Васильев Александр Юрьевич (auvasilev) wrote,
Васильев Александр Юрьевич
auvasilev

Categories:

История розги

Михаил Веллер написал не один десяток книг. Последнее десятилетие прошлого века я читал их практически все. Без особого восторга, но с определенным любопытством и даже, иногда, чего уж кривить душой, удовольствием. На рубеже веков после «Всё о жизни» и «Гонца из Пизы» читать прекратил. Не из каких-то принципиальных соображений, просто стало не интересно.

Однако к этому времени Михаил Иосифович стал фигурой уже столь публичной и, как нынче говорят, медийной, что от его размышлений в иногда весьма пространном изложении было уже никуда не деться и невольно приходилось постоянно с ними сталкиваться в информационном пространстве. Признаюсь, мысли и идеи Веллера вызывали с каждым годом все более раздраженное неприятие, переходящее порой и в совсем негативные эмоции. О чем я вынужденно, поскольку всё это зачастую становилось темой обсуждений и на бытовом, «кухонном» уровне, нередко высказывался. Иногда письменно, чаще устно. Но, вот друзья не дадут соврать, даже у себя дома за рюмкой водки ни разу из моих, да и из уст кого либо из присутствовавших, не прозвучало нечто типа «надо за это Веллеру плюнуть в физиономии», «дать в глаз» или чего-то подобного.

При этом хочу подчеркнуть, что ни я, ни основная часть моих собеседников никогда не причисляла себя к писателям, публицистам, философам и прочим представителям высокой интеллектуальной духовности. Мы люди простые. Но всё-таки стараемся быть элементарно вежливыми.

А господин Веллер, тот самый писатель, публицист и философ, только что о режиссере Константине Богомолове и всей команде, поставившей спектакль «Идеальный муж», на котором активисты «православной общественности» устроили хулиганский скандал, сказал буквально следующее: «Активисты были не правы, но сначала нужно дать розог тем, кто, не умея делать спектакль, выставляет голых баб для привлечения внимания. Это не искусство. Любой может оголить задницу и показать всем».

И по этому поводу считаю необходимым обратить внимание почтеннейшей публики на несколько принципиальных моментов.

Во-первых, из сказанного в том же интервью с абсолютной несомненностью следует, что на самом спектакле Михаил Иосифович не был и ни в каком ином варианте его не видел, а только после скандала от кого-то узнал, «что они там решили привязать к крестику голую бабу». Более того, Веллер представления не имеет, о чем вообще идет речь, что за произведение на самом деле идет на сцене МХТ и какое оно имеет отношение к пьесе Уайльда. Ну, то есть, «вообще не в курсах». Рабинович напел. Однако обязательно «нужно дать розог».

Во-вторых, необходимо отметить, что это становится определенной тенденцией, если не сказать традицией. Причем, мы последнее время слышим это не от чиновников или силовиков, что было бы несколько естественнее, а именно от всяческих «инженеров человеческих душ». Самых разных, от священников и режиссеров до писателей и музыкантов. Это ещё на Пуськах проявилось в чрезвычайно массовом варианте. Всякие там «выпороть», «надавать по заднице» и прочее подобное, вплоть до мягчайшего «укоризненно ущипнуть». Такое впечатление, что отечественную интеллигенцию охватила эпидемия душевного заболевания с явным сексуальным уклоном. Более точного наименования и анамнеза этого заболевания приводить не буду, не хочу уподобляться упомянутым, пусть это лучше делают врачи-специалисты.

И, наконец, в-третьих. Тут уже и не тенденция, а вовсе становится нынче как бы правилом и основным методом. Журналист пишет рецензию на книгу, которую не читал. Музыкальный критик рассуждает об опере, которую не слышал. Летчик высказывает мнение по поводу авиакатастрофы, ни одного технического документа не изучив. Юрист и экономист совместно обсуждают уголовное дело, возбужденное по поводу экономического преступления, ни разу даже не взглянув в материалы этого дела. И вот писатель ставит приговор спектаклю, на котором не был и относительно пьесы, о которой не имеет ни малейшего представления.

Собственно, написал всё это с единственной целью. Предупредить. Если я и мои товарищи по работе начнем относиться к своим профессиональным обязанности таким же образом, то некоторым в обозримом будущем может как-нибудь и крыша упасть на голову. Только не надо возражать, что крыши уже и так падают. Знаю. Но это пока не мои и не наши крыши. Это крыши, видимо, последователей Веллера. Мы пока ещё держимся. Но прочность всего имеет пределы.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments