонирующему мне спокойному тону автора, перепечатал статью Леонида Млечина в «МК» о СМЕРШе.

Внезапно мой скромный Журнал взорвался десятками откликов, перепечатка эта вошла в «Топ ЖЖ», как будто я написал или открыл что-то сенсационное, а не просто поместил у себя чужой текст, к тому же опубликованный в одной из самых популярных газет. Откуда такая кровная, почти яростная заинтересованность в событиях и фактах почти уже семидесятилетней данности? Оттуда.

Кто-то как-то довольно остроумно заметил, что Россия, это единственная страна, где могут набить морду за несогласие по историческому поводу трехсотлетней давности. Однако, остроумно, это ещё не всегда верно. Как и во многом другом, наша страна в этом отнюдь не так уж и уникальна.

В начале июля 1690 года у реки Бойн протестантская армия Вильгельма Оранского разгромила войска последнего английского католического короля Якова. С тех пор двенадцатого числа этого месяца Оранжисты во многих городах Северной Ирландии отмечают свой День Победы. Проходя торжественным маршем. И непременно через католические кварталы. Там молодежь с обеих сторон зачастую с большим удовольствием вступает в историко-философские диспуты по поводу событий конца семнадцатого века.

Это так, всего лишь один из великого множества примеров, просто очень наглядный из-за красочности одежд марширующих. А в принципе тут рядовая, стандартная и даже шаблонная методология – использовать якобы историю для решения конкретных, сиюминутных и чаще всего очень корыстно мотивированных вопросов и проблем.

Неужели кто-нибудь всерьез думает, что наш народ вдруг впал во внезапное и поголовное помешательство на почве неожиданно вспыхнувшего патологического интереса к отечественной истории? Да подавляющее большинство населения фантастически невежественно даже в отношении событий самого недавнего прошлого. Уверено, что в девяносто первом танки стреляли по Белому дому, в СССР квартиры были у их жителей в собственности, а Брежнев правил после Андропова.

И тут я как раз совершенно не согласен с Млечиным и многими другими, что считают принципиально важным раскрывать архивы, публиковать как можно больше документов и призывать людей всё глубже изучать родную историю «настоящим образом». То есть, нет, конечно, всё это чрезвычайно полезно, более того, необходимо и обязательно, но наивно думать, что способно привести и приведет к каким-то реальным результатам в области формирования мировоззрения и политических пристрастий.

Один опять же из великого множества, но тоже как наиболее наглядный пример – «Катынское дело» Смешно предполагать, будто степень открытости документов по нему имеет хоть какое-то практически-психологическое значение. Все равно будут люди, которые уверены, что, во-первых, так полякам и надо, во-вторых, наши их не расстреливали, в-третьих, любые противоречащие этому документы подделаны, и, главное, в-четвертых, опять же так полякам и надо. «Это машина Стелькина, а он взяточник». Точка.

Думаю, даже самые ярые ненавистники лично Путина не считают, что он намеренно хочет зла России или специально, из вредности напакостить всем в ней живущим. Тут дело совершенно в другом. Просто даже не основная, а единственная абсолютная задача – это пожизненное правление. А всё остальное рассматривается исключительно с точки зрения полезности или вредности для её успешного решения. Более того, уверен, что если будут два равнозначных варианта, одинаково или способствующих этому правлению или хотя бы нейтральных в этом отношении, но одно будет более умным и гуманным, а второе менее, то Владимир Владимирович совершенно не станет по мерзости характера выбирать именно второе. А если и сделает так, то, скорее, по ошибке, невнимательности или недомыслию.

Но что касается отношения к историческим фактам, событиям или целым эпохам, тут не может быть никакой альтернативы. И, кстати, ведь упор ведь делается отнюдь не на одном сталинизме. В ход идет всё что угодно, подвернувшееся под руку и способное пригодиться для осуществления программы «Путин forever». От Александра Невского и Куликова поля до Гагарина и Брежнева. И не какой-то то там условный водораздел, а самая что ни на есть реальная и бездонная, никаким образом не переходимая пропасть существует отнюдь не между людьми, по-разному информированными относительно каких-то исторических фактов или документов. А между теми, кто ощущает на самом изначальном, нутряном уровне ценность личной свободы, и теми, для кого подобной ценности вовсе нет в природе. А дальше идут только оговорки, уточнения и разъяснения на тему «кулака у кончика чужого носа», «соотносимости прав индивидуума и социума», и прочие «умности», на самом деле чаще всего только запутывающие, маскирующие и, главное, вовсе не искренние.

И всё становится предельно понятно и не надо успокаивать себя лукавым самообманом. Сколько было СМЕРШей, чем они на самом деле занимались, какое количество народу отправили на тот свет по ошибке, какое по справедливости, а какое злонамеренно, - на это ведь в реальности всем глубоко наплевать. И вообще, какой там СМЕРШ, почти все люди, для которых это слово имело какое то истинное значение, которые или вздрагивали при его звуке и стискивали зубы в чаще всего бессильной ненависти, или начинали улыбаться с томной ностальгической мечтательностью, они умерли.

А для нынешних это совсем иное. «Справедливо», «правильно», «исторически оправдано» «объективно целесообразно» и прочие подобные словеса только напускают туману. Опричники, чекисты, экавэдэшники, кагэбэшники – это хорошо? Душа радуется, по сердцу разливается благостная истома? Тогда и пожизненное правление одного человека естественно и прекрасно.

Нет смысла заморачиваться по поводу где авторитаризм, а где уже тоталитаризм. При сталинизме и родственных системах был порядок и всё в основном, опять же было хорошо? Ну, так значит, при вечном путине будет ещё лучше.

В данной ситуации оба слова наименования «Смерть шпионам» звучат как сладостная музыка. Под которую одно наслаждение заставлять любого по своему капризу добровольно вешать себе на грудь табличку «Иностранный агент» и смотреть мудрым отеческим взоров, без намека на издевательство, как какие-то гнилые, всё более дурно пахнущие либералы чего-то там пытаются раскапывать в никому не нужных архивах.

Comments

( 22 комментария — Оставить комментарий )
reader59
29 май, 2013 14:05 (UTC)
Веселенький подход. То есть грамотный или невежда, умный или дурак - все едино?
podzatylkina
29 май, 2013 17:06 (UTC)
Вы, читатель, прочтите внимательнее. Александр Юрьевич сформулировал очень четко. Не столь важна грамотность, наличие образования или его отсутствие. Просто есть те, "кто ощущает на самом изначальном, нутряном уровне ценность личной свободы, и те, для кого подобной ценности вовсе нет в природе". Невозможно рассказать про вкус дыни тому, кто всю жизнь жевал шнурки.
evgknyaginin
29 май, 2013 17:32 (UTC)
А вы не задумывались над тем, почему он жевал шнурки?
yuridmitrievich
30 май, 2013 07:25 (UTC)
= есть те, " кто ощущает на самом изначальном, нутряном уровне ценность личной свободы, и те, для кого подобной ценности вовсе нет в природе".

Разумной середины быть не может?
auvasilev
30 май, 2013 07:46 (UTC)
Ну, что Вы, конечно, всё может быть. Особенно, если учесть, что понятие "разумный" для себя каждый определяет сам. А так, вообще человек соткан из метаний и противоречий, чему, собственно, в основном и посвящена великая мировая, аж русская в особенности, литература. Но есть все-таки, на мой взгляд, какие-то базовые понятия, типа "может ли один человек быть хозяином другому", "сколько стоит человеческая жизнь", "что есть чувство собственного достоинства" и тому подобные, относительно которых в конце концов у каждого вырабатываются однозначные представления и, главное, ощущения. А иначе получается, как вот вчера в одном фильме наемный убийца говорит, что женщин, стариков и детей убивать не станет. Очень, по мнению автора, благородно, но вот только перестает ли при этом герой быть наемным убийцей?
А Ваша следующая цитата из Пушкина мне вовсе не понятна. Вы у меня где-то заметили призыв жечь усадьбы и вешать помещиков? Или у Вас такую аналогию вызывает моя мысль о необходимости автоматической и неизбежной конституционной сменяемости власти?
yuridmitrievich
30 май, 2013 09:11 (UTC)
Поборники неограниченной свободы опасны для всего общества.
auvasilev
30 май, 2013 09:44 (UTC)
Да, что Вы так заволновались, поверьте, и люди моего типа, и я лично, представляем для Вас самую маленькую опасность. Это Вас кто-то другой, видимо, в жизни слишком сильно напугал...
evgknyaginin
29 май, 2013 17:30 (UTC)
Согласен с каждым словом. Особенно с этими: "...Самая что ни на есть реальная и бездонная, никаким образом не переходимая пропасть существует отнюдь не между людьми, по-разному информированными относительно каких-то исторических фактов или документов. А между теми, кто ощущает на самом изначальном, нутряном уровне ценность личной свободы, и теми, для кого подобной ценности вовсе нет в природе".
pierre_le_petit
29 май, 2013 17:32 (UTC)
Роль путина в том, чтобы активизировать процесс разделения общества, процесс поляризации сил добра и зла. Он - центр кристаллизации зла, его зло эталонно, потому что максимально активно. Он каждый день творит максимум того зла, которое способен сотворить в данных условиях. Но он пока ещё считается с некоторой частью из условий, в которых вынужден действовать, а они сегодня являются довольно жёсткими для диктатора его типа. Поэтому, например, он не рискует пока открыто проливать кровь своих врагов. Но этому его более-менее трезвому отношению к реальности явно приходит конец, и данный факт внушает оптимизм относительно перспектив зла здесь. Именно активно борясь с добром, зло и создает условия для собственной гибели. И привилегия русских как раз в том, что мы имеем перед собой такой активный центр творения зла и, значит, не можем избавить себя от необходимости определиться, на чью сторону нам встать в последней битве добра и зла.

Edited at 2013-05-29 17:33 (UTC)
yurakolotov
29 май, 2013 19:09 (UTC)
И этот текст тоже отвечает на вопрос о том, почему к вам "вдруг" пришло много откликов. Потому что качественно пишете - и вас за это читают. И передают дальше.

Потому что в наше время и в этой блогосфере не так много умных и порядочных людей, умеющих вдобавок чеканно формулировать.
auvasilev
30 май, 2013 07:02 (UTC)
Спасибо на добром слове. Но если бы Вы посмотрели, какие отклики приходят и на этот текст, и на подобные, когда их перепечатывают какие-либо иные электронные издания, то у Вас волосы встали бы дыбом. Не хочу давать ссылок, просто, чтобы не портить Вам настроение.
prihodkoandrew
29 май, 2013 19:26 (UTC)

В 41м году моя бабушка, тринадцатилетняя девочка получила в родной деревне уведомление, что ее отец был расстрелян органами как пытавшийся покинуть поле боя. Она до сих пор крайне неохотно вспоминает и рассказывает об этом. Думаю, что  в немалой степени эта бумажка способствовала тому, что из той деревни чуть позже она уехала в Москву сразу как только смогла  выправить нужные документы. Ничего более подробного о его смерти узнать невозможно, да и хочу ли я? Наверное, да. Но не смогу скорее всего.
Она рассказывает, что прадед был справный хозяин и не уехал в Сибирь в коллективизацию только потому, что его брат был еще более справным -  тот и уехал. Одного уморили коллективизаторы, другой не смог пойти на убой. Хорошие, плохие, - просто люди. Умерли жуткой смертью.
А потом бабушка женилась в Москве. На герое войны, военном летчике. Они потом развелись, он уехал в Одессу, там попал под машину. Врачи не смогли поставить на ноги и он повесился с тоски. Мой родной дед.
Вот такие истории. В том числе и о "великой войне".

prihodkoandrew
29 май, 2013 19:33 (UTC)

Упс, конечно не женилась, а вышла замуж. Простите.

infin56
29 май, 2013 19:45 (UTC)
Да Смерш. Да Гозман еврей, Да педерасты празднуют свадьбу во Франции, Да зарезали исламисты барабанщика в Лондоне. Да Сирия...и да Путин...
Но скоро всем будет похрен на первое- "да Смерш"...я сам создам НЕОСМЕРШ...
auvasilev
30 май, 2013 07:06 (UTC)
Во-первых, я всё-таки настаиваю, что не "похрен", а "похрену". А, во-вторых, ну, не надо так уж нервничать...
infin56
30 май, 2013 15:37 (UTC)
писал я выпимши...а когда пьян, я спокоен как удав))))
ivanbakin1
30 май, 2013 06:37 (UTC)
Народ в России деградирует.
Вы посмотрите на последние опросы «иностранного агента» Левады. Такое (50% за Сталина, 56% за Брежнева) 20 лет тому назад было невозможным.
Если бы Левада каким то чудом организовал опрос среди всех миллионов уехавших ( а сколько их никто не знает, так как формально переезд на временную, а там и постоянную работу за границу не считается эмиграцией и не учитывается), то результат был бы диаметрально противоположным.

auvasilev
30 май, 2013 07:09 (UTC)
А, кстати, да. Ну, то есть, далеко не уверен, что диаметрально, но вполне возможно и несколько иным.
ivanbakin1
30 май, 2013 10:35 (UTC)
В Великобритании и США в 2012 победил Прохоров. Ну это не совсем относится к теме разговора, но тем не менее уверен, что за Сталина-Брежнева проголосовал бы ничтожный процент.
В UK живет около полумиллона русских, не считая армады владельцев прибалтийских паспортов.



Edited at 2013-05-30 10:36 (UTC)
yuridmitrievich
30 май, 2013 07:31 (UTC)
"Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный. Те, которые замышляют у нас невозможные перевороты, или молоды и не знают нашего народа, или уж люди жестокосердые, которым и своя шейка — копейка, и чужая головушка-полушка».
А. С. Пушкин. «Капитанская дочка.»
yuryper
31 май, 2013 00:11 (UTC)
Очень!
livejournal
31 май, 2013 00:14 (UTC)
История будущего, или откуда возникает фашизм в голова
Пользователь yuryper сослался на вашу запись в записи «История будущего, или откуда возникает фашизм в головах вроде бы обычных людей» в контексте: [...] Оригинал взят у в История будущего [...]
( 22 комментария — Оставить комментарий )

Profile

вторая
auvasilev
Васильев Александр Юрьевич
http://vasilev.su

Latest Month

Ноябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Разработано LiveJournal.com
Designed by yoksel