?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Я вчера послушал интервью с Николаем Волынко, руководителем одного из шахтерских профсоюзов Донбасса, и признаться, оно произвело на меня довольно тяжелое впечатление.

Только вот сейчас прошу читателей на мгновение сосредоточится и понять, что я в данном случае не об русско-украинских отношениях и вообще совсем про другое, не надо тут продолжать тупое переругивание по поводу нынешней ситуации. Хоть раз в жизни прислушайтесь, пожалуйста, к моей просьбе.

А тяжесть впечатления вот от чего. Николай сформулировал одну из бытующих и известных мне точек зрения, согласно которой какой-либо сепаратизм, не говоря уже о непосредственном присоединении к России для шахтеров опасен прежде всего тем, что угрожает самому существованию их профессии. Вон в Ростовской области все шахты закрыли, и может оказаться, что ближайшие рабочие места для донецких шахтёров окажутся в Воркуте.

Мне понятны и опасения мужиков, и все связанные с ними очень серьезные опасности. Но как тут не вспомнить, да, собственно, такая аналогия первой приходит всегда, когда заходит речь о судьбе любых шахтерских регионов, середину 80-х годов в Англии. Недавно, когда умерла Маргарет Тэтчер, многие, особенно ещё живущие шахтеры тех времен и их потомки, устроили радостные пьянки по этому поводу, горланя веселые песни и проклиная «железную леди». Да, много она им крови попортила. Пыталась, правда, как-то смягчить последствия приватизации и закрытия шахт, но, несомненно, не могла предотвратить множества личных трагедий. Подобные по сути исторические сдвиги никогда не бывают идеальными и совсем уж безболезненными.

Но в результате из почти двухсот тысяч тогдашних шахтеров уже в начале этого века во всей Англии осталось меньше трех тысяч реально работающих в шахтах. Более поздних данных не нашел, но, думаю, потому, что цифр стала совсем уж незначительной. И что, лучше от этого стало жить людям или хуже? Как они вообще сейчас себя чувствуют, те самые англичане, что могли провести более четверти последнего века в забоях, а занимались какими-то другими делами? Да, возможно в какой-то момент ниже оплачиваемыми, но сейчас-то уже вообще сравнивать с тогдашним нет смысла, а, как будто, и не совсем нищенствует большинство британских подданных?

Нет, что-то, воля ваша, есть противоестественно самой натуре человеческой, чтобы зарываться в землю на жуткую глубину и проводить всю жизнь в норах, выскребая из них какую-то мало симпатичную субстанцию… Вот, вы бы лично хотели такой судьбы для своих детей?

Может показаться внешне в чем-то сходной ситуация с лесорубами в Канаде, кое-где в США, слышал, даже в Австралии начинаются проблемы. Из-за многих факторов, начиная от экологических, связанных с расширением территорий национальных заповедников, до чисто экономических и технических, уменьшается чисто количественно потребность в лесорубах, среди их растет безработица и многие молодые ребята из традиционных мест лесозаготовки уже не видят для себя перспективы в профессии отцов и дедов.

Я сам всего пару-тройку недель в жизни проработал непосредственно на просеке. Но совместно или просто рядом шабашил частенько. Это удивительная красота и удовольствие, кто понимает! И мне было бы ужасно жалко, если бы эта профессия ушла насовсем, что-то есть в ней прекрасное и магическое. А, между тем, по степени опасности в большинстве рейтингов лесорубы даже значительно опережают шахтеров. И всё равно, мне было бы приятнее и спокойнее, если бы мои потомки валили лес, а не зарывались в землю.

Или были бы моряками. Или верхолазами… В общем, мне как-то ближе, когда на воздухе, на просторе, и более вверх, чем как можно глубже вниз.

P.S. Если кого из шахтеров обидел, нижайше прошу прощения. Здоровья вам и удачи.

Comments

( 50 комментариев — Оставить комментарий )
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
(Удалённый комментарий)
auvasilev
10 апр, 2014 13:39 (UTC)
Да, так я и написал, что ближайшие рабочие места именно для шахтеров, то есть, конечно, на воркутинских шахтах.
yurakolotov
10 апр, 2014 13:57 (UTC)
- Разрешите мне, - сказал Бол-Кунац. - Давайте рассмотрим схему. Автоматизация развивается в тех же темпах, что и сейчас. Только через несколько десятков лет подавляющее большинство активного населения земли выбрасывается из производственных процессов и из сферы обслуживания за ненадобностью. Будет очень хорошо: все сыты, топтать друг друга не к чему, никто друг другу не мешает... И никто никому не нужен. Есть, конечно, несколько сотен тысяч человек, обеспечивающих бесперебойную работу старых машин и создание новых но остальные миллиарды друг другу просто не нужны. Это хорошо?
- Не знаю, - сказал Виктор. - Вообще-то это не совсем хорошо. Это как-то обидно... Но должен вам сказать, что это все-таки лучше, чем то, что мы видим сейчас. Так что определенный прогресс все-таки на лицо.


Впрочем, другой герой у них отвечает на вопрос "хорошо или плохо":

- А кому понадобилось, - с этакой ленцой произнес Вечеровский, - чтобы вблизи поверхности земли камень падал с ускорением в девять и восемьдесят один?
mikul_a
10 апр, 2014 14:13 (UTC)
горная масса
В 1998 году по нормативам предельно допустимая зольность угля в Украине была 28 процентов. Сейчас ее подняли до пятидесяти. Зольность - это количество породы в добываемом угле. Некоторые шахты, у которых в силу геологических причин зольность угля меньше, начали бодяжить уголь породой. И сейчас в официальных документах уже нет слова уголь. Есть слово горная масса. Уже несколько лет по железным дорогам перевозят субстанцию, половина которой должна идти в отвал. Но это выгодно тем, кто контролирует угольную отрасль, потому что идут дотации на добытый уголь и немалые. И правильно Волынец говорит. Легче и дешевле будет уголь, привезенный из России.
Умер украинский шахтострой и мои коллеги разьехались по всему свету. От Якутска до Вьетнама. А дома они никому не нужны. Это же ждет и добычников.
amalit215
10 апр, 2014 17:21 (UTC)
Re: горная масса
//Зольность - это количество породы в добываемом угле.//
**********************************************
Не хочу вдаваться в профессиональные тонкости, но, если коротко, то зольность – это масса негорючего вещества, в процентах, которая создаётся из минеральных примесей топлива, при его полном сгорании.

В шахте всегда добывали только горную массу, а углём (концентратом) она (масса) становилась после обогащения на обогатительной фабрике.

И "бодяжить" можно только энергетические угли, которые идут в топку на тепловых электростанциях, а коксующиеся угли, которые идут в металлургию, без обогащения не используются вовсе.

А в остальном всё так, как Вы и говорите.
Re: горная масса - mikul_a - 10 апр, 2014 17:29 (UTC) - Развернуть
mujlan01
10 апр, 2014 14:15 (UTC)
Я не попадаю в настроение, мне сразу в голову лезет это после разговоров о шахтерах...

Зря ты, Федя, для меня
Мой народ - моя родня.
Я без мыслей об народе
Не могу прожить и дня!..</p>

Утром мажу бутерброд -
Сразу мысль: а как народ?
И икра не лезет в горло,
И компот не льется в рот!

homester
10 апр, 2014 14:23 (UTC)
Речь не идет о том, чтобы получить другую работу. В Донбассе ее просто нет. Или шахта или ничего. Да. Там есть заводы и другие предприятия, но там уже работают люди. А во многих населенных пунктах просто нет другой работы. Представляете себе кучу небольших городков, где почти все безработные?
И это при том, что уровень зарплат у шахтеров сейчас намного выше среднего по Украине. Я это не к тому что они много получают. Это тяжелая и опасная работа. И оплата должна быть высокой. Но представьте снижение доходов семьи с очень хорошо до ничего. Сотен тысяч таких семей.
И останется только одно. Переезжать туда где есть работа. Не обязательно шахтером, просто работа. И где есть такие места? В Воркуте и Магадане?
auvasilev
10 апр, 2014 14:31 (UTC)
Я же не про то написал. Я про то, что лучше, бороться за то, чтобы у шахтеров была работа, или сделать как Тэтчер (ну, условно), чтобы не было этой профессии в принципе. Не в данном случае, не в Донецке, я по их делам не специалист. Я же про то, хотели бы вы, чтобы Ваш сын всю жизнь проработал шахтером. Чисто теоретически. Вот я и сказал, что лучше бы лесорубом.
А работа везде есть. Во всяком случае, я её всю жизнь находил практически где угодно. Но это уже совсем другой разговор.
(без темы) - homester - 10 апр, 2014 15:12 (UTC) - Развернуть
(без темы) - auvasilev - 10 апр, 2014 17:54 (UTC) - Развернуть
naigoro
10 апр, 2014 14:36 (UTC)
А вот это часть более общей проблемы - когда человек изначально вынужденное постепенно начинает считать как бы свободным своим выбором. А потом и его дети в подсунутый тётей-журналистом микрофон на вопрос "кем хочешь стать" отвечают - "шахтером". Свобода выбора - вообще в основе всего-всего.
А экономически, можете гвоздануть меня за самодеятельность, но мне сдается, что сейчас парадокс состоит в том, что человеку (любому, а не элите и не золотому миллиарду) не нужно так много людей, как много их есть. Вот для эффективно работающего производства и комфортного существования достаточно в несколько раз меньшего населения на планете. Его сгустки, те многие миллионы жителей трущоб от Рио до Мумбаи и от Найроби до Джакарты, оказываются автоматически в гетто хронической бедности, где на всякий ресурс претендентов заведомо больше, чем этого ресурса добывается и производится. Кроме информации, конечно (телесериалов хватит на всех). И в плену более примитивных общественных отношений.
Это, конечно, не значит, что надо делать то, от чего загораются глаза у рыжей женщины... Но как по мне - определенно значит, что рождаемость надо как-то помогать сокращать, возможно, опережающими темпами по сравнению с остальными аспектами просвещения. Как? Пока неизвестно. Но не потому что не придумали, а потому что человечеству "не до того".
yuryper
10 апр, 2014 15:26 (UTC)
В Европе рождаемость неуклонно падает, так что всё происходит как бы само по себе. В Китае не знаю, как сейчас, а в прошлом принимались меры по снижению рождаемости. Актуально ли что-то дополнительно делать в том же направлении?
elotar
10 апр, 2014 14:51 (UTC)
Ну все-таки наверное неправильно за людей решать, что им должно нравится.
auvasilev
10 апр, 2014 15:31 (UTC)
Всё-таки, наверное, неправильно приписывать другому человеку то, что он не писал и даже не думал.
(без темы) - naigoro - 11 апр, 2014 01:09 (UTC) - Развернуть
(без темы) - auvasilev - 11 апр, 2014 08:25 (UTC) - Развернуть
(без темы) - naigoro - 11 апр, 2014 13:43 (UTC) - Развернуть
hydrok
10 апр, 2014 15:20 (UTC)
Тут, Александр Юрьевич, если с экономико-географических позиций подходить, вовсе даже и не Воркута. А совсем даже Китай получается. Проблемы сейчас с углём, есть энергоносители попроще.
Тоже не хотел бы шахтёров обидеть. Но, на мой взгляд (на лесозаготовках лично работал, как и Вы) - тяжелей рыбацкого труда в мире ничего нет!
По крайней мере, я лично, даже ничего по опыту и представить себе не могу.
А Донбассу, конечно, кранты, если он в России окажется. Кузбасс есть. Открытый способ. И ещё всего много подешевле шахтной добычи в закромах матушки-Руси.
hank_paul
10 апр, 2014 15:34 (UTC)
Когда Ахметов перестанет платить, морлоки запоют по другому. А платить он может перестать по совершенно различным причинам, в т.ч. не связанным напрямую с Россией . Неприятно другое: как надо было за четверть века деградировать под хохлами и бандитами, чтобы воспринимать своего властелина олигарха так, как они его воспринимают.
auvasilev
10 апр, 2014 17:43 (UTC)
Re: А это читали? Ольшанский
Читал. Не по-мужски. Отмазка. Вообще, суть не в этом. Инфантильная дрянь. Не хочу об этом более, простите.
amalit215
10 апр, 2014 17:07 (UTC)
//Вон в Ростовской области все шахты закрыли, и может оказаться, что ближайшие рабочие места для донецких шахтёров окажутся в Воркуте.//
****************************************************
Эх, ребята, знали бы вы, что сейчас творится в Воркуте.
После покупки п/о Воркутауголь Мордашовым (Северсталь), город УМИРАЕТ, причём довольно быстрыми темпами. Из работавших ранее 13-и шахт, осталось только ТРИ! Устроится работать на них труднее, чем найти в Воркуте шпиона. Так что, коротко говоря, нет в Воркуте рабочих мест.
НЕТ!
Что же касается шахтёрского труда, то на шахте есть разные места. Если работать в лаве, или в проходческом забое, то это одно, а если на вспомогательном участке, или на инженерной должности, - это совсем другое.
Но, одно скажу вам точно: шахтёры – это особая порода людей. Те, кто выдержал первых пару месяцев, не сбежал и остался - обладают некими личностными качествами, редко встречающимися у "нормальных" людей.
И если шахтёры Донбасса пойдут в разнос...
Впрочем, надеюсь, что обойдётся.
hydrok
10 апр, 2014 17:15 (UTC)
Ну, дык всё понятно. Мордашов задумал в устье Суды лесопромышленный комплекс смастерить. Самый большой в Европе. Два миллиарда баксов только построить. Ну, и ещё немерено - спасти Волгу ниже, но это уже бюджетные траты будут. Ну и зачем тогда эта убыточная Воркута ему? Ничего личного, только бизнес.
Впрочем, я тоже надеюсь, что при нынешних реалиях обойдётся. И там и там. И в Череповце, и в Воркуте...
veryveryangrydu
10 апр, 2014 17:09 (UTC)
Явная ложь.
В Шахтах работают все шахты и причем большинство модернизированы и многие с Украины ездят на работу в Шахтинск. Сомализация Украины. http://veryveryangrydu.livejournal.com/29523.html
auvasilev
10 апр, 2014 17:49 (UTC)
Re: Явная ложь.
Вот классический вариант бессмысленного кремлевского спама.
Запомню и найду. Вопрос времени.
Re: Явная ложь. - auvasilev - 10 апр, 2014 17:58 (UTC) - Развернуть
Шахты - sf2121 - 11 апр, 2014 11:53 (UTC) - Развернуть
Re: Шахты - veryveryangrydu - 11 апр, 2014 12:05 (UTC) - Развернуть
Re: Шахты - auvasilev - 11 апр, 2014 12:10 (UTC) - Развернуть
Re: Шахты - veryveryangrydu - 11 апр, 2014 12:23 (UTC) - Развернуть
Re: Шахты - sf2121 - 11 апр, 2014 12:30 (UTC) - Развернуть
Re: Шахты - veryveryangrydu - 11 апр, 2014 12:35 (UTC) - Развернуть
Re: Шахты - sf2121 - 11 апр, 2014 12:56 (UTC) - Развернуть
Re: Шахты - veryveryangrydu - 11 апр, 2014 13:06 (UTC) - Развернуть
sova1509
10 апр, 2014 19:17 (UTC)
Для того, чтобы что-то изменилось в отрасли, надо, чтобы сначала изменилось в мозгах. А чтобы изменилось в мозгах, надо к этому приложить какие-то усилия. А если их не прикладывать, то ничего в них и не изменится. (А их не прикладывают, хозяину шахты оно зачем? Ему кого-то жалко? У него задача - выдрать как можно больше, заплатить выдиральщику как можно меньше, выдранное продать задорого и сдрысснуть на теплое море).
Правительство (хоть Украины, хоть России), занято не судьбами народными и не процветанием или перепрофилированием отрасли и людей, а тем же самым: выдрать как можно больше и пока при короне и при портфеле - продать и рассовать по карманам.
А в Донбасе нынче добывают уголь "копанками". Как в 15 веке. Проваливаются дома, заваливает людей, их никто не достает. И профсоюз как-то не сильно озабочен судьбами народными.
auvasilev
10 апр, 2014 20:12 (UTC)
Да. Не Тэтчеры.
3000top
10 апр, 2014 19:43 (UTC)
3000-ТОП
Ваша запись появилась в рейтинге 3000-ТОП. Отслеживать судьбу записи вы можете по этой ссылке.
Подписаться на рассылку или отказаться от рассылки можно здесь.
identi_ty
11 апр, 2014 00:24 (UTC)
Вот "Российская газета" пишет, что в Кузбассе закроется 25 шахт, где работает 11 тысяч шахтеров. А там еще и угроза для людей, живущих рядом, потому что образовались пустоты, которые грозят обрушением шахтерским поселкам со всей инфраструктурой. То, что делала Тэтчер, было болезненно и жестко, но в будущем себя оправдало, судя по всему. И понятно, что люди живут здесь и сейчас и когда им нечего предложить взамен в данный момент, не многие смогут найти оптимальный выход из тяжелой ситуации.
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
( 50 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

вторая
auvasilev
Васильев Александр Юрьевич
http://vasilev.su

Latest Month

Октябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Разработано LiveJournal.com
Designed by yoksel