?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Заметки филолога

Лексическому казусу, согласно которому Киев, будучи явно мужского рода, с чего-то вдруг стал «матерю городов русских» издавна множество историков и филологов давали самые разнообразные объяснения. Не пытаясь и даже не осмеливаясь ввязываться в высоконаучные дискуссии, позволю себе лишь высказать собственную гипотезу без малейшей настойчивости на её правоте.

Мне кажется, что просто издревле, как только заходила речь о каких-то событиях, имеющих отношение к Киеву, у всех представителей славянских народов, без особого различая, столь часто начинало срываться с языка слово «мать» в различных сочетаниях и вариациях, что проще было именно его вставить в классическое определение великого города, чем, например, «отец», которое, к моему большому удовольствию, не столь универсально.

…Я попрощался вчера с читателями до понедельника, будучи полностью уверенным, что сумею повеселиться до того состояния, чтобы сегодня голова трещала по-взрослому и её не посещала ни одна посторонняя мысль, кроме как о прохладном эле темно-темно красного цвета.

Но, как известно, планы наши смешат богов. Выбор некого «буйабеса по-индонезийски» в качестве основного блюда оказался трагической ошибкой, данное гастрономическим недоразумение не имеет никакого отношения к знаменитой марсельской ухе. Несколько, правда, утешили «бараньи семечки», как горячая закуска из крохотных кусочков ребрышек ягненка, но окончательно исправить настроение ими не удалось.

Так что явился домой выпимши, но в меру и даже завалился на диван посмотреть с рюмкой коньяка ещё и что-нибудь высокохудожественное по телевизору (у меня есть такая техническая возможность). Однако переключая каналы в поисках такого, попал на ТВЦ, где проходило очередное ток-шоу. Ну, знаете, из тех, которые крутятся нынче круглосуточно и идет яростная полемика между считающими, что Украину захватили фашиствующие марсиане, и теми что уверены, будто это нацисты с темной стороны Луны. И не успев быстро попасть очередной раз по переключателю, слышу, как один выступающий начинает довольно эмоционально, однако вполне четко и точно пересказывать вкратце мою статью.

И всё бы ничего, я уже писал, что это стало практически «общим местом», на авторство которого и в малейшей степени не претендую, но поразила личность выступавшего. Никогда бы не угадал, если бы меня заранее спросили. Максим Шевченко!

Разве что только Максим Леонардович, в отличает от меня, обычно пользующегося достаточно обтекаемыми формулировками, типа «комитет» и «компетентные организации», сыпал конкретными должностями и фамилиями в стиле «такой-то учился в Ясенево», «такой-то связан с СБУ», а «такой-то и вовсе штатный работник ФСБ». Но это и естественно, с подобными организациями у него много более тесные связи, куда уж мне тут с ним тягаться.

Нет, нет, я вас умоляю, это вовсе не означает, что мы вдруг с Шевченко в чем-то стали единомышленниками. Далее он в своей обычной стилистике стал развивать, на мой субъективный взгляд, совершенно полоумные идеи и теории. Но конкретно по интересующим меня технологиям речь была именно о том, о чем изначально шла она и у меня. Я расшифровки вчерашней передачи «Право голоса» не нашёл, да, думаю, её и не делали, но вот общий примерный смысл произнесенного могу процитировать по другому тексту Шевченко, двухдневной давности, который удалось разыскать:

«Под прикрытием этого бренда (Правый сектор – А.В.) действуют, на самом деле, группы, которые имеют отношение к спецслужбам и действуют они очень эффективно, жестко, быстро и беспощадно, когда надо. Но, как бы, можно списать любой беспредел, любое устранение или любой наезд на любого предпринимателя, отжим какого-нибудь банка или чего-нибудь еще, сказать «Ну, это Правый сектор. Это Правый сектор»… По всей территории Украины действуют спецгруппы каких-то подразделений, каких-то спецслужб, которые осуществляют, еще раз говорю, самые разные мероприятия, в том числе диверсионно-террористического характера. И все валят на Правый сектор, всем удобно».

Впрочем, удивление и даже некоторое изумление не заставило меня уделить зрелищу слишком уж много времени и внимания, всё-таки переключился на кино с коньяком. Но сегодня, проснувшись в неожиданно приличном физическом состоянии, о чем упоминал, я решил посмотреть, а не изменила ли некоторых своих мнений и Юлия Леонидовна. Благо, как раз было время появления распечатки её «Кода доступа».

И как чувствовал. Начинаю читать и тут же абзацами копирую куски текста, чуть ни буквально повторяющие мои на эту тему:

«Я должна сказать, что очень много людей мне сейчас говорит, что у Правого сектора неожиданно появилось много денег. Понятно, эти деньги еще не могут объясниться, скажем так, вот этой полукриминальной активностью. Возникает самый тяжелый вопрос: значит, может быть, эти деньги поступают из тех же источников, из которых деньги поступают провокаторам в Донецке или Луганске? Может быть, эти деньги приходят из России?

Я понимаю, конечно, что это выглядит там как дикая теория заговора. Я ужасно не люблю теории заговора, рассказывая о том, что кто-то там, КГБ взорвал дома и так далее. Но я не могу не думать о том, что... В Кремле же живут в теории заговора. В Кремле живут в мире, который устроен как заговор, и в Кремле-то это происходит... В Кремле такие вещи происходят постоянно, да? В Кремле у нас, так сказать, совершенно замечательная история была на днях, когда в Одессе собрались пророссийские активисты, которые выступали от имени еврейской повстанческой армии и использовали израильские флаги с надписями «Россия, защити». И, значит, одного из этих участников идентифицировали как петербуржца Антона Раевского, который является членом организации «Черная сотня» и имеет на руках татуировки с нацистскими лозунгами. Ну, понятно, что человек со свастиками не может поехать выступать в Одессу от имени евреев, иначе чем если его организовали. Да? И, вот, если люди, которые там... Кремль, который так мыслит и так организовывает или, там, люди, которые под Кремлем это делают... Кого они еще могут организовать?»


Читаю дальше и обнаруживаю уже просто почти дословные совпадения с моими вопросами:

«И, кстати говоря, там по времени видно, потому что если вот эти вот несчастные люди, там, в Харькове, в Донецке и так далее, если они так против фашистов, то что им мешало выступать против фашистов, когда был Майдан? Но когда еще был Янукович у власти, когда Янукович контролировал ситуацию, уж казалось, им-то вот тут-то подняться против Правого сектора, обличать всех этих фашистов. А в этот момент мы видим, что обличение фашистов, методички об обличении фашистов еще были только, вот, в инструкциях, которые потом были найдены дома у Генерального прокурора Пшенки. А почему-то в Харькове никто против фашистов в этот момент не выступал».

Дальше я копировать прекратил, поскольку иначе пришлось бы переносить текст почти полностью, мне проще порекомендовать каждому желающему прочесть его самостоятельно. Но, в общем, эмоциональное состояние моё понятно: «Прозрели, наконец, маму вашу!» (Вот видите, даже интеллигентнейшему мне не удалось удержаться от варианта «матери», так что, похоже, не столь уж и экзотична моя филологическая идея).

И только не надо мне сейчас, мол, нашел эксперта, да Юлия Леонидовна ещё и не такое придумает… Это правда, моя любимая женщина иногда может придумать и не такое. Но в данном случае, если кому-то не нравится, Латынина, а кому-то Шевченко, а кому-то одновременно и поп, и попадья, и попова дочка, это не повод отворачиваться от очевидного и тупо продолжать твердить о кознях Госдепа и деньгах мировой закулисы. Какая уж тут закулиса, если уши торчат из-за ясеневского забора до самых небес, никакой кулисой не закроешь.

Ну, ладно, извините, что лишний раз поморочил голову в выходной. Да и мне пора подумать, как исправить вчерашнюю оплошность с буйабесом…

Метки:

Comments

( 13 комментариев — Оставить комментарий )
arktal
30 мар, 2014 13:59 (UTC)
Извините за длинную цитату, но из песни...
Итак, А.Аверченко, Всеобщая история, обработанная Сатириконом

О взятии этим князем Киева летописец Нестор, со слов очевидца Иловайского, рассказывает следующее:
- Есть. Вот мой документ.
При этих словах Олег поднял над головой своей малолетнего Игоря, сына Рюрика. Аскольд и Дир хотели сказать Олегу, что в Киеве мальчик не только документом на княжение, но и простым метрическим свидетельством служить не может. Но прежде чем они успели открыть рты, Олег приказал убить их и похоронить на Аскольдовской могиле. После этого Олег любезно осведомился у киевлян:
- Кому платите дань?
- Прежде платили хазарам...
- А теперь мне будете платить.
Киевляне почесали затылки и робко сказали:
- Но хазары могут прийти и побить нас. Олег рассмеялся.
- Эка важность, что побьют. Побьют и устанут, а потом уйдут.
Киевляне увидели, что князь рассуждает логично, и решили:
- Будем платить ему дань.
Киев так понравился Олегу, что в порыве восторга он приказал ему:
- Будь матерью городов русских!
Сказав эти слова, Олег поселился в Киеве. Киев же, несмотря на свою явную принадлежность к мужскому роду, не посмел ослушаться грозного князя и стал матерью.
auvasilev
30 мар, 2014 14:03 (UTC)
Аверченко очень люблю и знаю, но я же сразу предупредил, что версий множество и на собственной вовсе не настаиваю, просто поделился.
arktal
30 мар, 2014 14:14 (UTC)
Признаюсь, сначала прочел про "с чего-то вдруг стал матерю", проскочил буйабес, потом вернулся, изучил проблему буйабеса и вспомнил, что в Арле, где мы с женой впервые кушали это блюдо, заказав его заранее часа за 3-4, не было никаких вторых блюд, потому что по-марсельски, это и аперитив, и основное блюдо. А если перед этим употребить Кальвадос 4-5 летний (ИМХО, достаточно) - получается "пища богов". То есть, вряд ли они такое кушали со своим нектаром и амброзией. ))
auvasilev
30 мар, 2014 14:28 (UTC)
Нет, ну, на побережье там, от Марселя до Перпиньяна, это не может быть не аперитивом и вообще ничем, правильно есть как вовсе единственное блюдо, поскольку оно гигантское, на шесть-восемь человек, меньше просто не получается из-за количества ингредиентов. Но в московских, да и многих прочих, не будем тут клеветать на Москву, ресторанных вариантах, это просто рыбный суп, который может быть более или менее удачен, в любом случае на истинное звание буйабеса не претендуя. Однако вчера я нарвался просто на издевательскую пародию.
Natali Kosheleva
30 мар, 2014 15:31 (UTC)
Да, когда читала распечатку ЮЛ, тоже вспоминала Ваш текст.
salmin26
30 мар, 2014 16:00 (UTC)
Уходит ночь. В подъездах, у ворот -

Как изваянья - слипшиеся пары.
И тяжкий вздох. И тяжкий дух сигары.

Бренчит о камень ключ, гремит засов.
Ходи по камню до пяти часов,

Жди: резкий ветер дунет в окарино
По скважинам громоздкого Берлина -

И грубый день взойдет из-за домов
Над мачехой российских городов.

Ходасевич.
sever_in_rock
30 мар, 2014 16:04 (UTC)
Вы, господа, все жирно-киселя, как видно, перепили
Ей-бо. Сказку про Киев - мать городов русских, придумали в Хремле. Ибо сказать ПРАВДУ: что Москва - это сгинувшая у русских историков неизвестно куда, а на самом деле никуда не сгинувшая, Золотая Орда было как-то... э..э... стремно. Вот и придумали себе "мать". С которой кагбэ не стыдно и в Европы шоб ездить. Товарищи попроще и радикальнее, типо, Дугина, своего азийского происхождения не скрывают, и даже этим гордятся. И это как-то... честнее. И я лично, уважаю Дугина, за это.


Что касается ваших знатоков, то Шевченко - совершенно отвратная личность и сам фирменный производитель отменного "жирно-киселя", и если он такое говорит, значит это точно ЛОЖЬ, и она выгодна Кремлю, по каким-то причинам, по другому у Шевченка не бывает. Врет он всё. Мастерски. Как всегда.

Юля не такая. Она намного честнее. Достаточно вспомнить, что налажав шотатам про Челяб. метеорит - она затем извинилась. Но и она просто жертва этого, вонючего, газами, жирно-киселя. Щаз объясню. Дело в том, что как и многим в Украине кстати, ей непонятно, почему Правый Сектор не идет освобождать/захватывать Крым...?? ну, представьте, стока пугали крымских идиотов "бендеровцами", пугали, пугали... Пугали, пугали, а оне не пришли:)) ну и первое, что приходит в голову, они на самом деле ПС - провокаторы на довольствии конторы, гэбэшной. Просто это первое, что приходит в голову человеку ни разу не видевшему и общавшемуся с живым бандеровцем. Настоящие же живые бандеровцы живут на настоящей УКРАИНСКОЙ, СВОЕЙ земле, СВОЕЙ - понимаете, а воевать даже за восточные земли = для них проблема. Тольку ЗА СВОЮ! РИДНУ! ЗЭМЛЮ. Так что Юля, как и многие даже в Восточной Украине просто перепуганы этим жирно-киселем про: придет, мол, Бандера и выпустит вам всем кишки:)) ну а когда этого не происходит, они придумывают новую сказку, оправдание, просто, мол бандеровцы на попечении Путина. Мол.

ИСТИНА же в том что все эти перепуганные идиоты, просто = перепуганные идиоты. Кроме наверняка, того же Шевченка, он знает что лжет. Но... работа такая..)) у гандона
ivanbakin1
30 мар, 2014 18:42 (UTC)
Не совсем в тему

Жаль, что я редко заходу в ЖЖ, оставив коммент, на пост почти двухнедельной давности (завершающий анализ).
Судя по всему, у нас начинаются веселые времена и я уже не уверен, что мне удастся съездить в очередной раз домой в Россию, не рискуя остаться там навсегда.
auvasilev
30 мар, 2014 18:46 (UTC)
Re: Не совсем в тему
Не, пока вполне можете съездить, когда будет стремно, я скажу. Сейчас кратко попытаюсь ответить в Журнале.
ivanbakin1
31 мар, 2014 07:41 (UTC)
Re: Не совсем в тему
Спасибо.
naigoro
30 мар, 2014 23:28 (UTC)
Вот хорошо Вы спите только из-за алкоголя. А я не знаю, почему хорошо сплю. А нет! Понял. Кофемания. Весь день вливаю в себя кофеин, а к утру его концентрация падает, и все, в соплю до полудня, пока не начну востанавливать.
А причина бессонницы, как уже говорено - сознание собственной правоты. И с бессонницей от сознания своей правоты-то мы и боремся.
Но до чего-то допровидеть можно легко - например, до констатации особой роли "Правого сектора" в майдановских событиях... А вот с чем, признаюсь, несколько хуже, так это с Главной Тайной Юлии Латыниной - с вопросом, почему она по всем самым, именно самым щекотливым и настоящим темам защищает этих, ну как их... то есть, эту, ну как ее...
Когда-то я, когда катался по Москве на велосипеде и пешком, в теплый сезон, мечтал встретить рыжую женщину на велосипеде и пофлиртовать с ней, просто так, без попутных соображений...
yuryper
31 мар, 2014 02:26 (UTC)
Ослиные уши кремлевского "филосемитизма"
Как только путиноиды стали упрекать украинских "правых" в антисемитизме, стало совершенно понятно, откуда происходят реальные и придуманные факты антисемитизма сторонников Майдана.
Враг хитер и коварен! (с)
ivanbakin1
31 мар, 2014 08:23 (UTC)
Кстати
Снайперами, убившими 53 человека на Майдане, были сотрудники элитного подразделения Службы безопасности Украины "Альфа", предварительно прошедшие подготовку в ФСБ России, - пишет газета The Daily Beast в эксклюзивном расследовании, опубликованном 30 марта. Публикация иллюстрируется фотографиями, датируемыми 20 февраля, а также комментариями эксперта российской военной разведки Бориса Володарского

http://www.golos-ameriki.ru/emailtofriend/article/1854761.html?live=3786
( 13 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

вторая
auvasilev
Васильев Александр Юрьевич
http://vasilev.su

Latest Month

Сентябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
Разработано LiveJournal.com
Designed by yoksel