?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

«В-зубец»

Тут один читатель, то ли по невнимательности, то ли из-за бьющих через край эмоций, упрекнул меня, будто я считаю «отсутствие собственного сортира» или, наоборот его наличие определяющим признаком, по которому происходит разделение между восторгающимися присоединением Крыма и испытывающими противоположные эмоции.

Я не буду сейчас оправдываться в том, что написал, просто потому, что ничего подобного я не писал, а спорить с тем, что человек захотел прочесть, довольно глупо. Однако в связи с этим мне пришла в голову несколько иная мысль, которой я хотел бы поделиться.

Упомянутый читатель сослался на опрос Навального, по результатам которого 85% россиян в восторге от крымской виктории, а половина оставшихся сомневаются. Я же до этого только что приводил данные ВЦИОМа, согласно которым восторгающихся и вовсе 91%. Да, если считать что среди пары, по моему мнению, миллионов (тут давно нет никакой официальной статистики, так что невольно приходится опираться исключительно на собственный опыт) моих сограждан, имеющих крайне слабое представление о собственности, за её почти полным отсутствием, процентное соотношение примерно такое же, то получается, что восторженно орут: «Крым - наш!» более полутора десятков миллионов людей, в чьих устах это звучит особенно мило.

Однако отбросим это. Остальные много больше десятков миллионов орут (ну, или втихую испытывают) то же самое, имея и по два и по три личных сортира. Я даже знаю нескольких, у которых на семью приходится штук 8-10. Так что, конечно, имущественное состояние не является тут определяющим признаком. А что тогда является?

На мой взгляд, это что-то типа «Т-зубца» у Стругацких, если кто помнит. Только вот тут очень правильно прошу меня понять. От чего зависит наличие или отсутствие этого самого «Т-зубца» писатели никаким образом не формулировали, разве только через отрицание, в смысле, что не от таланта, не от образования, не от интеллекта и много ещё от чего «не». Но вот от чего «да» нигде не сказали, и у меня большое подозрение, что и сами представления не имели. Но всё-таки там имеется, как ни пытайся скромно и предельно демократично закамуфлировать это высокоумным забалтыванием, некий пусть и самый легчайший, однако для меня несомненный оттенок некой избранности и элитарности.

Так вот, тот «В-зубец», как я это позволю себе обозначить, то есть фактор, в котором каждый желающий (вот это «по собственному желанию» и является главным принципом, отличающим «В-зубец» от «Т-зубца») может спереди поставить начальную букву своей собственной фамилии, принципиально лишен этого оттенка. Тут нет и малейшего намека на избранность, но есть что-то, наверняка другое, абсолютное точное и однозначное.

Каждый из объясняющих, почему он не испытывает восторга от присоединения Крыма, аргументирует это часто по-своему, и аргументы, порой очень значительно разнятся. Но я же вижу и чувствую, и при личном общении, и по текстам людей, что в любом случае тут много надуманного, искусственного и натужного. Ну, надо же что-то сказать и как-то попытаться объясниться… А в глубине лежит нечто иное и фундаментальное, для самого человека никаких объяснений не требующее – ну, нельзя себя вести подобным образом в подобных обстоятельствах. Нельзя и всё.

И наоборот, какие бы собственные доводы ни приводили испытывающие от произошедшего с Крымом восторг, в основе его, этого восторга, лежит: «нам так вести себя не только можно, но и нужно, а все остальное не имеет значения».

Отсюда, собственно, и повышенное раздражение, и желание у некоторых с обеих сторон продолжить спор, поскольку он идет там между вторичными и десятеричными аргументами и является по сути ложным. А между первичными он невозможен, и если это понять, то сразу станет ясна и абсолютная бессмысленность диалога по данному поводу.

Ну, вот у меня как-то со старшим сыном был случай. Ехали в электричке, довольно забитой, в час пик, все стояли друг у друга на головах, тут он открывает банку с пивом и начинает из нее потягивать. Я говорю, нельзя так себя вести в подобной ситуации. Он явно ничего не понимает, мол, почему, мне же пить хочется? Я ещё раз сказал, даже от некой собственной ошарашенности попытался что-то объяснить, но вижу, это абсолютно бесполезно, противоречит каким-то его нутряным ценностям. Ведь он пить хочет, почему же нельзя? Тогда я попрощался, оставил его допивать и с трудом, но протиснулся в другой вагон. Вряд ли что-то изменил в его мироощущении, но, по крайней мере, рядом со мной он больше так не поступал.

Однако, это пусть и взрослый человек хорошо на четвертом десятке, но всё-таки мой сын, потому я могу хоть как-то, хоть чисто внешне скорректировать его поведение. Но отдаю себе отчет, что только поведение и, скорее всего, только в моем присутствии. А в душе он так никогда и не поймет – а почему нельзя? Что уж тут говорить о людях посторонних…

Но вот что, даже ещё не наводит на мысль, а всего лишь дает намек на какое-то направление размышлений. И меня на это натолкнул тоже комментарий одного из читателей (вот почему я благодарен каждому, какую бы ересь он, с моей точки зрения, ни нёс, и кроме откровенного шизофренического хулиганства никогда ничего из комментариев не удаляю). Недавно, я вспоминал, что из более чем двух десятков людей, собравшихся у меня в гостях в 2000-м перед президентскими выборам и голосовавших потом за Путина, в России нынче никто не живет, кроме меня, голосовавшего «против».

И вот читатель спросил, а не было ли у тех людей ещё какого объединяющего признака, например, общего еврейства. Я так прикинул и ответил, что вроде нет, количество евреев тогда за столом в процентом отношении, насколько могу судить, было даже значительно меньшим, чем обычно в моей компании. Но потом, уже задним числом, случайно вспомнив, задумался – а почему, собственно меньшим? И тут мне пришел в голову упущенный почему-то мной действительно общий признак. Они почти все были выпускниками Бауманки, причем именно самых «закрытых» факультетов и учившимися ещё в советское время. А тогда на подобные факультеты, ну, не то, что бы совсем евреев не принимали, но именно их было всё-таки значительно меньше, чем в других институтах.

Впрочем, это открытие на счет Бауманки, как объединяющего признака, тогда ничего мне не дало и не объяснило, но зато заставило более внимательно относиться к подобному, дабы более не пропускать достаточно очевидного.

Так вот и с отношением к присоединению Крыма, «Крымским маркером». Я подумал, а нет ли ещё какого, не учтенного мною общего признака, на который я по какой-то субъективной причине не обратил внимания? Смотрел-смотрел, думал-думал, нет ничего общего. И достаток разный, и отношение к собственности, и национальность, и профессии, и «деревенский – городской» не подходит, и возраст, и пол, и даже по цвету волос прикидывал, грешил, со стыдом признаюсь, на блондинок – нет, ничего не получилось. Вот просто у одних есть «зубец» и для них произошедшее неприемлемо, а другие без «зубца» и в восторге или, по крайней мере, в глубоком удовлетворении.

Единственное, что мне пришло в голову - если среди всего населения, примерно, 90% восторженных (а у меня в данном случае не особых оснований в порядке утверждений даже самых что ни на есть официальных социологов, а препираться по поводу даже десятка-полутора процентов не вижу смысла), то среди моих знакомых, то есть не просто людей, о мнении которых мне известно, а именно среди тех, с которыми я хоть в какой-то мере и хоть изредка, но общаюсь, процент прямо противоположен. Даже пытался подсчитать, и цифры получились на удивление зеркальными. 90% в ужасе от произошедшего, 5 – в восторге и 5 – «с одной стороны, с другой стороны».

Выходит, некий «зубец» не только наличествует, но и по каким-то признакам явно кучкуюется. А вот по каким, я так и не смог пока для себя определить и сформулировать. Ну, ничего, будем работать дальше.

Метки:

Comments

( 46 комментариев — Оставить комментарий )
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
n_ermak
21 мар, 2014 10:20 (UTC)
Я выразил свои ощущения маленьким постом "Стена"
"Я не пишу о политике.
Я пытаюсь писать о себе, о своем отношении к миру, о своих ощущениях.
И сейчас переживаемое ощущение можно сравнить с появлением стены. Прозрачной, через которую проходят звуки, но очень прочной и непрошибаемой. И два мира по разные стороны этой стены. В одном из них я.
Ничего подобное ранее переживать мне не приходилось в своей жизни.
Страха нет, потому что уже всё произошло.
Дальше будет жизнь. Но уже какая-то другая."
http://n-ermak.livejournal.com/259560.html
auvasilev
21 мар, 2014 10:33 (UTC)
Ну, да, это имеет отношение к теме, однако несколько иной аспект.
(без темы) - n_ermak - 21 мар, 2014 10:36 (UTC) - Развернуть
(без темы) - auvasilev - 21 мар, 2014 10:40 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kurlena - 21 мар, 2014 11:00 (UTC) - Развернуть
salmin26
21 мар, 2014 10:27 (UTC)
Кстати (хотя не знаю почему кстати), Даниил Логовенко, "открывший" Т-зубец, был (ну или будет) киевлянином.
hlebsei
21 мар, 2014 10:44 (UTC)
Общий признак - это желание и умение верить. Вопреки всем трудностям, особенно - здравому смыслу.
bell_mess
21 мар, 2014 10:54 (UTC)
Старики Стругацкие даже предположить не могли, что прекрасно можно обойтись без Белого Излучения.

vashaotdushina
21 мар, 2014 11:31 (UTC)
Тысячи и миллионы индивидов, отделенных друг от друга, могут в известные моменты подпадать одновременно под влияние некоторых сильных эмоций или какого-нибудь великого национального события и приобретать, таким образом, все черты одухотворенной толпы. Целый народ под действием известных влияний иногда становится толпой, не представляя при этом собрания в собственном смысле этого слова.

Каковы бы ни были индивиды, каков бы ни был их образ жизни, занятия, их характер или ум, одного их превращения в толпу достаточно для того, чтобы у них образовался род коллективной души, заставляющей их чувствовать, думать и действовать совершенно иначе, чем думал бы, действовал и чувствовал каждый из них в отдельности» (Г. Лебон).

Помимо отмеченных выше особенностей коллективного поведения может проявляться и стремление к экспансии (что, правда, нередко бывает и у индивидуумов) — к установлению контроля над территорией соседей, овладению чужой собственностью и т.д. Растворению в сообществе способствует и желание многих служить «великому» делу. В своих трудностях, проблемах нередко ищут авторитета, вождя, которому можно доверить их решение


Edited at 2014-03-21 11:32 (UTC)
elotar
21 мар, 2014 11:32 (UTC)
Ну я для характеристики таких людей (не понимающих, в чем проблема в их поведении) последнее время пользуюсь термином "мудак". Возможно, это слово что-то другое изначально значило, но эмоционально смысл вполне передает.
naigoro
21 мар, 2014 11:50 (UTC)
Да, я вот так подсел в лужу с "профессиональной тусовкой". Думал - ну, раз уж в принципе мы говорим об одном и том же, де, микрофоны, рабочее ПО, орфоэпия и все такое, значит, и как-то в целом, добро и зло где-то по одной оси откладываем.
Не тут-то было.
Вот есть у меня фейсбуковский профиль, в нем 200 в небольшим "френдов", и все они, кроме, наверное, двух-трех, ко мне постучались когда-то сами, и дикторская-звукодельческая "гильдия" в первую очередь. А как начался Майдан - так туши свет. Выныривают из глухого молчания с поучениями в мой адрес. Один даже дошел до угрозы сделать все, чтоб я в России не зарабатывал. Ну, я и выступил с обращением к особо патриотичным: какого ради вы сами на меня подписывались, не удосужившись хоть чуток почитать, что я уже писал? Ну, чтобы душу не травить-то. Отписалось человек пять, всего лишь. Ожидал большего ;)
Но и задумался. И вот тоже - зубец ищу.
carmody56
21 мар, 2014 12:34 (UTC)
а "закрытость" факультета никак не коррелирует с духовной советскостью?
auvasilev
21 мар, 2014 13:21 (UTC)
Нет, такой зависимости никогда не замечал. Это же закрытость была не идеологическая, а чисто техническая.
(без темы) - carmody56 - 21 мар, 2014 13:25 (UTC) - Развернуть
(без темы) - auvasilev - 21 мар, 2014 13:33 (UTC) - Развернуть
(без темы) - carmody56 - 21 мар, 2014 13:34 (UTC) - Развернуть
ph_doctor
21 мар, 2014 12:38 (UTC)
Очень интересное замечание.
хм...
Как-то в голову не приходило. Надо переосмыслить то, что говорю я и что говорят другие, исходя из этого положения.
Реально - есть внутри уверенность, что так поступать нельзя - и пытаешься найти оправдания. Другие же до агрессии рассказывают, что именно так и можно поступить.
kalachka
21 мар, 2014 12:49 (UTC)
Я только сегодня узнала ( случайно, через третьи руки), что одна дама, с которой наши пути разошлись более 10 лет назад по причине взаимой неприязни, от происходящего в ужасе, как и я. Так что для меня версия, что зубценосители кучкуются, не вполне убедительная. Хотя прослойка узкая, это бесспорно.

4ortovakykla
21 мар, 2014 12:56 (UTC)
так это же нравственный закон внутри. вроде -- или он есть, или его нет. иррациональное.
limeryk
21 мар, 2014 13:14 (UTC)
Выходит, некий «зубец» не только наличествует, но и по каким-то признакам явно кучкуюется. А вот по каким, я так и не смог пока для себя определить и сформулировать

называется милосердие.
яростно приветствуют отжатие Крыма люди, лишённые милосердия.

не новое явление.
ещё при царе Соломоне случалось нечто подобное:

В Ветхом Завете (Третья книга Царств, гл. 3, ст. 16—28) говорится, как однажды к мудрому царю Соломону пришли две женщины с просьбой разрешить их спор. Одна из них сказала, что они живут в одном доме, и было у них по сыну одного возраста. В прошлую ночь другая женщина во сне нечаянно придушила своего сына («заспала» его) и переложила мертвого к ней, а ее живого сына взяла к себе и теперь выдает его за своего. Другая женщина утверждала противоположное: якобы это совершала та, которая ее обвиняет. И каждая из них утверждала, что живой ребенок принадлежит именно ей.

Соломон велел подать ему меч (ст. 25—26): «И сказал царь: рассеките живое дитя надвое и отдайте половину одной и половину другой. И отвечала та женщина, которой сын был живой, царю, ибо взволновалась вся внутренность ее от жалости к сыну своему: о, господин мой! отдайте ей этого ребенка живого и не умерщвляйте его. А другая говорила: пусть же не будет ни мне, ни тебе, рубите». Так Соломон понял, кто из двух женщин истинная мать ребенка, и отдал его той, что просила сохранить ему жизнь.
http://www.bibliotekar.ru/encSlov/17/148.htm


Edited at 2014-03-21 13:16 (UTC)
vinnypyx
21 мар, 2014 13:51 (UTC)
Вот и у меня было это ощущение, что все, в конечном итоге, вопрос какой-то внутренней морали. У меня чувство, негодование, ужас даже, что-так же нельзя!- случились сразу и именно как чувство, а уж аргументацию я начала подбирать потом), ну, надо ж как-то объяснять тем, кому б, наверное, вообще-то уже и не надо объяснять.
По поводу "зубца"-лично у меня наблюдается вот что:мои френды в сети, давным-давно и вне всякой политики зафренженые, по поводу Крыма придерживаются той же позиции, что и я. А вот реал-это печаль, чепчики в воздух, Крым наш и все такое.
valentina_ak
21 мар, 2014 13:56 (UTC)
Завидую, что с френдлентой всё в порядке. А мне даже пришлось специальный пункт добавить в профиль к "о себе", чтоб люди не ошибались. Но это даже ещё до Крыма было. Теперь, похоже, ещё что-то требуется.
(без темы) - vinnypyx - 21 мар, 2014 14:07 (UTC) - Развернуть
(без темы) - valentina_ak - 21 мар, 2014 14:41 (UTC) - Развернуть
uuvasilev
21 мар, 2014 15:51 (UTC)
У меня еще более сложный случай. Моя дочь говорит: "Умом-то я понимаю, что так нельзя, но в глубине души не могу не радоваться тому, что Крым стал русским". Вот такой разлад разума и чувств - разум протестует, а чувства радуются.
auvasilev
21 мар, 2014 15:55 (UTC)
А чему она конкретно радуется? И что значит для неё - "стал русским"? Что лично для неё изменилось, в чем увеличилась для неё "русскость"?
(без темы) - uuvasilev - 21 мар, 2014 16:14 (UTC) - Развернуть
(без темы) - auvasilev - 21 мар, 2014 16:21 (UTC) - Развернуть
(без темы) - uuvasilev - 21 мар, 2014 16:24 (UTC) - Развернуть
(без темы) - larissandrija - 21 мар, 2014 17:21 (UTC) - Развернуть
(без темы) - uuvasilev - 21 мар, 2014 20:10 (UTC) - Развернуть
(без темы) - larissandrija - 21 мар, 2014 22:46 (UTC) - Развернуть
roman_romets
21 мар, 2014 17:06 (UTC)
Наверное, ни одна теория, которая разделяла человечество на виды, добром не заканчивалась. Главным образом для тех, кто такое деление пытался осуществить. И это правильно.
auvasilev
21 мар, 2014 17:31 (UTC)
Теории - чепуха. Главное - в практиках. Хотя все практики наливались с теорий. Но не все теории, к счастью, воплощались в практиках. Данная наглядно воплощается.
(без темы) - roman_romets - 21 мар, 2014 17:40 (UTC) - Развернуть
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
( 46 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

вторая
auvasilev
Васильев Александр Юрьевич
http://vasilev.su

Latest Month

Август 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Разработано LiveJournal.com
Designed by yoksel