Васильев Александр Юрьевич (auvasilev) wrote,
Васильев Александр Юрьевич
auvasilev

Categories:

Сидит Гоголь на суку

«Еще недавно я во всех интервью твердил, как мантру: "В театре нет цензуры, в театре нет цензуры, в театре нет..." Все, пиздец, есть цензура в театре! Циничная, бессмысленная и глупая. Теперь любая свобода, любое желание найти смысл, любое желание высказаться - все расшибается о беспросветный мрак и морок, который пришел, заполнил все пространство вокруг и правит нами… Все! Пиздец! Нету воздуха! … Видно, что это не просто обострение сезонной шизофрении - это самая настоящая религиозная цензура. Пиздец! Добро пожаловать! Приплыли…Чего молчите? Зассали? Молодца! Следующий раз придут за вами. Я призываю всех людей, для которых живы понятия честь и свобода, для которых важны достоинство и право художника творить и говорить свободно, сплотиться и сопротивляться пришедшему Мраку».

Прошу прощения, что привел столь пространную цитату, да ещё и в такой стилистике. Но из песни слов не выкинешь, а это слова из страстного монолога, буквально поднявшего на дыбы всю прогрессивную общественность и распространенного более чем публично Кириллом Серебренниковым всего менее трех недель назад.

Я тогда же обо всей этой истории, связанной с демонстративным запретом Капкова показывать документальный фильм о «Pussy Riot», свое мнение высказал, завершив реплику словами:

«Какая на произошедшее в принципе могла быть самая обычная реакция у нормального рядового человека, когда его вот так публично макают физиономией в унитаз? Встать и уйти, вежливо попрощавшись. Но современное, то есть «актуальное» искусство требует принципиально иных решений. Нужно яростно проматериться на Фейсбуке и продолжать нести свою тяжкую ношу руководителя «государственного учреждение культуры», трагически стеная о горькой доле истинного художника в невыносимых условиях всеобщего падения нравов».

То есть, в практическом результате всей этой истерики режиссера я абсолютно не сомневался. Но вот мне было любопытно, как чисто технически Серебренников себя поведет, какую попытается выбрать форму, чтобы хоть немного сохранить лицо, человек всё же творческий и даже талантливый, может, придумает что-нибудь оригинальное?

Ну, пусть не в жизни, такое часто бывает с подобными людьми, что они смелы, яростны и публицистичны только на бумаге или подмостках, но хотя бы в том же самом Фейсбуке, в котором и испустил Кирилл Семёнович столь громкий и возмущенный вопль, растиражированный потом ведущими СМИ по всей стране, если не миру.

Прекрасно понимаю, что сие невозможно, поскольку именно в этом суть, но давайте забудем на мгновение об искусстве, режиссуре, культурном пространстве, нравственном выборе и прочих подобных высокостях. А просто, вот мужчина публично таким образом и в такой форме высказал свое мнение и определил свою позицию. Более того, обратился ещё и к обществу одновременно и с укоризной и со страстным призывом. Каковы дальнейшие шаги? Ладно шаги, уже договорились что не станем про практические шаги, пусть только записи на своей крохотной полянке в Интернете.

Таковы. Если убрать со страницы Серебренникова на Фейсбуке чисто бытовые заметки о съеме квартиры для актера и информационные ссылки, то за это время там размещено всего два хоть как-то значимых текста.

Один из них от 2 января представляет собой краткий отчет о проделанной за прошедший год работе. Там среди подробного перечисления достигнутых успехов (мною ни в коем случае не оспариваемых – А.В.), есть всего одна скупая строчка: «Первая встреча общественного клуба «Гоголь+тема» (с Марией Алехиной и Надеждой Толоконниковой) отменена решением Департамента культуры Москвы». И заканчивается этот отчет следующими словами: «Дело только начато. Наше главное достижение – то, что мы вместе! Мы молоды, мы будем работать, мы не боимся быть в центре событий и реагировать на самые острые темы – словом, делом, театром. Смелости, честности и искренности вам в Новом году!»

И второй текст, уже от 8 января, это замечание по поводу материала в «Снобе»: «Итоги-2013: 25 спектаклей, ради которых стоит приехать в Москву». Среди обсуждаемых спектаклей немало или поставленных самим Серебренниковым, или в его «центре». И это свое послание режиссер формулирует не менее оптимистично: «Наверное, мы зря жалуемся на положение дел в отечественном театре, если один сезон приносит такой список...)))) Пока не будем произносить слово "расцвет", но уж назвать это "театральным бумом" точно можно. Дальше - больше?»

Виноват, я, конечно, всего лишь рядовой зритель и многого не способен понять, но, может, кто из серьезных искусствоведов мне всё-таки пояснит. Так «территория свободы» или «все, пиздец, есть цензура»? «Дело только начато» и «мы молодцы» или «зассали» и «нету воздуха»? «Так что все только начинается» и «театральный бум» или всё-таки «беспросветный мрак и морок» и «приплыли»?

…Подташнивает чего-то. Хотел написать «клоунада», но понял, что рискую зря оскорбить уважаемую профессию.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments