И что основной манок любой религии – это загробная жизнь или, по сути, бессмертие, в основе своей опять же имеющий тот самый страх, только перед собственной смертью, возникающий в момент осознания личной смертности.
Не буду сейчас всё это даже обсуждать за подростковой незначительностью. С годами всё равно каждый сам лучше и лучше понимает сам свои собственные страхи. Дело не в смерти, а в одиночестве. А смерть тут лишь с того бока, что просто перед ней одиночество проявляется наиболее очевидно.
Неизбежно к каждому, хоть немного мыслящему, приходит осознание, насколько любая слава, деньги, семья, творчество, талант, даже абсолютная, максимально возможная в пределах этого мира власть, ни на малейшую долю не спасает вот от этого беспредельного одиночества в последний момент.
Так что, убедить себя, что Он всегда с тобой «что и волос на твоей голове не шевельнется без Его воли», это величайший дар, если он дан тебе, если ты способен им воспользоваться, то тогда становится легче. Видимо. Точно я не знаю.
А для человека неверующего единственная возможность побороть или хоть чуть притупить свой животный ужас перед одиночеством, это осознать, вместе с неизбежностью, и его самоценность. Теоретически, конечно, возможно, но практически почти невероятно. Что не отрицает определенной полезности попытки стремления к такому осознанию.
Но в любом случае потом всё заканчивается. И достаточно, вполне достаточно, заранее ощутить, что совсем всё. В том числе и одиночество.
Comments
И вот, сидим иногда в его кабинете между выпивками и чувствую что нет праздника у мужика на душе...тоска.
ИМХО, конечно.
И вот когда я плакал в одиночестве, то мне вдруг вспомнилось как плакал Христос. Тоже в одиночестве. И я ощутил наше человеческое родство с Ним.
С тех пор одиночество меня не страшит более. Скорее наоборот.
А из опыта детства непереживаемый ужас перед небытием. После этого не могу понять как можно туда стремиться.
Что это Вы про одиночество, случилось что?
Насчет же самоценности одиночества Вы верно угадали. И если человека на этом этапе не сгрызут собственные тараканы, то чуть дальше приходит осознание, что он и есть Бог. Не абстрактный какой-то обобщенный человек и не книжный какой-то бог, а конкретный "я сам", сам Творец свой судьбы, которому никакие придуманные боги не нужны, ибо придуманные они никак не помогают в той реальной пустоте, в которой он существует. И тогда открывается невероятная свобода. Свобода творить мир вокруг себя - таким, каким ты хочешь, чтобы он стал. Насколько хватит сил и времени. И несравненный кайф, если что-то из твоих усилий удается превратить в творения.
Может быть, какие-то забытые детские комплексы так перевели стрелки, что одиночество всегда было скорее убежищем, чем источником страха... А может быть, это древние гены собирателя-избегателя, который норовит отскочить, а не взять все под контроль.
Можно и продолжить линию ассоциаций: одиночества боится тот, кто строит дом, но не тот, кто боится строить дом.
Это я все к тому, что, кажется, в этом у каждого своя правда.