?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Он удобен всем и всегда, как любое безразмерное. Победно шагающий по замеревшей от ужаса стране тридцать седьмой год никак не помешал с невиданной пышностью в свое время отметить столетие его смерти. И сегодня ничто никому не омрачит светлого праздника его рождения.

Плетка, конечно, вызывает у некоторых не самое приятное чувство. Но всё же более тех, кто прямо-таки панически боится её отсутствия или хотя бы угрозы недостаточно регулярного и эффективного употребления.

Вообще, это совершенно нормально и естественно. Любой человек, который чувствует за собой потенциальную способность убить, украсть, да чего там в смертных грехах копаться, попросту напакостить в случае даже не том, что пакость эта будет формально разрешена, а всего лишь если будет совсем уверен в её фактической и практической безнаказанности, такой человек очень живо сразу представляет себе последствия слова «свобода» в его понимании.

То есть, как это свобода? Значит, и со мной могут сделать то, что я способен сделать с иными, ежели мне дать полную свободу? И приходя в ужас от этого человек приходит в ужас прежде всего от самого себя. Тогда сразу идет в ход чрезвычайно удобная пушкинская цитата про русский бунт, бессмысленный и беспощадный. Как-то в голове мгновенно замыкает и складывается свобода исключительно с кровавым бунтом.

Хотя писал Александр Сергеевич совершенно не о том, что именно у русских бунт какой-то особенный, а остальные бунтуют по-другому, много осмысленней и гуманнее. И вообще имел в виду совершенно конкретное бунтарство пугачевского типа. А что может быть дальше от понимания свободы, чем этот авантюрист-самозванец с уголовным мышлением?

Только вот не надо тут заниматься плетением словес и начинать объяснять мне разницу между свободой и волей. Это убогое варево из причитаний об одновременной широте и архаичности русской души уже не утоляет голода и у самых убогих. Что пожечь с десяток крепостей, что в хмельном угаре побить зеркала в кабаке да официанту рожу горчицей намазать, всё подобное к свободе приплетается по недоразумению и невоспитанности чувств.

И вообще тут никакой не бунт, а примитивное тупое хулиганство. Если же серьезно говорить о том, кто впервые на русском языке выразил, нет, вру, даже не выразил, а крайне косноязычно, как ни кощунственно звучит по отношению к великому писателю и мыслителю, а только попытался выразить понятия свободы и истинного духовного бунта, так это именно Пушкин. Сам до конца не понимая и бесконечно путаясь, но гениально ощущая суть истинной внутренней свободы, он мучительно балансировал на грани обрыва, почти уже осознавая его бездонность и беспощадность, но и обреченность не иметь возможности сделать шаг назад.

Так что, свобода – это как раз, прежде всего, смелость самого себя и не бояться.

А из наследия поэта или его биографии каждый волен черпать то, что ему более подходит по размеру души и способностям ума. Можно начетнически оправдывать свою трусость строчкой из «Капитанской дочки», а можно удовлетвориться и тем, что Пушкин болел триппером и попытаться путем следования этому примеру тоже войти в историю отечественной культуры.

Comments

( 6 комментариев — Оставить комментарий )
(без темы) - feropont_1 - 4 июн, 2013 12:42 (UTC) - Развернуть
(без темы) - original_ivan - 4 июн, 2013 12:44 (UTC) - Развернуть
auvasilev
4 июн, 2013 12:49 (UTC)
Гениальная фраза! Записал, надо будет обязательно где-нибудь использовать. Спасибо.
emelia_41
10 июн, 2013 15:56 (UTC)
Частное уродство всегда меньшее зло, чем уродство государственное, особенно в России, потому что оно ещё не сакрализовано и не имеет всех государственных инструментов лжи и подавления. Не зря у лучших из дворян - ни у Пушкина, ни у Толстого - никогда язык не поворачивался, чтобы начать шельмовать Пугачёва. Просто они были очень хорошо знакомы с подробностями натуры той империи, которая иногда порождала бунты. Быть свободным в России невозможно, потому что человек, живя просто так, в любом случае становится здесь соучастником тех преступлений, которые творит государство. Свободным он может быть только борясь с этим государством во всех его составляющих. И если борьба эта принимает зачастую уродливые формы, то дань уважения храбрым всё равно не теряет своей актуальности. Не зря Есенин так восхищался Пугачёвым - он тоже хорошо успел почувствовать всю гниль той России, "которую мы потеряли".
auvasilev
10 июн, 2013 17:52 (UTC)
Вредно и подло бороться со злом способами, имитирующими структуру и цели этого самого зла, да ещё превосходящими его по уровню. Пугачев не боролся с империей, а в виде самозваного царя сам хотел её возглавить. Действуя тем же образом, хоть и гораздо изощреннее, Ленин уничтожил одну империю, для того, что бы на её месте воссоздать другую, но гораздо более страшную, сталинскую.
emelia_41
10 июн, 2013 18:52 (UTC)
Как Вы удивительно зло относитесь к бравому казаку Пугачёву. Как будто знаете наперёд и воочию видите что было бы, если бы он взял и Москву, и Питер... Не надо было на крестьян смотреть как на скот. Хотя бы они и были по объективным причинам совсем другим народом, чем дворянская Россия, а у Порфирия Петровича действительно были все основания пугать Раскольникова: "там ведь мужички наши живут посконные, они - иностранцы". А по мне так главное русское зло - это когда народ и партия едины. Поэтому не бросай камень в уголовника, который бросился с ножом на гэбэшника и который может быть вовсе и никакой не уголовник, - а помоги ему и возьми оперативника за яблочко сзади. Пусть, сука, знает, как чеченцев геноцидить...
( 6 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

вторая
auvasilev
Васильев Александр Юрьевич
http://vasilev.su

Latest Month

Октябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Разработано LiveJournal.com
Designed by yoksel