Васильев Александр Юрьевич (auvasilev) wrote,
Васильев Александр Юрьевич
auvasilev

Categories:

Нужно ли менять систему?

Я, конечно, мог бы начать жаловаться и подробно рассказывать, почему лично мне удобен одноразовый билет на метро. И почему вот этот многоразовый доставляет гораздо больше головной боли. Вынужден каждый раз разыскивать его по карманам всяких джинсов и курток, жена время от времени стирает эти билеты вместе с рубашками, он сволочь, или мнется, или намокает, постоянно забываю, сколько на нем поездок осталось, ну, и могу привести ещё тысячу примеров собственного головотяпства.

Да, это самое разгильдяйство приводит ещё и к тому, что билет просто забываешь дома, покупаешь новый, потом их где-то скапливается несколько, ты уже про них ничего помнишь, потом начинаешь таскать с собой целую пачку, проверяя в метро на специальной машинке или непосредственно у турникета, раздражая медлительностью стоящих сзади сограждан…

И ещё, и ещё, и ещё… Только вот я не очень врубаюсь, а какого, собственно, я перед вами оправдываюсь? Просто мне так удобнее. И моим детям тоже, они вечно чертыхаются, разыскивая эти картонки в своих бездонных рюкзаках с учебниками. И у большинства приятелей и соседей по подмосковной деревне Грибки, которые бывают в столице довольно часто, но крайне не регулярно. И у огромного количество вместе со мной прибывающих на электричке к станции «Тимирязевская» и выстраивающихся в очереди к кассам метро зачастую именно за максимум двухразовыми билетами…

Да, наверное, те тридцать процентов пассажиров, а это несколько миллионов человек, которые пользуются одноразовыми билетами, они все полные идиоты, не умеющие планировать свою жизнь и правильно рассчитывать собственный бюджет. Поэтому надо перевоспитывать их рублем. Но я, старый идиот, не хочу, чтобы меня перевоспитывали. А мечтаю, не сильно заморачиваясь, купить билет на нужную мне в данный момент поездку, выбросить его при выходе из метро и забыть обо всех этих проблемах до следующего раза.

Вместо этого меня заставляют кредитовать организацию, оплачивая её услуги впрок на как можно более долгий срок, да ещё и не факт, что эти услуги будут когда-нибудь оказаны в принципе. Опять же не знаю, как там у большинства чрезвычайно аккуратных и солидных людей, но у меня и моих знакомых по уже перечисленным и многим иным причинам значительное количество уже купленных поездок попросту пропадает. Вот эту статистику, кстати, вы нигде не увидите. На сколько поездок за год было продано карточек и сколько поездок реально было совершено. Уверен, что получились бы любопытные цифры, но нам их никогда не покажут.

А покажут нам разъяснения большого специалиста по поездкам на общественном транспорте, которого я там постоянно встречаю, Максима Евгеньевича Каца. Столь убедительные разъяснения, что я считаю необходимым дословно процитировать несколько ключевых абзацев из них:

«Себестоимость бланка билета на метро примерно 15 рублей.
Почему это так вышло — отдельная интересная история: у нас используется полностью бесконтактная система оплаты проезда, которую ввёл Гаев, она очень эффективна и экономит много времени пассажирам, но не предназначена, конечно, для того, чтобы дорогой бланк билета выбрасывали после одного использования.
В крупных метро мира нет таких систем: обычно бесконтактные только карточки месячные или постоянные вроде нашей Тройки, а разовые билеты это просто бумажки, которые суют в турникет, или жетоны.
Но у нас так сложилось, менять это дорого и непонятно нужно ли».

Логика, конечно, изумительная. В нашей стране почти всё и на всех уровнях «так сложилось» и «почему это так вышло — отдельная интересная история». От латания дырок на асфальте по лужам, до крышевания ментами любой палатки и пожизненного президентского правления. Менять, несомненно, «недешево», и многим «непонятно нужно ли».

Вопрос только, кому нужно и для кого дорого. Вот мне, например, нужно. Однако я не понимаю, почему это должно быть дорого для меня. Ведь это не я, а Гаев «со товарищи» внедрил систему, при которой разовые билеты, ну, не будем так уж утверждать, что совсем не выгодны, но, действительно, менее рентабельны. И имеются некоторые подозрения, а то и сведения, что кто-то, не будем указывать пальцем, на этом внедрении неплохо заработал. То есть, пальцем, естественно, не будем, однако, поверьте, заработал точно не я. Так почему данную «отдельную интересную историю» следует оплачивать за мой счет?

Но вот я вам сейчас совершенно бесплатно расскажу, как можно сделать всё дешево, просто и без обычной наглости с залезаниями в мой карман.

Никому не приходило в голову, а почему этой проблемы нет на подмосковных электричках? А там стоят турникеты, к которым можешь и карточку приложить, как в метро, и сунуть в щель крохотный бумажный билетик со штрих-кодом. И билетик спокойно выбрасываешь при выходе из вагона, как раз то, что мне требуется.

Дорого поменять в метро модель турникетов? Во-первых, опять же, не мои проблемы, пусть Гаев поможет из своих гонораров за «внедрение существующей системы». Но, на самом деле, и это отговорки, на моей памяти только за последние пару лет на десятке станций, которыми я в основном пользуюсь, меняли турникеты, и старые на новые, и одни модели на другие, и никто как-то не разорился.

Теперь по поводу количества кассиров, их бешеных зарплат, которые неподъемным грузом ложатся на бюджет московского метрополитена, гигантских очередей, в которых виноваты исключительно «одноразовые» пассажиры, ну, и прочей лабуды. Скажем, у нас в «Крылатском» работают четыре, по два на вход, крайне вальяжных и медлительных кассира. А чаще и вовсе по одному, второй обычно находит какое-то более интеллектуальное занятие, чем печатать чеки на каждый проданный билетик (ещё один кретинизм из серии «у нас так сложилось»). Так вот, три-четыре самых примитивных автомата по продаже бумажных, практически ничего не стоящих разовых билетиков, как на электричку, увеличат производительность кассирного труда раз в десять, если не больше.

Зарплату автоматам платить не нужно. Стоимость их, если, конечно, «внедрение» опять не поручат очередному Гаеву, копеечная. Обслуживание и инкассация на бригаду, которая и так всем этим на станции занимается, большими дополнительными трудозатратами не лягут. Места для таких автоматов вполне достаточно на каждой станции.

Ну, есть ещё некоторые мелкие чисто технические проблемы и детали, однако, не собираюсь здесь писать исчерпывающий трактат, если возникнут какие сложности, обращайтесь, расскажу, как сделать быстро и просто.

Но никто ведь обращаться не будет. Ни ко мне, что ни странно, ни к серьезным специалистам, которые и без меня прекрасно «знают как» и умеют решать подобные проблемы. А вместо этого ученые урбанисты станут приводить таблицы, должные нам, убогим и невежественным, разъяснить, что наше метро всё равно самое дешевое по сравнению с Нью-Йорком, Лондоном и Берлином.

Это, несомненно, убеждает. Более того, я не сомневаюсь, что как только мы догоним названные города по цене билетов на метро, то и во всем остальном жить будем так же. Я не против. Я только не люблю, когда меня принимают за дурака.

Даже подлым торговцам спиртным не приходит в голову поднять цену на водку и состроить при этом невинные глазки, мол, это никакое не подорожание, а обычная «заградительная мера», ведь вы можете купить талончики на приобретение десяти бутылок сразу по прежней цене… Они хоть честно говорят, что водка дорожает, и не пытаются покупателям запудрить мозги, разъясняя, будто скидка на опт и подорожание розницы – это одно и то же.

Но самое изумительное, бесспорно, это фраза Каца «Теперь никого и не убедишь, что цена не повысилась». Это истинный шедевр. Прямо философский трактат можно писать на тему «Субъективная и идеалистическая составляющая стоимости поездок на общественном транспорте». А потом затратами на создание этого трактата объяснять очередное подорожание билета на метро, который оказывается, согласно данному научному труду, вовсе и не подорожал.

P.S. А то, что я старый идиот подтверждает ещё один нюанс. Мне-то лично совершенно наплевать на стоимость поездки в метро, и четыреста рублей сильно не повредят. Но вот же трачу время и силы на разъяснение каких-то простейших вещей, никакого практического значения лично для меня не имеющих…
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 31 comments