?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Моя земля

Хочу сказать несколько слов о своих собственных имперских амбициях.

Это сейчас есть «ридеры» и всякие прочие гаджеты, не говоря уже о великом Интернете, предельно упростившие перемещение и потребление информации. Но как это многим ни покажется странным, совсем ещё недавно тут имелись некоторые практические сложности.

Книги были тяжелы, громоздки и не очень удобны для транспортировки. И в связи с этим у меня в какой-то момент образовались две библиотеки. Одна, основная, в Москве и относительно дублирующая, поменьше – в деревне. Собственно, её второстепенность заключалось по преимуществу в том, что собрания русских классиков были там представлены не академическими изданиями, а более компактными, «худлитовскими», типа десятитомника Достоевского вместо московского тридцатитомника.

В остальном же книги обычно не повторялись, какие-то оседали в одном месте, какие-то в другом в зависимости от частоты и места использования, ну а уж, в крайнем случае, что-то время от времени перемещалось. И только всего несколько изданий имелись в дубликатах и постоянно находились в обеих библиотеках одновременно. Среди них «Постижение истории» и «Цивилизация перед судом истории» Тойнби.

Это, конечно, всего лишь краткий вариант фундаментального труда ученого, но я, к сожалению, недостаточно владею (если совсем честно, то и вовсе паршиво владею) английским, чтобы читать оригинал, а полный вариант у нас не переведен. Однако и то, что есть, заставляет меня постоянно обращаться и возвращаться к написанному Арнольдом Джозефом.

При этом, думаю, следует отметить и подчеркнуть, что я отнюдь не являюсь фанатиком или даже просто большим сторонником и приверженцем идей и исторических воззрений Тойнби, как таковых. Но тут дело вовсе не в как-либо идеях, а в самой стилистике, в общем настроении взгляда и разговора о возникновении, существовании, смерти, исчезновении и предании полному забвению не личностей, не стран, государств или каких-то изначально временных образований, а целых цивилизаций, каждая из которых, несомненно, считала себя уникальной, великой и вечной.

Специалисты и интересующиеся дилетанты всё это прекрасно знают и без меня, а очень многие значительно лучше меня, остальным же я ни в коем случае не могу рекомендовать начинать зачитываться годами текстами Тойнби, подобно мне. Но вот просмотреть хотя бы крайне поверхностно некоторым, возможно, всё-таки стоит. Есть микроскопический, но шанс, что в голове у кого-то немного иначе начнут существовать понятия типа «моя земля», «нерушимое государство», «великая империя», ну, и тому подобное.

Я и сам не чужд понятию «моё». И даже очень трепетно порой к нему отношусь, когда речь идет о квартире, доме или куске леса, на который у меня имеется свидетельство о собственности с водяными знаками, красивыми печатями и даже голографическими наклейками. Но почему-то даже не вечная воистину великая Книга, а именно работы Тойнби помогают понимать и постоянно ощущать для меня основное.

В нашей семье по традиции, по крайней мере, в тех временных рамках, что мне известны, обычно нигде никогда никого не хоронили, только сжигали. Я не собираюсь оставлять своим потомкам никаких завещаний, даже устных, на эту тему, но, уверен, что сожгут и меня. И вот когда горсть праха моего упокоится в земле, только тогда она, земля эта, и окажется истинно «моя».

Вся целиком. На меньшее я не согласен.

Метки:

Comments

( 22 комментария — Оставить комментарий )
x741
19 июн, 2014 10:33 (UTC)
Тойнби - да, а как там Хантингтон? Притулился ли в Вашей москве или хоть в подмосковье?
razachorovanie
19 июн, 2014 11:04 (UTC)
спасибо
получил истинное удовольствие прочитав
(Удалённый комментарий)
auvasilev
19 июн, 2014 13:30 (UTC)
Как говорил Уайльд, нескромных вопросов не бывает, ими бывают только ответы.
А если по сути, то академические издания состоят обычно из двух частей. Произведения, конечно, прочитаны, что касается писем, вариантов и прочего, то тут, видимо, по-разному (я никогда цели такой специально не ставил и потому вопросом таким не задавался). Достоевский, Толстой, Тургенев, Некрасов, Чехов - скорее всего, в большей степени. Остальные меньше.
Валенрий Макаров
19 июн, 2014 13:51 (UTC)
а Довлатова, Ремарка, Сэдинджера ?
Валенрий Макаров
19 июн, 2014 13:52 (UTC)
Сэлинджера...опечатка...
auvasilev
19 июн, 2014 13:59 (UTC)
Виноват, но у них нет академических собраний сочинений.

А вообще, Довлатова и Сэлинджера, естественно, читал всё, что доступно, Ремарка много меньше и только в самой ранней юности, это писатель не из самых мне интересных.
Валенрий Макаров
19 июн, 2014 14:54 (UTC)
у Сэлинджера недавно в сети стали доступны 3 рассказа в подлиннике из неопубликованных-я прочитал, но прежнего кайфа не испытал , к сожалению, а раньше -очень нравился...
Валенрий Макаров
19 июн, 2014 14:56 (UTC)
Ремарка я тоже прочитал все из доступного давно раньше-кажется понравился "Черный обелиск"-не "Три товарища"...
baida_grigor
19 июн, 2014 14:18 (UTC)
Простите влезу в разговор. Академические издания и вовсе не предназначены для "чтения". Они для изучения писателя под микроскопом (варианты, черновики, письма, даже бытовые записки). Толстой что-то под сотню томов. У меня его нет , только видел)))
valentina_ak
19 июн, 2014 12:13 (UTC)
Вспомнилось
Одна из моих сестёр (она тоже живёт в деревне) как-то заметила странную закономерность. Если кто-то из мужиков начинал «драться за землю», то есть делить какой-нибудь спорный кусок земли с «подручными средствами» в руках (обычно – с вилами), то через весьма непродолжительное время оба дерущихся оказывались в земле – умирали. Причины смерти были самые разные (не от ран в драке - их всегда разнимали), а промежуток времени после драки – довольно короткий, насколько я помню – не более нескольких лет. Похоже на мистику, но так и было.
Не удивлюсь, если вообще есть такая «народная примета», но если и нет, то локально почему-то срабатывало.
x741
19 июн, 2014 12:19 (UTC)
В классе был у нас драчливый мальчик. Умудрился даже на своем дне рождения подраться со мной среди всего пары-тройки гостей. Потом он пропал из класса - оказалось со сломанным позвоночником.

В поселке у нас была собака, довольно агрессивная, приставала ко многим жителям. Вскоре исчезла - оказалось, сбила машина.

Закон кармы - работает.
auvasilev
19 июн, 2014 13:33 (UTC)
Re: Вспомнилось
Я тоже не знаю о такой примете, но высшую логику в подобном вижу.
amalit215
19 июн, 2014 13:20 (UTC)
//типа десятитомника Достоевского вместо московского тридцатитомника. //
*************************************
Хм, а я-то думал, что кроме моей жены никто и не делает разницы между 10-томником и 30-томником Достоевского. А уж о том, чтобы исчитать его (30-томник) вдоль и поперёк, кроме моей жены и, может быть, жены самого Достоевского, считал и нет больше никого.
x741
19 июн, 2014 18:09 (UTC)
А если жена-тридцатитомник еще и блогер-десятитысяник, то это уже орудие массового поражения!
amalit215
19 июн, 2014 18:13 (UTC)
Мы нанесём им, если будет надо, ответный термоядерный удар! (с) :-)))
x741
20 июн, 2014 07:32 (UTC)
наши жёны - пушки заряжёны
ivan_1_dyrak
19 июн, 2014 13:58 (UTC)
Не, тогда не будет Вас как субъекта. Вот в сознании детей или ещё кого (если Вы конечно озаботились при жизни им мозги вправить) земля может быть Вашей.

(Это я к тому, что Империя жива, пока живы имперцы).
warlen
19 июн, 2014 14:29 (UTC)
Для того, чтобы расстаться с иллюзией нерушимости, не обязательно читать Тойнби, достаточно вспомнить не такое уж давнее прошлое времен крушения СССР. Но разве дело в рушимости-нерушимости? Люди строят дома, хотя знают, что любой дом рано или поздно разрушится. Воспитывают детей, хотя знают, что дети рано или поздно умрут. Только самые глупые государственники считают свое государство нерушимым.
vepr_y
19 июн, 2014 18:45 (UTC)
Логично :-)

Забавное вспомнилось: для меня в детстве первым проводником этой мысли любопытным и неожиданным образом стал один из первых просмотренных на "корейском видеомагнитофоне отечественной сборки" Электроника ВМЦ8220 ака Samsung VX 8220 фильмов. Вообще наверно абсолютно проходной, но для меня и многих ровесников исторически ставший чуть ли не культовым "Данди по прозвищу Крокодил".

Так вот, там был такой момент, Мик и Сью сидят на привале в буше, смотрят на красоты и беседуют. И Сью спрашивает, как интервьюируемый относится к попранным правам аборигенов на землю. На что Мик отвечает: "Well, you see, Aborigines don't own the land.They belong to it. It's like their mother. See those rocks? Been standing there for 600 million years. Still be there when you and I are gone. So arguing over who owns them is like two fleas arguing over who owns the dog they live on." Не бог весть какая то мудрость, но вот запало в детстве в душу, и аккурат с тех пор к вопросам передела лебенсраума отношусь скептически.
auvasilev
19 июн, 2014 18:58 (UTC)
Во-во, я о том же. Представляю себе, как усмехается седой Крым по поводу споров, кто им владеет по исторической справедливости.
x741
20 июн, 2014 07:31 (UTC)
Хорошая цитата, способствует к размышлениям.
Ну вот например: Собственность и принадлежность - разные виды отношений. Возможно, у примитивных народов собственность вообще не выделено как самостоятельное отношение. У промежуточных они смешанны, а у развитых - разделены: принадлежность - чисто физическое отношение, собственность - чисто правовое. Или, те же яйца в профиль: неразвитость понятия права влечет пренебрежение институтом собственности. Мы можем наглядно наблюдать это в России.
( 22 комментария — Оставить комментарий )

Profile

вторая
auvasilev
Васильев Александр Юрьевич
http://vasilev.su

Latest Month

Октябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Разработано LiveJournal.com
Designed by yoksel