Васильев Александр Юрьевич (auvasilev) wrote,
Васильев Александр Юрьевич
auvasilev

Categories:

…Ещё немного о дружбе народов

Когда в семьдесят седьмом меня очередной раз, правда, первый в качестве учителя, выгнали из школы по четвертому и седьмому пунктам тридцать третьей статьи КЗоТ РСФР, то единственной организацией, готовой немедленно принять столь ценного работника, оказался НИИмаш, расположенный на одной из Парковых, по-моему, двенадцатой, но тут за давностью лет я уже могу ошибаться.

Старый усталый кадровик медленно поднял на меня глаза и безнадежно поинтересовался: «Сильно потребляете?» Я не ответил, после чего со скорбным и обреченным вздохом был тут же зачислен на должность инженера в отдел изучения и распространения передового опыта. Ну, или чего-то подобного.

О своей более чем годичной службе в этом замечательном заведении я как-нибудь, возможно, расскажу подробнее отдельно. Там смешного и даже почти экстремального не на одну сотню страниц наберется. Сейчас же считаю достаточным упомянуть, главное, почему руководство наплевало на порочные изъяны моей трудовой биографии – работа состояла практически из одних командировок. Едешь на неделю в какую-нибудь дыру за пять тысяч верст, возвращаешься, два-три дня отписываешься, и снова в дорогу. Желающих было мало. А меня вполне устраивало.

Да, а занимался я… Вот это, пожалуй, самое сложное. Сейчас толком и объяснить и, особенно, понять почти невозможно. Официально и формально это считалось, типа, «внедрением прогрессивных методов сборки автоматических линий производства», а по сути процентов на девяносто девять фуфло, липа и имитация деятельности.

Впрочем, на один процент там случалось приносить и пользу. Например, некий мужик где-то под Тюменью придумал, как проще собирать электросхему для крупного конвейера. Нашел на помойке старый пружинный матрас, воткнул в него согласно чертежам карандаши и у него получился своеобразный шаблон. Собирать по нему, а потом переносить готовое уже в шкафы и кабельные каналы оказалось много быстрее и удобнее, чем изначально корячиться непосредственно в цеху.

Я подробно описываю эту «методику», перечерчиваю для наглядности некоторые варианты шаблонов и выпускаю плакат, который рассылается на все предприятия отрасли. Потом еду на примерно аналогичное производство где-нибудь рядом с Даугавпилсом, интересуюсь, нет ли у них каких вопросов по тюменскому опыту, и не имеют ли сами чего подобного, чем можно поделиться с остальным машиностроительным миром…

В общем, полный бред и профанация, а и микроскопическая возможная польза с лихвой аннигилировалась совершенно не сопоставимыми затратами и труда, да и просто финансовыми. Но я сейчас вспомнил об этом как раз из-за упомянутых довольно частых поездок в Прибалтику, особенно в Латвию.

Эти командировки я любил меньше всего. Народ там был неприветливый и скучный, не то, что, скажем, в Сибири или на Урале. Вот помню как-то в Нижнем Тагиле мы с бригадой наладчиков и стюардессами местной авиалинии… Ладно, это тоже потом. Сейчас про Латвию. Ну, смерть какую тоску на меня наводили ихние инженера, в основном, вопреки ошибочно сложившемуся мнению, аборигены, даже в самой Риге.

Сидишь с эдаким древним замшелым латышом, кажется, помнящим ещё блаженные времена Улманиса, главным технологом крупнейшего завода, тратишь попусту и свое, и, главное, его действительно очень ценное время, часами вытягиваешь будто клещами хоть какую-нибудь пригодную для будущего плаката информацию, и такая муть в душе накатывает… Потому обращаешься к нему постоянно, к месту и не к месту, вроде Кристапс Раймондович или Маркус Антонисович. Хотя прекрасно знаешь, и как правильно нужно говорить, и насколько ему это «по отчеству» неприятно. И он не хуже знает, что ты всё знаешь. И знаешь, что он знает. И смотрит на тебя глазами полными таких глубоких и искренних чувств… А сказать ничего не может. Формально-то я безупречно вежлив, обращаюсь в полном соответствии с его паспортными данными гражданина Союза Советских Социалистических республик.

Какой же всё-таки в юность человек бывает уникальной паскудой исключительно от безделья и переизбытка невостребованных сил.
Tags: Былое
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 60 comments